Оборона

Конец лета 1944 г. Наш штаб 112 отдельной артелерийской бригады, размещался в домике лесника , в так называемых «черных» лесах Прикарпатья. И, хотя были в то время в армии средства связи , как телефон и радиосвязь, но и все же, иногда пользовались и старинным способом, « гонцами «, или проще говоря- посыльными.
Вот таким «посыльным» был и я, ваш покорный слуга. Не всегда можно было доверить военные секреты телефону или радио. Фронтовая полоса настолько стремительно откатывалась на Запад, что наши штабы не поспевали наладить связь, вот тут-то пригодился «дедушкин способ сообщения» - гонцы, которые при любых условиях находили то, что было нужно, и таким способом поддерживалась связь с войсками.
И вполне естественно , что при таком стремительном отступлении в наших тылах оставались вражеские подразделения, которые пытались прорваться из окружения к «своим». Численность этих групп была разной, от взвода до батальона. И это были вполне боеспособные части, способные натворить бед в наших тылах. Насколько я знал, для борьбы с этими « блуждающими» группами били специальные части Н.К.В.Д. в прифронтовой полосе, которые обнаруживали и уничтожали эти группы и группки. И , вполне понятно, что первыми « жертвами» этих блуждающих группировок потенциально могли быть в первую очередь коммуникации снабжения войск, и естественно, штабы.
Вот об одном из таких случаев я и хочу рассказать вам, дорогие мои читатели, когда одна из таких групп вышла на наш штаб бригады, в котором находился и я.
Противник буквально « наткнулся» на избу лесника, в которой находился наш штаб. Посудите сами, если бы они знали , что в избушке, стоявшей на опушке леса, находятся военные, то наверное, скорее всего просто обошли ее стороной. Смею думать, что пробираясь по нашим тылам к «своим «, в их расчеты не входило вступать в бой. Но обстоятельства сложились для немцев такие, что выхода у них не было, так как «они» обнаружили себя, выйдя на наш штаб, и наверное понимали, что боя им не избежать. И поэтому, при выстреле караульного, противник^ как и положено в этой ситуации), моментально рассыпался в цепь и залег. Но оставим пока немцев в покое, и посмотрим, что делалось в штабе по сигналу тревоги.
Караульный взвод, выбежав из пристройки( наверное это была летняя кухня бывших владельцев) где они находились, и занял
круговую оборону, согласно дислокации. Я постараюсь коротко напомнить вам, что такое «дислокация «. Это предписание, по которому каждый знал где он должен быть, и что делать, в случае нападения противника. Остальные работники штаба и прикомандированные ( вроде меня ), по сигналу тревоги поступали в распоряжение старшего по званию командира, которым в данный момент был наш командир бригады. Все построились перед избой, и командир бригады дал каждому из штабных подразделений команду занять тот или иной сектор обороны. Немцы, после выстрела караульного, как я уже говорил, рассыпались в цепь- и залегли, не произведя ни единого выстрела. Вот так, две противостоящие силы лежали друг против друга, и ждали. По всей видимости, немцы оценивали обстановку и решали вопрос, вступать ли в бой с нашим гарнизоном, или обойти эту избу, и двигаться дальше? И наверное. Соизмерив свои и наши силы, решили все-таки атаковать нашу избушку. Уж очень большой был соблазн у них, захватить наш штаб, и с трофеями выйти к « своим», И немецкие цепи пошли в атаку.
« Они» находились от нас где-то в пределах 300-400 метров, и если не умением ( хотя чего греха таить, они умели воевать , да и мы в сорок четвертом кое-чему научились ), а числом пошли на приступ наших позиций. Наше счастье было в том, что кроме стрелкового оружия у немцев ничего не было, т.е. ни пушек ни минометов. А для того, чтобы применить пехотную « артиллерию « - гранаты, им надо было сократить расстояние до 40-50 метров. Но слава богу, у нас тоже была такая « артиллерия «. Так , что если не считать численный перевес- то мы были на равных, учитывая то , что мы лежали в укрытии, а немцам надо было преодолеть эти 300-400 метров по открытой местности, под нашим огнем, и поразить бойца, который в укрытии , дело архисложное, тем более, на ходу. Вы простите меня, дорогие мои читатели за то,что я так подробно описываю это событие. Это для молодежи. Фронтовики могут пропустить эти описания, посколько они знают, что к чему.
И так, бой начался. Мне выдали карабин ( это укороченный вариант нашей знаменитой трехлинейки Мосина), так как мое личное оружие - пистолет для такого боя явно не годился. И хотя мне было в ту пору всего 14 лет, стрелять я умел из любого стрелкового оружия, что с нашего, что с немецкого.
Немецкие цепи короткими перебежками двинулись в нашу сторону. И тут прозвучала команда- огонь. Прижали их к земле, заставив их залечь. Немцы на наш огонь не отвечали, наверное понимая, что из автомата на таком расстоянии можно попасть только в небо, а наше оружие было куда грозней. Три ручных пулемета, винтовки и карабины, для которых 300 метров- как раз зона поражения.
Встретив такой плотный огонь, немцы залегли, так как несли потери. Я сам видел, как падали фашисты сраженные нашими пулями.
И вот тут-то и произошло то событие, ради которого я взялся за перо, чтобы описать этот бой. Он в какой-то степени напоминает мне фильм « Беспокойное хозяйство «, в котором боец Огурцов, которого « понесла « лошадь в сторону немецких позиций, который вернувшись привел немецкое подразделение здавшихся ОДНОМУ Огурцову в плен. Но только
приблизительное сходство с этим эпизодом из фильма, так-как разница в том, что в фильме немцы сдались в плен нашему солдату, а « наши « немцы атаковали нас и пытались нас пленить/
А дело обстояло так. Младший сержант Чернышев ( а в солдатском обиходе - « Огонек «, из караульного взвода ), которого прозвали так за медно-красную шевелюру на его голове, обратился к командиру бригады со своим планом касательно обороны. Его план заключался в следующем : что он « Огонек», то биш, младший сержант Чернышев, зайдет к немцам в тыл, и атакует их , забросав гранатами. Немцы, не ожидавшие нападения с тыла, естественно, запаникуют, и пока они разберутся, что к чему, пройдет какое-то время , необходимое нам до подхода подкрепления. Конечно, предложение мл. сержанта с точки зрения военных, было не то, что просто нелепым, но и диким. Но если учесть, что численное преимущество было на стороне противника, это давало нам шанс протянуть время ожидая подмоги. И вопреки всем законам военной логики и тактики, командир бригады дал « Добро « на выполнение этого, рискованого плана.
И вот, с благословления командира, « Огонек « , « затарился гранатами, подхватил свой П.П.Ш., и исчез в лесу. Мы своим огнем прижимали немцев к земле не давая им поднять головы, и с тревогой ждали- сумеет ли « Огонек « выполнить свой план.
Да, я не упомянул о задаче, которую поставил перед ним комбриг, а она заключалась в следующем: Огоньку надо было вычислить ту группу в тылу у немцев, где находилось командование этой группы, и в первую очередь постараться забросать гранатами именно эту группу, и после этого уйти в лес, не вступая с немцами в огневой контакт. Логика тут простая. В случае удачи, немцы, лишившись руководства, будут какое-то время в растерянности. Да и сам факт нападения с тыла мог внести сумятицу в ряды противника. А мы продолжали обстреливать все, что шевелилось на поляне, перед домом лесника, тем самым давая « Огоньку « возможность выполнить поставленную перед ним задачу.
Ожидание длилось минут 30-40. И в друг мы услышали разрывы гранат, да с такой частотой, что создавалось впечатление, будто- бы немцев с тыла атакует не один « Огонек «, а целое винское подразделение. Тут и мы прибавили своего « огонька».
Мы заметили, что задние немецкие цепи развернулись и короткими перебежками кинулись в свои «тылы «. Наверное каждый из нас подумал об « Огоньке «, на мгновение представив то положение, в котором сейчас находился наш « красноголовый герой. И вот только тут немцы начали стрелять из своих автоматов, хотя до этого нападения на их тылы не сделали ни единого выстрела. Да оно и понятно, берегли патроны, которых, по- видимому у них было не густо.
И не знаю, чем бы закончился этот скоротечный бой для нашего « Огонька «, как вдруг в тылу у немцев мы услышали « голоса « наших автоматов и увидели разрывы мин и гранат в рядах противника. Минут через 20-30 стрельба неожиданно прекратилась, как оказалось позже, немцы подняли белый флаг и капитулировали. Мы видели, как они вставали и с поднятыми руками шли в противоположную от нас сторону. Прошло около часа. Мы все волновались за судьбу Огонька. И, о радость для нас всех, кто был в обороне, появился наш Огонек ! Жив и невредим , с улыбкой до ушей! Мы кинулись к нему. Ну как ты сумел выкрутиться из этого ада? Ведь по тебе палила чуть не целая рота? На том месте, где был ты, по-видимому и места живого не осталось? Ребята не спешите. Вот доложу командиру и потом все вам расскажу подробно. Вернулся. Сел. Не- спеша закурил. Мы к нему. Ну, Огонек, не тяни, рассказывай. А он в ответ: Ну чего особенно рассказывать? Доложил командиру что и как. Мол задание ваше выполнил. ОКРУЖИЛ немцев и вынудил их сдаться нашим. Ну не хвастун-ли? Но Огонек и есть Огонек! А дальше он продолжал: Ну вот братцы, гранат я набрал чуть ли не ящик, пробрался к ним в тыл, как ящерица, долго ползал на пузе, все старался понять, откуда руководят боем , а потом вижу, что к одной из групп часто подбегали немецкие солдаты и потом опять уходили в сторону нашего штаба. Ага, говорю я себе, это наверное и есть ихний « штаб«. Начал наблюдать за ними. Расположились они под реденьким кустарником как-раз на опушке леса. По моим подсчетам там находилось всего-то 5 человек. Офицеров там было двое, так-как они были в фуражках. Один в каске, двое в пилотках. Ну думаю себе, на такой штаб у меня гранат хватит. Осмотрелся. Недалеко от « штаба« находилась другая кучка немцев, примерно человек из десяти, наверное , охрана этого «штаба «. Конечно же, я выбрал позицию с таким расчетом, что бы добросить гранату и в « штаб«, ив охрану. Пора Огонек. Разложил гранаты, на всякий случай снял с предохранителя автомат И начал « артилерийскую « подготовку. Одна в « штаб «другая в охрану, одна по « штабу « другая в охрану. И так увлекся, что опомнился только тогда, когда над моей головой засвистели пули, и подняв голову я увидел бегущих в мою сторону немцев. Пора и честь знать, подумал я, и подхватив автомат и две оставшиеся гранаты кинулся- но не в сторону леса, а вдоль немецких позиций, так как огонь они вели примерно по тому месту, где минуту тому был я. Отбежав метров 100 , а может и больше, когда было считать? Залег, приготовив оружие и положил перед собой оставшиеся 2 гранаты. Вот думаю Огонек, сейчас они разберутся, что и почем, и начнут прочесывать свои тылы, а мне прийдеться хлебнуть лиха. Я уже настроился, что свою жизнь отдам не дешиво, недаром я оставил две гранаты.
Лежу и жду. Вижу, что немцы дошли до того места откуда я начинал свою артподготовку, и все палят и палят в сторону леса, так как не могут понять, кто и что забросали их гранатами, и куда мы зпропастились, что ни раненых ни убитых. Я затаился, жду. И вдруг- УРА! Заговорили наши « станкачи «( станковый пулемет «Максим «), и родные наши П.П.Ш . и П.П.Д.
В рядах немцев начали рваться мины наших ротных минометов. И опять у немцев паника. Спереди атакуют, с тыла наш « гарнизон» прижимает огнем . В общем—КАПУТ! А тут и я начал « боевые действия», поливая огнем тех из немцев, кто пытался вырваться с этой поляны.
И вдруг, ТИШИНА! Я приподнял голову, смотрю, стоит немец в шагах полсотни от меня, по пояс голый, с поднятой рукой, в которой была зажата палка с привязанной белой нательной рубашкой. Ага! Здаются! Пора тебе Огонек возвращаться в свой гарнизон, и доложить о выполнении приказа. И я рванул напрямик к нашему гарнизону.
Вот на этом и закончился этот скоротечный бой.
Огонек, как я узнал позже, за свой подвиг был представлен к ордену « КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ«. Я вернулся в полк, и потекли солдатские фронтовые будни.
Я описал этот фронтовой случай потому, что читая , уже много лет спустя мемуары наших Маршалов и Генералов о В.О.В. сперирующих в своих воспоминаниях, Армиями, Фронтами, Дивизиями и прочая, и очень мало пишут солдатах которые ТОЖЕ делали эту страшную ВОИНУ, отдавая свои жизни во имя ПОБЕДЫ!


Рецензии
Спасибо, за Победу. Я родился намного позже войну, побывал - на другой. Встречался с ветеранами, и попытаюсь покопаться в памяти и сделать из их рассказов - литературные рассказы.
Иван

Иван Цуприков   23.03.2011 16:00     Заявить о нарушении