Жизнь и судьба - съемки фильма в Самаре глазами оч
К слову сказать, инвалид-то вовсе не инвалид, а обычный рядовой самарец, работающий
то тут, то там, а тут - и вовсе на съемках фильма по роману-эпопее Василия Гроссмана
"Жизнь и судьба".
Неизбалованная Самара внезапно превратиласьв съемочную площадку.
По замыслу режиссера Сергея Урсуляка, улица Ленинская перевоплотилась в улицу Шапошникова, холодный снежный марта обратился осенью, для чего перед съемкой кропотливо оббивался снег
с тротуаров, а у облаченных в беженцев и в одежды военного времени, самарцев постоянно корректировали внешний вид - меняли зимние ушанки на платки - иначе осенью не запахнет (хотя подмерзшие ноги и шмыгающий нос вторили обратное), или же просто меняли шерстяные платки
на суконные.
Но все по порядку.
Незадолго до съемок исторического сериала от Мосфильма, экранизацию которого обещают
уже в 2012 году, и планируют приурочить к 70-летию сталинградской битвы, город Самара пестрел объявлениями следующего типа: "Для съемок с 22 марта по 5 апреля в военной исторической кинокартине о событиях Сталинградской битвы "Жизнь и судьба" приглашаются: Мужчины (возраст от 30 до 60 лет) Женщины (возраст от 25 до 60 лет). В съемках принимают участие известные актеры российского кино. Спешите! У вас есть уникальная возможность сняться
в фильме и заработать."
Надо думать, поиск актеров массовых сцен на этом не ограничился. На съемки пришел народ
от велика до мала - самым юным актерам было около 4-5 лет. И дамы в возрасте 60+ также стремились внести свою лепту в столь знаменательном событии, и пришли на кастинг.
Что касается меня, о событии меня известил 19 марта боевой товарищ Сергей по аське с воплями "http://63.ru/job/vacancy/1557220.html и только скажи мне, что ты не в теме) тяжелым кину) просили звонить в понедельник)"
Сказано - сделано. Я всегда всеми лапами за искусство. Принять участие в жизни своего города, посмотреть, как проходят съемки фильма, пообщаться с интересными и творческими людьми, перенестись в другую эпоху на машине времени, успеть сделать что-то значимое, как минимум,
для самого себя.
21 марта. Отправляюсь на кастинг. Отдельный момент - объявление в интернете на 63.ru гласило, что по условиям, устроиться на съемку можно только через биржу труда опека. Поскольку проснулась я не ранее часа дня, то нужно было шевелиться, и ехать на эту самую биржу в центр города, на Галактионовскую, 40. В офис поспеваю к 17 часам. Покуда барышни в офисе нерасторопно заключают договоры и беседуют с другими товарищами, терпеливо жду на диване, улыбаясь и поглощая шоколадные монеты из громадного бокала. Пришел и мой черед. Поспешно заключаю договор, кивая головой, и получая бумажечку с координатами, ммм, координатора Елены. На часах без пятнадцати шесть. А в шесть о клок уже нужно быть как штык в гостинице "СамаРа", где и проводится сей кастинг. Но как добраться до пункта назначения - где он, и на чем, знать не ведаю. А времени на промедление нет. Делать нечего - машем лапой, хватаем такси, терпеливо объясняем таксисту, что более сотни платить аморально.
Получив согласие, через несколько минут уже сижу на диване в гостинице, и жду дальнейших указаний.
Интересный факт: вокруг меня люди возрастной категории от 40 до 60 лет. Чем обусловлено это, не совсем понятно. Возможно, потому, что тематика войны и тех времен им более близка,
и оставила какой-то след в их жизни, захватила. А может быть, и потому, что людям пенсионного
и предпенсионного возраста, не хватает средств к существованию, а главное, живого общения, и обстановки былых времен, непринужденности, советского быта.
Еще имеются трое молодых парней, в возрасте от 17-19 лет. Они здесь, скорее, из-за интереса, легкодоступных (легко ли?)) денег, и притягательности военной тематики. Захотелось мальчишкам в войнушку поиграть, перед девчонками своими покрасоваться)
Пришедший товарищ Сергей - отдельный случай) Для чего он пришел - это пусть он свой обзор катает.
Люди понемногу начинают общаться, ожидая Елену. Вот и она.
Отбор был немногословным. А количество людей - немногочисленным, около десяти человек
в холле. Зададим привычный вопрос: почему? Как говорит Елена и как считаю я - потому что наши самарцы довольно зашуганны, ленивы, неуверенны и безынициативны. И чтобы заставить нашего аборигена преодолеть себя и выползти из-под панциря обыденных дел, забот и привычной неторопливости и оседлости, нужны либо хорошие деньги, либо революция в голове, не меньше.
Ускоренно заполняем договоры, попутно задавая вопросы:
"А можно ли брать с собой детей?"
- Не только можно, но даже нужно. (Так, как перед нами воочию восстает военная картина тыла, то в городе остаются, в основном, только женщины и дети)
"А можно ли не стричься?" - спрашивает светловолосый парень славянской внешности, с волосами до плеч. Спрашивает потому, как мужчин на съемки предварительно подстригают в гримерке - сбривают височные и затылочные доли - чтобы из-под военных головных уборов не выдавали торчащие пряди.
- Можно, если найдется для вас ушанка среди реквизита. Одному парню мы заплетали косички и убирали назад под головной убор. (На следующий день парня на съемках не было, видать, отсеялся).
"А у меня уже сын подстригся прямо под солдата!" - радуется мама возможного актера.
- Молодец какой!
"А во сколько и где встречаемся?"
- Встречаемся мы завтра, около здания Цирка в семь часов утра. (Почему так рано - да потому что с огромной толпой нужно справиться - всех переодеть в одежду, согласно военному времени, загримировать, дождаться, посадить на автобусы и отвезти на место действия.) Возьмите с собой теплые вещи, которые будут надеты под основные сценические одежды, так, как съемки будут проводиться на улице. Чай, кофе и какао будут на съемочной площадке, с собой захватите бутерброды или другую еду.
Указания отданы, скорее, скорее домой! К тому же, нужно помочь добрать необходимых участников кинокартины, так, как оказался недобор женщин и детей на съемки.
Путем нехитрых манипуляций - обзвона друзьям и переписок, выяснилось, что: одни работают, другие учатся, третьи не любят военной тематики, четвертые дали клятвенные обещания на 22 марта, и физически не могут присутствовать, пятые поблагодарили и постеснялись.
Шестые - Павел Синицын и Лена Рыпкинская услужливо и с радостью согласились принять участие.
Ложусь спать уже после часа ночи - на сон остается всего около четырех часов. В пять нужно уже быть на ногах, быстро собираться, и двигаться на остановку, чтобы успеть с Глинки допиликать до Цирка.
22 марта. Утро. Будильник. Быстрый завтрак-одевание-сбор вещей-выскакивание за порог. Остановка. На остановке пришлось прождать минут эдак 15. Сажусь в 50 автобус, еду, подлавливаю Пашу. Далее едем до Макдональдса. Недовольство, ибо уже без пятнадцати семь, а внутрь так и не пускают. Делать нечего, прогуливаемся пешком до цирка.
Тишина. Город потихоньку начинает просыпаться. А мы с Павлом стоим, и не без удовольствия разглядываем военную ретро-технику, которая в избытке образовалась около Цирка. Что ни говори, а авто 30-40-х годов для нас редкость. ГАЗ М-1, ГАЗ-АА, военный ГАЗ-67 и санитарная машина, ожидая своего звездного часа, лупоглазо смотрели на здание цирка. Лично я горела удовольствием прижаться к пухлому жучишке ГАЗ М-1. Учитывая, что к авто я отношусь с неким предубеждением и даже нелюбовью, к этому автомобилю я всегда радею и всячески умиляюсь на него.
Актеры массовых сцен начинают наполнять собой территорию цирка. Первые пятнадцать человек ведут себя общительно и доброжелательно, и оживленно фотографируют ретро-авто. Организаторы не заставляют нас долго ждать, и ведут нас через черный вход цирка в раздевалку. Тут-то и начинаются первые шаги к перевоплощению и вступлению в кинокартину.
Мы с Леной идем переодеваться, совершенно не представляя, кем же обрядит нас приятная полноватая костюмерша. Гардероб, нужно сказать, довольно обширный, и в нем не только верхняя одежда. Халаты, береты, ушанки, стеганки, юбки, гамаши, военные формы разных рангов, сапоги, валенки и другие предметы одежды советского военного периода.
Сбрасываем свои современные одежды, садимся на стульчик. Вызывают, в-основном, по трое человек - чтобы не возникла давка, да и костюмеру проще ориентироваться. Подают серо-зеленую юбку и коричневые чулки. Надеваю прямо на колготки, чтобы было теплее. На ногах - черный ботинки. Под мужской ватник надеваю кофту, чтобы было потеплее. Ватник перетягивают тонким ремешком. На руках - черные варежки. На голову, обмотанный вокруг серый шерстяной платок. Все должно быть в одной цветовой гамме - и верх, и низ, без контрастов. Теперь я уже типичная беженка. Да еще и какая, все восклицает добродушный, активный дедушка, и на протяжении всего дня комментирует, что у меня самый, что ни на есть яркий и подходящий типаж на эту роль. Что ж, со стороны виднее))
Лене же надевают завязанную коричневую ушанку, вздыхая, глядя на ярко-красные волосы с черными прядями. Как ни крути, но в то время такой лепоты не было. В тон - коричневое пальтишко. Серые варежки, также чулки, юбка. На шею - черный шарф. Позднее обнаружили на нем интересную наклейку - огромный депутат Власов))) Все, теперь все шарфы буду называть именно так)
Особенно забавно выглядела сумка с многочисленными цветастыми значками поверх пальто)
Мы готовы, красуемся в зеркало, поем советские песни, бегаем, резвимся, танцуем. Но пора и в гримерку подниматься. В гримерке всю мою прическу забирают заколками под платок - и лицо пооткрытее, да и мой каштановый наверняка не в приоритетете. Лене заплетают косички, и все волосы убирают под ушанку. Теперь мы - лысики)
Пока мы отсутствовали, около гардероба появилась толпа советских граждан. Павлу дали кепку, светлый шарф, черное пальто, черные штаны, сапоги. Типичный такой интеллигент) До солдата не "дорос", ну да и ладно. Зато попал аж в две сцены.
Сергею дали черную, не самую новую, ушанку, черное пальто, шарф, штаны и сапоги, и искренне порадовались, что не сбрил щетину) Ну, тоже не солдат, собственно говоря. В гримерке обоих подровняли по бокам.
А в коридоре около гардероба появлялись бабушки в платках, девушки в ушанках, девушки с косичками и плетеными шишками в беретиках, солдаты и другие военнослужащие. Художник и актер Алексей, вдохновившись широком обзором для творчества, немедля начал знакомиться с народом, и делать наброски лиц ручкой. А кого-то - даже приглашать на съемки в собственном фильме.
Пора отправляться на съемочную площадку. И вот уже четыре автобуса, наполненные переодевшимися будущими актерами, нетерпеливо ждут своей очереди. Раза четыре успели покурить и постоять около автобуса. ДПС и прохожие слегка обалдевали от происходящего, и не понимали, что же происходит. И вот только мы уже собрались дойти до магазина, чтобы скрасить ожидание, водитель загнал нас в автобус. Едем!
Послеобеденное время. Час дня. Мы на съемочной площадке. Опять ставим росписи, переписываем паспортные данные и получаем указания: "С Маковецким не фотографироваться. Автографов не просить. Дадите бумажечку, подпишет вечером, сами вам передадим. Урсуляка (режиссера) вообще не трогать, не отвлекать от творческого процесса".
Выходим из автобуса. На Ульяновской уже припаркована ретро-техника, неподалеку от которой стоят и современные машины. 20-сантиметровый слой снега долбят для имитации осенней поры. На жилом деревянном старинном доме над дверью вешают табличку "Магазин №1". Теперь это уже не Ульяновская, 30, а Шапошникова, 22. Окна и двери оботкнуты брезентовыми полосами. Кое-где заколочены окна. В доме напротив маскируют и затирают окна. Из открытых окон того же дома торчат тетки в бигудях и домашних халатах - первые зеваки. На углу одного из домов вывешена табличка "Гастрономия". Современные таблички сняты. А мы сидим в автобусе и ждем своей съемки. Времени пока в достатке. Хочется есть. И мы отправляемся в настоящий, современный магазин. Продавцы достойно реагируют. А вот входящие покупатели - с испугом, да особенно, когда им поясняют, что у нас, мол, эвакуация. Кто-то кричит в очереди, что хлеб нужно выдавать бесплатно и по карточкам. Особый ажиотаж на пироги, печенье и "дошираки".
Пока готовится съемочная площадка, народ тоже не скучает. Советские мамы фотографируют советских детишек в военной технике. Кто-то бегает туда-сюда перед телевизионщиками и даже дает интервью о происходящем. Кто-то просто фотографируется в костюмах на фоне старых домов - когда еще такой шанс выпадет? Заслуженный российский актер Евгений Дятлов, снимавшийся в "Охота на Золушку", "Улицы разбитых фонарей" и других фильмах, дает продолжительное интервью. После интервью мы с Леной не упустили случай сфотографироваться с ним.
Обстановка сохраняется дружеская. Несмотря на рыжеволосую женщину, которая упорно ругается и кричит, когда кто-то берет со стола, где наливают чай, больше стаканчиков, чем нужно, или угощается какао, которое предназначено для других. На нем не написано, в конце концов. Еду можно разогревать в микроволновке, на столах - электрочайники, стаканчики, сахар, кофе, какао, чай в пакетиках. Желающих согреться хватает. С ложками небольшая напряженка, ходят из рук в руки.
О детях заботятся по-особенному. И все участники съемочной группы, и массовка. Кто-то греет им руки, растирает спину, их постоянно отпаивают чаем, кормят печеньем. Ну и приоритетов, конечно, больше) Мальчику Вове - местному любимцу и просто яркому мальчишке - то дадут деревянное ружьишко поиграть, то в мегафон покричать, то микрофон подержать. Все лучшее - детям!)
А мы идем отдохнуть. Покушали, погрелись в автобусе, кто-то даже поспал. Наконец-то зовут на съемки!
Вначале снимают марширующих солдатов. Съемочная группа поспешно учит ребят правильно шагать в ногу. Мальчик Вова снует за солдатами и не отстает от них ни на шаг) Эта сцена снимается довольно быстро.
Следующий шаг. Сзывается толпа. Девушка из съемочной группы опытным взглядом выцепляет актеров для сцены. Не так много, как предполагалось, человек около пятнадцати. Берут меня, Павла и Сергея. В магазин №1 собирается длинная очередь, в-основном, в ней женщины. Меня ставят одной из первых. В руки каждому вручается реквизит. У меня в руках жестяной пустой бидон. Одной из бабушек подфартило больше - у нее и свекла, и лук до отказа. У кого-то пустые авоськи. У кого - потрепанные ридикюли. Замысел таков, что мы ожидаем открытия магазина. А пока мы ожидаем, мимо проходят люди. Неподалеку сидит "безногий" инвалид на каталке, и играет на баяне "Раскинулось море широко". Инвалид подогнул под себя ноги, прикрыв их пальто. А если приглядеться, то это солдат, который недавно маршировал в строю.
Через дорогу собралась широкая толпа зевак. Многие снимают сюжет на телефоны и фотоаппараты. Съемочная группа, однако, не очень ими довольна, когда во время съемки кадра они включают вспышку.
После "Камера, мотор, начали!" - начинается, собственно, действо съемки. Мы с грустными лицами стоим в очереди и ждем открытия магазина, на котором висит свеженаписанная белой краской на картоне табличка "Закрыто", баянист играет свою мелодию, мама с мальчиком проходит мимо, мальчик не успевает за ней и громко протяжно кричит "Маааа-ааа-мааа!". С другой стороны, им напротив идет интеллигент Павел и несколько людей. Девушка из съемочной группы бегает, и выталкивает в нужное время в разные стороны людей. Крик "Стоп!"
В первой сцене крик "Стоп!" прозвучал еще эх раз и много-много раз. Поэтому очередь успела сдружиться) То при снятии кадра режиссер вдруг обнаружил, что у крыльца стоит пластиковое ведро) То вдруг спохватится, что осень, и начинает менять ушанки на платки. А то и вовсе одной бабушке сменили за всю съемку аж три платка. Кто-то смеется - богачка! То у меня внезапно появится сестренка, и я ее держу за руку. А то и вовсе казус - пришел товарищ лица кавказской национальности с двумя пакетами продуктов то ли в гости, то ли домой, и во время съемки кадра начинает стучаться в "Магазин №1". И просится зайти внутрь. Слегка он, конечно, удивлен, что вокруг время сменилось и кругом операторы и огромное количество людей, но по большому счету ему плевать, ему внутрь нужно. Так что снимали не менее двух часов. Григорий с демонстративно прискорбным и осуждающим видом уже залез в петлю, висящую на двери, и так и стоял, пока его не сфотографировали. В процессе всей съемки он очень веселил массовку, постоянно шутил, рассказывал анекдоты.
Во второй сцене очередь поменяли местами - первых в зады, задних - на первый план. Съемки продолжались до семи вечера.
...Эпизоды будут снимать в исторической части Самары, а также в Куйбышевском и Красноглинском районах...
...Сцены картины снимут на фоне старинных особняков, в квартирах, еще сохранивших интерьер военного времени, а самарская филармония преобразится в концертный зал периода Великой Отечественной войны...
Московская съемочная группа планировала пробыть в Самаре с 22 марта по 3 апреля. Но в связи с погодными условиями - расчищать каждый раз снег для съемочной площадки оказалось нелегкой задачей, съемку решили перенести на май. Также перенеслась и съемка с Маковецким, который так и не прибыл в Самару. 24 марта возле Филармонии с самого утра состоится съемка, в которой потребуются только мужчины. Затем съемочная группа переедет на ул. Фрунзе, 57. 25 марта и до мая съемочная группа уезжает. Возможно, в это время будут идти съемки в других городах. По роману действие проходит в Куйбышеве, Санкт-Петербурге и Сталинграде. Уже прошли съемки в Рязани, Столпцах и Москве. Планировались съемки в Казани.
Продолжение следует...
Свидетельство о публикации №211032301439