АПРК Курск. Россия помнит моряков

    В одной из паломнических поездок в Санкт-Петербурге познакомилась с православными финнами. Общались через переводчика, и когда я назвала город, в котором живу, повисла длинная пауза. Подумав, что собеседники ничего не знают о Курске, напомнила: «Курская дуга, война». Пожилой финн тяжело вздохнув, добавил: «АПРК «Курск»… наши соболезнования. В те дни мы не отходили от телевизора. Мы были с вами».

     …В нашем храме шла обычная служба, если не считать, что для буднего дня было непривычно много народа. С начала службы к клиросу стали подходить люди  с просьбой передать в алтарь свечи  «за здравие моряков». Одна, другая, третья, добрый десяток свечей…Мы, не успевшие из-за утренней спешки послушать радио, сразу почувствовали, что случилось что-то страшное. В трапезной храма стеной стояли люди и молились, кто-то вытирал слезы.

    Когда мы узнали о трагедии с АПРК «Курск», не сговариваясь, остались после службы и единодушно прочитали акафист святителю Николаю. Вместе с нами молились и совершенно незнакомые люди, прихожане. Мы просили о спасении моряков каждый день, с волнением ловили новости с Северного флота. Те дни запомнились этим молитвенным единством, духовной общностью. Прошло десять лет, и до сих пор в синодиках  верующих людей  рядом с именами родных и близких -  118 имен моряков. Куряне помнят их.
 
   Не забывают трагедию и в России, и во всем мире. Но одно дело – просто помнить, совершенно другое – находить в себе силы и мужество для общественной работы, для  добрых дел во имя сыновей и мужей, выполнявших свой воинский долг перед Родиной и погибших на боевом посту.

   Валентина Сергеевна, мать матроса срочной службы Дмитрия Старосельцева, посвятила себя общественной работе. В прошлом  медик, инструктор по лечебной физкультуре, она оставила любимую профессию, почувствовав, что жить по-прежнему после потери сына уже не сможет, что должна делать все, чтобы его и друзей-сослуживцев не забывали. Сама Валентина Сергеевна не допускает даже мысли, что ее сын погиб в морской пучине.
 
   - Наши  ребята просто ушли в бессрочный поход, - рассказывает она. – Мой сын со мной всегда. Я чувствую его близость.

   Эти слова могут показаться странными только неверующему человеку. По учению Православной Церкви духовная связь родных и любящих людей не прерывается никогда, и даже смерть не способна ее разъединить, потому что любовь сильнее смерти. Святая материнская любовь всегда принадлежит детям. Души матери и ребенка, если кто-то умирает раньше другого, таинственно общаются до самой главной встречи – в мире ином, после которой они соединятся в вечности.

   Дима вырос в дружной семье, где царили любовь и взаимопонимание. Валентина Сергеевна с благодарностью вспоминает свою свекровь, которая помогала воспитывать сына и дочь.
 
  - Я уходила на работу со спокойной душой, что мои дети будут накормлены, ухожены, что свекровь всегда позаботится о них. За 30 лет, что мы прожили вместе со свекровью, у нас не было ни одной ссоры. Мой муж был добрым и очень честным человеком. Мы всегда понимали и уважали друг друга. И для меня, и для мужа  – дети были главным смыслом и содержанием жизни.

    Дорогими воспоминаниями остались будние вечера, когда вся семья садилась за стол и, глядя глаза в глаза, рассказывали, как прошел день. Вместе радовались добрым делам и успехам, огорчались неудачам и решали, как можно все исправить. Авторитет родителей был непререкаем. Дима  не хотел уходить из школы после девятого класса. Мать настояла, чтобы он поступил в железнодорожный техникум, ведь его дед – заслуженный машинист. Прадед и отец тоже работали на железной дороге. Года два Диму можно было увидеть в классе, он потихоньку приходил на урок и садился за свою бывшую парту. Его, доброго и отзывчивого парня, любили и уважали друзья, и он был к ним искренне привязан.


   В первую поездку мать провожала сына почти до самого депо, стараясь быть незамеченной, издали благословляла. Когда пришла пора служить в армии, у Димы был выбор – Кремлевский полк или АПРК «Курск». Он выбрал море и подлодку - тезку родного города.  Совсем недолго послужил молодой моряк на «Курске», в июне 2000 года он закончил в Северодвинске учебные курсы, а 12 августа произошла трагедия, потрясшая весь мир.


    Духовный смысл тех событий мы, наверное, поймем не скоро – большое видится на расстоянии. Но достаточно обратить внимание на даты, чтобы осмыслить происшедшее в историческом аспекте, в значении для спасения России. 12 августа 2000 года. Первое совпадение (а православные знают, что в духовном мире случайностей нет)- 12 августа для верующих людей - особая дата, в этот день в 1904 году родился царственный страстотерпец цесаревич Алексей, погибший в застенках Ипатьевского дома вместе с родными от рук безбожников. И еще одно знаменательное совпадение на следующий день после трагедии в Баренцевом море - 13 августа 2000 года начал свою работу исторический юбилейный архиерейский собор Русской Православной Церкви. То было особое время, решалась судьба России, на юбилейном соборе были причислены к лику святых  государь император Николай II и его семья, тысячи замученных и пострадавших за веру в годы атеистических гонений православных людей, отдавших свою жизнь за Христа, за возрождение России. Русский народ четко обозначил, что он свернул с ложного пути атеизма и возвращается на круги своя – к Православию, к Руси Святой. Но, видимо, чтобы это все же произошло, недостаточно было уже совершенных подвигов за веру, нужна была еще одна лепта мужества и самоотвержения, еще одно духовное звено, связавшее век XX-й с веком XXI-м. Эту лепту добавили моряки «Курска», который был освящен и носил на своем борту список с чудотворного образа Божией Матери «Знамение» Курской Коренной, а значит - его экипаж принял Православие и на свои плечи поднял Российский крест.

    … За более чем десять лет каждый, кто был причастен к  бессрочному походу моряков-подводников, тоже прошел большой путь.  Валентина Сергеевна от  первого материнского, вполне по-человечески понятного ропота, от горя и боли сумела подняться к пониманию и принятию воли Божией какой бы суровой она ни была. Был большой соблазн осудить, возненавидеть тех, по чьей вине случилась трагедия. Но с первых же дней убитая горем мать наша в себе силы смириться и простить. Она утешала других родственников погибших:

     - Наших родных уже не вернешь. А зло рождает только зло - это страшная разрушительная сила. Значит, так нужно было Богу. Мы этого не понимаем и не поймем, поэтому нужно смиряться перед волей Божией.   
      
   
      В те первые дни к ней приезжало много журналистов, в том числе и иностранных, которые задавали острые и не очень-то тактичные вопросы. Валентина Сергеевна, только что похоронившая мужа,сердце которого не выдержало утраты любимого сына, всем уделяла внимание, хоть и не с большой охотой, но давала интервью. Все отмечали ее сдержанность, мудрость и достоинство. Одна журналистка из известной западной телекомпании спросила, обижается ли она на Россию за гибель сына.

      - В нашей жизни все происходит по воле Божией, - ответила мать. - А как можно обижаться на Родину? Какая бы она ни была, она у нас одна и другой уже не будет. Мой сын очень любил Россию и погиб за нее. И если бы я осудила Родину, он первый бы не понял меня.
 
     Так мать пришла к вере, нашла себя в служении Богу и людям, возглавила общественный совет членов семей экипажа АПРК «Курск». Сделано очень много – самое первое и главное было объединить родственников погибших моряков, чтобы никто не замкнулся в своем горе, чувствовал помощь и поддержку. На Мемориале павших появился памятник со скульптурой Ангела. С каждым годом хорошеет березовая аллея в Северо-Западном районе Курска, где установлен Памятный знак. Издан  памятный буклет, установлена мемориальная доска в Курском Михайловском (морском) храме, в школьных музеях  открыты экспозиции об АПРК «Курск». Сняты фильмы, написано множество газетных и журнальных статей. Каждый год на Мемориале павших торжественно возлагают венки, проходят встречи со школьниками и молодежью, поездки и паломничества  по святым местам. Действенную помощь совету оказывают областная и городская администрации, люди доброй воли.


   В одном из паломничеств в Серафимо-Дивеевский Свято-Троицкий монастырь Валентина Сергеевна молилась у раки с мощами преподобного Серафима Саровского, а в душе зрел вопрос:  что нужно еще сделать для моряков? Ответ пришел чуть позже, в Муроме, когда Валентина Сергеевна зашла  в часовню в честь великомученика Георгия Победоносца в Спасо - Преображенском мужском монастыре.  На видном месте там – частичка от корабля «Варяг», мемориальная табличка с именами воинов, погибших в Афганистане и Чечне, Андреевский флаг. Решение созрело, кажется, само собой: здесь должна быть увековечена и память моряков «Курска».


   - В этом мы чувствовали помощь Божию, - вспоминает Валентина Сергеевна. – Сразу же откликнулся наместник Спасо-Преображенского монастыря архимандрит Кирилл (Епифанов). По благословению Высокопреосвященного Евлогия, архиепископа Владимирского и Суздальского, он пригласил нас на освящение мемориальной доски. Я отослала в монастырь всю информацию, которая у меня была. Даже нашла частицу от корпуса АПРК.


   Освящение мемориальной доски состоялось при большом стечении прихожан. Муромчане считают себя причастными к подвигу моряков, не только потому что они россияне, но и потому, что среди 118-ти  был и их земляк  Максим  Боржов, который похоронен в родном городе. На торжества приехали родственники погибших моряков из Москвы и  Санкт-Петербурга.

 
    - У меня на душе была Пасха, - делится Валентина Сергеевна. – Когда мы подарили владыке  Евлогию икону Божией Матери «Знамение», архиерей бережно принял ее и сказал, что для него это самая дорогая и драгоценная святыня. Три дня в монастыре стали настоящим незабываемым праздником Православия.
 
   Но больше всего мать потрясло то, как  люди почитают память моряков- подводников, как с благоговением они подходили к частице корпуса АПРК, прикладывались к ней, а затем – к мемориальной доске со списком 118 незабываемых имен. Вот и еще одна лампада памяти зажглась…

    Но ярче всего она горит в Курске, ни в одном городе России не сделано столько  в честь памяти моряков, это заметили родственники членов экипажа, с которыми довелось встретиться в Муроме. И эта память действенная, живая, она продолжается в истории. Каждое утро на поверке в школе №18 звучат имена воинов,погибших на атомоходе «Курск», включенных в состав военно-морских кадетских классов. Имя Дмитрия Старосельцева – навечно в списке  11-го класса. Свою скромную пенсию и пенсию, положенную за сына, Валентина Сергеевна отдает  для поощрения лучших кадетов  школы, справедливо полагая, что эти ребята вырастут патриотами, как их сыновья, и  станут гордостью России. На что живет сама? Помогают дочь и зять, которые тоже пришли к вере и стали ее первыми помощниками и духовно родными людьми.

    У молодых курян появилась традиция – перед началом службы в армии или во время каких-то трудностей на «гражданке» приходить на Мемориал павших и просить моряков о помощи. Эти просьбы не остаются без ответа. А не так давно появилась информация из Италии: лики моряков АПРК "Курск" появились на стенах домов в Венеции. Итальянцы думают, что их рисуют русские. Но на рисунок эти изображения не похожи, к тому же никто из русских не признался в столь необычном авторстве.
               
       






   


Рецензии
Всей правды этой катастрофы мы так и не знаем. Спасибо.

Сергей Горельцев   27.06.2012 11:16     Заявить о нарушении
Сами моряки говорили о предательстве. Но не пойман, не вор. А АПРК - это символ всей нашей России.

Елена Выборнова 2   27.06.2012 13:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.