Зарисовки о истории России

Города.
Простое обиходное русское слово «дорога» сообщает внимательному уму, что это «дорогое удовольствие». Если современный человек, научившись использовать земные ресурсы и технологии прогресса, на данный момент времени построил массу различных дорог, то в древности, это было не так. Особенно в России, где пространства, климат и условия местности не нашли других ассоциаций, кроме как «дорого».

А вот реки, которых «хватало», и были дорогами наших предков. Летом по воде, зимой на санях по льду.  Вполне можно заявить, что такой городишко как Вышний Волочёк, более древен, нежели чем Москва и Тверь. Здесь ещё раз придётся обратить внимание на особенности современного и прошлого словоупотребления. Что означает слово город? В современном Российском официальном словоупотреблении – не менее 12 тысяч населения, 85% которого занято вне сельского хозяйства. В старину это означало наличие довольно серьёзных укреплений. Думается, есть смысл обратить внимание на историю, и приглядеться к причинам и особенностям возникновения отдельных городов, а также к некоторым, в том числе и трагичным событиям истории древней Руси.

Есть значение у глагола городить – громоздить, надстраивать. Делались клети т.е. глухие срубы, сращиваемые в сплошную стену, и в них утрамбовывался грунт. Такое строение, доводили до высоты в несколько метров. (На английском языке Wall стена. Этот пример, сохранившееся общее для языков понятие - показатель древности этого термина. Стены существовали уже тогда - когда предки славян и англичан составляли один народ) В ранней России, технология изготовлений таких укреплений называлась городня. Такой вид укреплений имел распространение везде.

Поверху городни строились деревянные стены, стрельницы и кровли. Такой вид укреплений был обычным для Руси, и город, расположенный на важной коммуникации мог иметь население, равное населению современного посёлка. Таковы изначально Тверь и Москва. Как обычно представляют появление городов? Вот приехал в место оно Юрий Долгорукий, и от нечего делать, и сказал: «Построить город Москву!». И построили. Проехал дальше, и опять: «Построить город Тверь!». И опять построили. Всё так просто, мимоходом, по своей личной, непонятной, княжеской прихоти.

А на самом деле, и Москва и Тверь существовали и раньше. Политика великого князя Юрия Долгорукого была очень амбициозной, т.е. стремилась подчинить всё возможное. Основным центром противодействия этой политике оказалась Новгородская республика. Кроме всего, новгородцы оскорбили Долгорукого, изгнав его сына с Новгородского княжения. Великокняжеский престол тогда уже был перенесён во Владимир на Клязьме. И основание Москвы с Тверью, как укреплённых городов, свидетельствует об основательной подготовке к войне с Новгородцами. Как происходило основание именно таких городов? Можно представить, что, не доверяя подручным, поехал князь проверить, где лучше прикрыть коммуникации, ведущие в глубину его владений. И нашёл подходящие места.

Естественно, они были хорошо обжиты. Почему? Да потому, что не существуй они как многонаселённые пункты, ни один волшебник в те времена не построил бы там укреплений. Население тех времён психологически не совпадало с менталитетом более позднего населения. Если выразиться очень коротко, то формирование психики зависит от идеологических систем, принимаемых несознательно, как основные предпосылки поведения.

Например князь Владимир после принятия христианства первое время боялся казнить преступников, пока его не переубедили христианские пастыри. А во времена язычества подавляющее большинство было свободным народом, не желавшим никому подчиняться. Все знают, что была феодальная раздробленность и междоусобицы, но эти междоусобицы имели важную социальную роль. Воюя, властители захватывали в плен население и селили в своих владениях на правах холопов.

Европу, при всех стараниях феодалов крепостное право не коснулось с такой силой, как Россию, на это есть свои причины. Русские князья использовали золотоордынцев как силу и как пугало для максимально возможного закрепощения населения. Если про это официально нигде и не говорится, на это есть объективные психологические причины, существующие в историках.

Итак, чтобы построить город, надо было иметь достаточное количество рабочих рук. Появившись, город становился притягательным местом для населения, даруя чувство защищённости. И ближайшее сельское население могло укрыться за его стенами от врага. Не в этих ли стереотипах, сложившихся в древности основная причина, иерархий мест жительства, кроме их известности? Основание Москвы интересно тем, что это изначально была холопская деревня, принадлежащая известному из летописей, по имени или прозвищу как некий боярин Кучка.

Как становились боярами? У князей были дружинники, отряды приближённых профессиональных воинов. Удачливый воин мог тоже захватывать пленных, покупать их, мог быть награждён, некоторым количеством семей пленных холопов за заслуги. Боярином в древней Руси назывался выходец из среды княжеских дружинников, имевший приличное имение. Обычно в виде крепостных и земельных угодий. Известно, что боярина Кучку убили, а на месте его имения бывшие его холопы построили Юрию Долгорукому город Москву.

Другое дело, вольная Тверь, там, наверное, Долгорукому пришлось потрясти казной, чтобы построить укрепления. Поэтому, дело скорее было так: приехал князь в Тверь, нашёл место подходящим для укреплений. Собрали общее собрание. И сказал князь (можно предположить что примерно так): «ребята, сплю и вижу, как о вашем благе заботиться! Ваш тын годен чтоб скотина не разбегалась! Надо строить город, а вот моя казна плотнику по гривне, подсобнику полгривны, а этот парень покажет, где что делать».

Ну, естественно, тут же выкатили бочки с вином, обмыть начинание, и что называется «пошло – поехало». Тут есть один нюанс, если Тверь, действительно перекрыла новгородцам доступ в Волгу из Тверцы, то Москва, похоже, была основана вследствие плохого представления Долгорукого о географии этих мест. Если нет - то вдруг, уже в те времена существовал от Волока сухопутный тракт до Москвы реки? А может, князь просто люто ненавидел этого могущественного феодала Кучку?

Возможно, любознательный читатель, заинтересуется, а была ли война, благодаря которой появились города Москва и Тверь? Была. Только Юрий Долгорукий не успел её развязать, представившись в 1157 году. Войну начал его сын Андрей Боголюбский, продолжавший политику отца. В этой войне был один интересный момент. Все летописцы тех времён утверждали о великом чуде. Известно, что новгородцы, давали осадившему Новгород Владимиро-Суздальскому войску оборонительный бой, сжёгши предместья и, обороняя укрепления.

Если Российское духовенство в те времена сочувствовало войску, то на стены выходили попы с иконами поддерживать в бьющихся воинах силу духа. Если видели повод для таких мероприятий с точки зрения христианской идеологии. Так было и в Новгороде, где местные иереи встали на сторону новгородцев. Сам архиепископ Иоанн, сопровождаемый всем клиросом, вынес икону богоматери на укрепления. Такое поведение духовенства было обусловлено делами суздальского войска, оставившего за собой на пройденной Новгородской территории, только пепел и трупы.

Одна из стрел, выпущенных суздальским войском, ударила в оклад знаменитой иконы богородицы. И вот, та икона сразу заплакала кровавыми слезами. Как только весть об этом прокатилась по городу, ободрённые Новгородцы, как Гедеонова рать, поверили в поддержку свыше и, выйдя из-за стен, наголову разбили осаждавшее их город войско. Большевики такие чудеса относили к хитрости попов, изготовлявших «хитрые» иконы со встроенными ёмкостями. А откуда могла появиться кровь на иконе? Оставим сверхъестественные объяснения для мистиков. Известно, что рать Боголюбского, в рядах которой было много стрелков, приступая к укреплениям, вела сильный обстрел оборонявшихся. Летописцы писали: «Стрелы летели тучей».

Понятно, что у людей в состоянии борьбы учащённый пульс, сильно увеличенное давление крови. В такой ситуации повреждение достаточно крупной артерии приводит к фонтану крови, первые брызги которой летят со скоростью, неуловимой зрением. Перебило кому-нибудь, неподалёку от иконы стрелой сонную артерию - и готово дело! Вполне вероятно, что это произошло одновременно – стрела в оклад иконы - и другая, в сонную артерию донора. А смотрели все – на икону. Конечно, это чудо, но раз Владимиро-Суздальскому войску суждено было проиграть, всё оказалось в нужном месте в нужное время. И икона, и «донор», и стрела, и то, как Новгородцы осознали это явление.

Конечно, противостояние Новгородской республики и Владимиро-Суздальского княжества, затронуло и Вышний Волочёк, находившийся на Новгородской территории и, наверняка неоднократно разорённый. Он городом по меркам тех времён не являлся, а это значит, что серьёзных укреплений здесь не было. Южнее крупный зерновой рынок, крепость и южный форпост новгородцев - город Торжок. Там купцы, склады, охрана, и очень сильные укрепления. Ни Юрий Долгорукий, ни Андрей Боголюбский, как известно, штурмовать Торжок не решились.

Даже Батый назвал Торжок злым городом, после двух недель непрерывного штурма. Батыево войско тоже побывало в Вышнем Волочке, хотя про это и не упоминается. Как население спасалось в такие трагичные времена? Мне вспоминаются слова из одной песни, так называемого «шансона» - «Тайга укроет». Нельзя сказать, что в окрестностях Вышнего Волочка никогда не было укреплений. В детстве, водимый дедом за грибами, я увидел эти укрепления в лесу. Подумал про укрепления, когда попытался нарисовать карту местности. Потом, правда, решил, что это следы ледника, пока не обратил внимания на некоторые особенности. Неподалёку от реки Шлины, километров пятнадцать севернее теперешнего Волочка.

А именно, остатки валов, образующие форму подковы, общей протяженностью порядка десяти километров. В основном сохранившиеся очень плохо, но в некоторых местах ещё довольно приличные, что даже сейчас являют прекрасную оборонительную позицию для боя холодным оружием. Лес здесь неоднократно вырубался, в том числе с использованием тяжёлой техники. Поэтому местами они в очень плохом состоянии.  С внешних сторон до сих пор достаточно крутые, и до нескольких метров в высоту. Что ещё? – Почва песчаная, леса в 80х годах 20го века были дренированы, грунт тянет в опустевшие окрестные болота со страшной скоростью. Надо заметить, укрепления имели со всех сторон, труднодоступные заболоченные подступы. А немногие подходы были прикрыты дополнительными укреплениями, остатки которых тоже местами сохранились.

Особенности общей формы, (наличие в одном месте прямого угла) и различия внешних и внутренних откосов, сотни метров практически одинаковой высоты, однозначно свидетельствуют, что это остатки укреплений. Кроме всего, это был целый оборонительный комплекс. Мои познания в археологии незначительны, но предполагаю, что они относятся к периоду, предшествующему собственно истории России. Почему про них не известно историкам? Да нет про эти укрепления никаких упоминаний в летописях. Какие народы их оставили и когда? Пролить на это свет могла бы только археология, если там ещё что-нибудь сохранилось.

Рюрик, Олег и ещё.
Если Рюрик получил власть в Новгороде, уже являвшемся крупным торговым, ремесленным и политическим центром, местностью со значительной по тем временам концентрацией населения, являлся и Вышний Волочёк. Почему? Неплодородная земля северной России, никогда не могла прокормить население Новгорода. Поволжье - вот источник дешёвого продовольствия, а именно зерна, поставлявшегося на север. Кроме того, торговля с древними центрами цивилизации прикаспийского региона, наверняка приносила немалый доход. Северный шёлковый путь. Предприимчивый Новгород торговал и с Европой, и с Азией. Вышний Волочек был не просто одним из мест на торговом пути, а местом, где необходима была масса рабочих рук.

Эта необходимость предоставляла, как бы, наверное, выразился К.Маркс – занятость и пропитание. Что известно из летописей? Эта местность известна как владения Новгорода из летописей начала 12го века. Кто тут хозяйничал до этого упоминания летописца, достоверно не известно. Новгородская летопись 1215 года рассказывает о голоде в Новгороде, вследствие захвата войсками суздальцев Волока.

О похожих событиях, упоминает и Московский летописный свод 1312 года. В более поздних летописях есть упоминания о том, что жители Волока собирали ополчение для борьбы с литовцами. Пытливому уму это может намекнуть, что ополчение было заметным, т.е. значительным, иначе про это не упоминалось бы. С вхождением Новгорода во владения Московского государства, на Волоке был основан «ям», т.е. почтовая станция. Он упоминается в сохранившейся подорожной от 1498года, выданной некоему подъячему по имени Елка.

Одно из первых детальных описаний В-Волочка - это новгородская летопись:  «А в нем церковь Николая Чу¬дотворца, да на погосте же дворы церковные, да на бе¬регу по р. Мсте 5 лавок и 1 анбар. И всего на Вышнем Волочке на ряду тяглых пашенных дворов и непа¬шенных 45 дворов». Это летопись 1582 года. И можно представить, что летописец не знал Волочка лично и ошибся, описав какой-нибудь посёлок на реке Мсте. В Волочке протекает река Цна, впадающая в озеро Мстино, из которого вытекает собственно река Мста. Возможно, он писал это с чужих слов. И ещё, это не означает, что тут сказано про всё, что ныне считается Вышним Волочком.

Нет, если это про В-Волочёк, то скорее там говорится про район в современном городе, который до сих пор в обиходной речи местных жителей называется «Новгородская». И изначально заселён он был выходцами из Новгорода и от времени господства новгородцев над этой территорией являлся административным центром для окрестностей. Некоторые из районов города, получили название в Советские времена, те же названия что остались из прошлого, свидетельствуют о посёлках, вошедших в состав В-Волочка: Жуковщина, Зуевка, Горка, Никольская горка, Шалога, Вышневолоцкая и др.

Представляется, что в старину в районе Волока, на незначительном расстоянии друг от друга существовало множество насёлённых пунктов, жители которых и обслуживали транспортную артерию. Мне показалось интересным, то, что главным форпостом новгородцев на этой коммуникации был Торжок, а не Волок. Размышляя над этим вопросом, я сделал определённые представления. Что представлял собой Новгород в древности? Это был вольный город, князья, числившиеся правителями в нём, реальной власти почти не имели, и поэтому новгородцы не строили свою республику по определённому центральной властью планированию, как были, к примеру, основаны Москва и Тверь. Наоборот, здесь всё происходило стихийно. Об этом свидетельствуют исторические документы.

Вернёмся к Рюрику…
Рюрик быв призван в Новгород на княжение, никаких известных дел не совершил, а «тихо – мирно», прожив свой век, представился, поэтому о времени его правления ничего почти не известно. А вот его преемники, прежде всего регент, известный как «вещий Олег», оставили после себя много дел и известий о них. Первое: захват, можно сказать, новгородцами власти в Смоленске и Киеве. Но по правде не новгородцами, а Олегом. Кого повёл Олег на юг? Наёмную новгородскую дружину из варягов и новгородских добровольцев.

Как правило, добровольцы это или искатели приключений, или люди социально не устроенные, те, для кого родина не мать, а мачеха. Все владения Новгорода были основаны или торговцами, или подобными добровольцам Олега людьми. Таким стихийным способом в Новгороде регулировалась социальная напряжённость. Известно, что захват Олегом власти в Смоленске был совершен бескровно, т.е. Олег прибыл со своими людьми, объявив, что Смоленск переходит под власть потомка Рюрика (в то время малолетнего Игоря) выгнал местного князя.

Можно представить, что тот не имел ни какой поддержки со стороны населения, ну благодаря этому, и крови не было. Хотя с военной точки зрения, вряд ли походная дружина Олега представляла собой значительную силу. Костяк этой дружины составляли наёмники профессионалы, а платил им Новгород, и он не позволил бы Олегу использовать их по своему произволу, оставив Новгород беззащитным. Да и Смоленск, возможно, входил в федерацию словен и кривичей, призвавших варягов. Так что, возможно были и юридические закорючки, за которые мог зацепиться Олег.

Итак, скорее всего, с Олегом была небольшая часть новгородских наёмников, и санкцию на поход Олёг мог получить только вследствие неполадок на торговом пути. Известным в истории как «путь из варяг в греки», т.е. новгородское купечество было недовольно тем, что происходило на этом пути и отправило людей разобраться с обстановкой, так сказать, «вооружённой рукой».

Интересный момент в том, что, будучи управляющим делами княжеского дома, а по сути правителем, Олег не использовал открывшиеся возможности для того, чтобы самому стать правителем, а действовал в пользу малолетнего Игоря. Вероятно, у него были веские причины для того, чтобы поступать именно так. А какие выгоды могло получить население, к примеру Смоленское, имея власть «со стороны»?

Понятно, что любой местный представлял определённую группировку, те, что в эту группировку не входили, не могли рассчитывать на привилегии и справедливость. Поэтому призванные правители, не имеющие связей с местными кланами, оказывались самым приемлемым решением. В среде историков, и интеллигентов позапрошлого, и прошлого века бытовали споры о происхождении русской государственности. По отношению к её происхождению они делились на «западников» и «славянофилов».

Одни утверждали, что культура и централизованная власть принесены в Россию с «запада» скандинавами, другие о том, что её происхождение местное. Этот вопрос так и не был разрешен, если не считать волеизъявления Советской власти, ставшей на славянофильскую позицию. Впрочем, интеллигенция в лице каждого отдельного индивида, выполняет скрытые от самих себя эмоциональные пристрастия, одним милее запад, обывательство и продуманность, другим идеи и надежды о великой России, а все споры – средство показать свою эрудированность. Поутверждаться в самовыражении, навязывая свои предпочтения.

Документы же повествуют, что власть призванных правителей, в древнем Новгороде была скорее номинальной, чем реальной. Документы Ярослава Мудрого повествуют, что он подтверждал Новгородцам льготные грамоты древнего происхождения. А именно, право выбирать себе князей и заключать с ними договоры о содержании, выделяемом Новгородцами на княжеских людей или дружину. А также право Новгородцев на изгнание не устраивающих их правителей. Везде, во всех внешних договорах древности, а также в Ярославовых законах, известных как «Русская правда», подчеркивается, что русский и славянин имеют одинаковую ценность. Это очень важные документы. Именно они свидетельствуют, что перед законом словене (они же славяне, они же новгородцы) и русские (варяги) имели одинаковые права. И наказание за проступки и преступления они несли отличное, нежели кривичи, древляне, северяне и т.д. Более лёгкое, если преступление совершалось в отношении представителей прочих племён. В этом видится основная причина распространения самоназвания «славяне», на все прочие родственные племена. 

Это сейчас, все русские и славяне одновременно, а тогда – русские это были варяги, славяне – новгородцы в отличие от полян, древлян, кривичей, радимичей, вятичей, дулебов, хорватов, и т.д. В некоторых районах западной Украины, Австрии,  Богемии, сохранилось разрозненное немногочисленное население, называющее себя «русины». Они тоже относятся к славянам.

Варяги – это слово, значение которого могло быть и «враждебный» и «наёмник». Когда у федератов  (входили в федерацию – города Новгород, Изборск, Полоцк, Ростов) возникла идея - «надо призвать варягов - Русь» получается, это могло также значить - призвать враждебных нам русских? А откуда они могли быть призваны? Костомаров пришёл к выводу, что из Литвы или Пруссии. А возможно и с островов Балтийского моря, например Рюгена. А враждебность в отношении торгового Новгорода? А если островитяне собирали с мимо плывущих торговцев таможенные сборы или пиратствовали?

Археологи нашли на Рюгене славянских идолов. Но население там скорее было смешанное, возможно, с преобладанием компонента скандинавского и готского происхождения. Можно задаться вопросом, как русины могли оказаться на Рюгене? А как словены, словаки, или славяне - любое из этих современных произношений в древности подразумевало одно и то же определённое племя - словен, оказались в Новгороде, Сербии и Чехословакии?

Или поляне в центральной Украине и на Висле? К слову, даже название страны – Польша, повествует, какое племя дало ей «костяк». Для торгового Новгорода Рюген был естественным врагом, если обирал или грабил его купцов. Впрочем, неизвестно, имели ли «варяги – русь», что-то общее с русинами. Так же неизвестно, откуда их призвали, т.е. место их обитания остаётся тайной.

Представляется, правда, невероятным, что в Новгород были призваны совсем уж чужеродные люди, иноплеменного языка. Может показаться странным, какое отношение всё это имеет к современному человеку? А вот конструктору, для использования определённой функциональной детали, не приходится ли создавать компоненты, увязывающие её в функциональное целое с прочим? Или архитектору, чтобы спроектировать крышу, не приходится проектировать сначала низлежащее? По вопросам древней да и всей Российской истории написано и надумано, конечно, всего очень много, но если сравнить с той же архитектурой, всё это можно связывать в единое целое не логикой, а допущениями.

Поэтому и приходится заниматься построением возможной логической картины прошлого. Вернёмся же к вещему Олегу и продолжим с ним поход на юг. Допустив, что Олег выполнял экспедицию от нужд торгового Новгорода, мы предполагаем, что в Смоленске, он совершает первый «хитрый ход». Изгнав местное правительство, он подчиняет Смоленск не Новгороду, а сыну Рюрика. Как уже говорилось о причинах такого ревностного служения этой династии Олега, мы размышлять не будем.

Можно выдвинуть несколько, достаточно логичных предположений, но это может сделать и сам читатель. Вероятно, подчинившееся население получило все возможные льготы и привилегии, чтоб даже мысль об измене не посещала их головы. Далее Олег появляется под Киевом, где при помощи коварной хитрости он уничтожает верхушку местного правительства, и опять без боя захватывает власть для династии Рюриковичей.

Сознательно, или эмоционально понимая, что для упрочения власти необходимо иметь её приверженцев, которых можно получить легче всего, обогащая союзное население, Олег усиливает свой отряд киевлянами и смолянами - и предпринимает военный поход против прочих племён, живущих вдоль торгового пути «из варяг в греки».

Расширяя княжеские владения подданными, которые уже не будут пользоваться льготами киевлян и смолян, а будут финансировать казну, и ещё, обогащая грабежом и данью участников похода, а также выполняя задачу, на которую и был послан Новгородцами, а именно - осуществления контроля на максимально возможной протяжённости торгового пути в черное море. Некоторые из покорённых Олегом племён платили дань хазарам, но те не предприняли ничего, чтобы восстановить своё господство в этом регионе.

Итак, княжеская власть Рюриковичей, из номинальной над Новгородом, становится реальной, столица переносится в Киев, а удачный набег Олега на Византию её упрочивает. В дальнейшем завоевания Рюриковичей всё более расширяют территорию своего государства, в основном на северо-востоке. Хочется обратить внимание на один психологический момент в истории России, а именно, приобретение Россией религии, являвшейся государственной и известной как православие.

Это произошло при правнуке Рюрика Владимире, известном как «великий», «красное солнце», «равноапостольный», знаменитом также служившими его власти богатырями, героями былин. Самые известные из тех богатырей - это Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Еще Владимир был знаменит своими пирами, на которые мог придти любой простолюдин и холоп.

(Летопись повествует, что однажды, кто-то из пьяных гостей Владимировых пиров, дерзко заявил, что на пиру у знаменитого великого князя подают гостям деревянные ложки. Услышав это, Владимир повелел отлить ложек из серебра и золота. На благоразумные предупреждения - «что, мол де растащат», ответил: «С серебром и золотом не добудешь преданных друзей, а с друзьями добудешь и золото, и серебро.»)

Знаменит этот князь крещением России, многоженством и другими делами, политическими и военными. Границы тогдашней России соприкасались с магометанской волжской Болгарией, иудейским хазарским каганатом на востоке и юго-востоке, с католичеством и православием на западе и юго-западе. Верховной власти стало ясно, что язычество – пережиток прошлого. Для выбора религии, выборные люди посмотрели на все религии, выбор пал на православие. Хотя христианские течения активно занимались прозелитской деятельностью, следуя данному Христом предписанию: «Идите и научите все народы», и в России, конечно было уже и своё духовенство.

Смиренно просить вероучителей - не соответствовало самомнению. Владимир потребовал от Византийских императоров - братьев соправителей Василия и Константина - вероучителей, а их сестру Анну в жены. Самомнение не позволяло Россиянам в лице верхушки власти смиренно признать свои языческие заблуждения, хотя, вполне вероятно, что в тогдашней России проживало уже много христиан, было достаточно храмов и священников.

Только верхушка иерархии, патриарх и императоры, посчитались Владимиром достойными сообщить его державе уставы официально принимаемого вероучения. Византийцы отказали. Были и другие причины, православная Византия не желала отдавать сестру императоров в жены язычнику многожёнцу. А на другие условия Владимир не соглашался.

Собрав войско, Владимир осадил подвластный Византийской империи город Херсонес. Овладеть им, удалось правда, только при помощи предательства одного из Херсонесцев. Обезопасив, как сказали бы военные «оперативное направление», Владимир отправил посольство с угрозами что начнёт поход на Константинополь. Видя серьёзность намерений противника, и тяжелого внутреннего положения, вследствие мятежа военачальников, византийские императоры согласились. Затребовав правда, русской военной помощи, в качестве дополнительного условия, соглашаясь безоговорочно на всё прочее. Россияне, похоже, единственная национальность в мире, приобретшая своё вероисповедание таким оригинальным способом.

К концу двенадцатого века под властью потомков Рюрика оказалось вся восточная территория, населённая людьми славянского языка. Всё было поделено. Но в этой территории, имелись «островки» с очень низкой концентрацией населения, вследствие малопригодности для проживания. Такой тип местности доминирует в окрестности Волока. Крупных полей в этом районе не было никогда, потому что природа диктовала людям свои условия. Селились здесь люди мелкими деревнями на островках меж болот, заболоченных лесов и воды.

Наиболее приспособленная к местным условиям сельскохозяйственная культура – это лён. Поэтому здесь всегда было более развито скотоводство и льноводство, чем прочее земледелие. Понятно, что продукты животноводства находили хороший спрос на Волоке, где купеческие караваны останавливались волей неволей. В древности была обусловлена выгодность здесь льноводства. Мужчины занимались своими делами, а женщины пряли и ткали. Благо проблем со сбытом продукции не было, проезжие купцы скупали ткани.

Конечно, Новгородцы селились на Волоке, и Волок перешел под контроль Новгорода, когда Новгородская диаспора стала представлять значительную силу. Торжок, основанный Новгородцами, расположен на реке Тверце, в месте, куда без проблем доходили морские суда из Каспия, выше по течению река для них была уже мелководна. Торжище сложилось здесь стихийно. А вот город был построен ещё тогда, когда власть Рюриковичей не распространялась на современные Московскую, Ярославскую, Костромскую, Владимирскую и Тверскую области.

В самых первых упоминаниях в летописях, Торжок сразу упоминается как город, т.е. хорошо укреплённый населённый пункт. Понятно, что Новгородцы строили укрепления в Торжке, не для защиты от княжеских междоусобиц. Да и построены укрепления Торжка были раньше, чем эти местности стали граничить с владениями Рюриковичей.
 
Новгородцы кстати, практически и не участвовали в княжеских междоусобицах, защищаясь от попыток амбициозных князей сделать из них «полноценных» подданных. Иногда правда, поддерживая добровольцами и деньгами некоторых князей, как например Ярослава Мудрого. Так было до конфронтации с Владимиро-Суздальскими князьями, конфликт, который то затухал, то разгорался, начиная от Юрия Долгорукого и до нашествия Батыя. А потом перешёл по «наследству» к другим гегемонам северо-восточной Руси. Москве удалось в конце концов, подчинить себе этот вольный город.

Новгород, возможно, намного древнее Киева, и Торжок был заселён словенами тоже, скорее в незапамятные времена. И укреплен был, возможно, против экспансии хазар, которым Новгород, насколько известно, никогда не подчинялся и не платил дань. Или окрестных кривичей, а скорее всего против любой возможной угрозы. В истории считается, что скандинавские язычники были бедствием Европы в раннее средневековье.

И не обращают внимания, что славянские язычники были не менее свирепыми по отношению к католическому миру. Достаточно привести в пример западнославянское племя лютичей, наводившее ужас на Германию до своего истребления, в известное в летописях время своего существования. Набеги и походы на цивилизованные страны было основным занятием мужчин этого племени, а жестокость лютичей потрясала воображение даже закалённых воинов. Понадобились усилия всей Священной Римской империи, чтобы сломить это племя или усилие всей Германии, Франции и Швейцарии.

Возможно, прилагательное «лютый», происходит от названия этого племени. Из летописей нам не известно, чтоб скандинавы совершали крупные походы на Российские территории, наоборот, в раннем средневековье, пока скандинавы не обратились в католичество, а славяне в православие, они обычно фигурируют в роли союзников. Да и понятно, если в Европе было что пограбить, Россия тех времён не являла богатства. А местные язычники, были не менее свирепыми, чем пришлые, не потому ли, варяги обычно мирно перемещаются по торговым путям России? По всему вероятно, что Новгород стал могущественным центром, благодаря, прежде всего, контролю над торговым путём из Балтики в Каспий.

Торговля, в древности была основным двигателем цивилизации. Торговцы бывали в отдалённых странах, узнавали чужие порядки, о которых становилось известно на родине. Тогда можно было не изобретать хорошие обычаи, а позаимствовать. Торговля способствовала росту и концентрации населения в определённых центрах, становившимися оплотом цивилизации.


Татары.
То, что пишут в истории о татарах, больше похоже на сказки или мифы. Первый заметил это В. Чивилихин, написавший про это в романе «Память». Естественно, татарское войско имело не ту численность, что пытаются ему приписать. На это есть психологические причины. Мы русские, мол, победить нас можно только двадцать на одного. Но все эти историки, те, что как правило признаются властями, они кабинетные черви - это раз, ****и - это два. ***** – это не обязательно сексуальная распущенность, нет. Сам термин или негативные свойства это слово получило от прозвища одного воеводы, Блуда. Сначала спровоцировавшего князя к братоубийству, а потом его продавшего.

Итак, в этом слове заключены: неверность, неразборчивость в средствах, низкоуровневая эгоистичность целей. Да, эгоистичность тоже имеет уровни результирования. Например – высокоуровневая эгоистичность может иметь такое проявление: Не позволю «сожрать» ближнего, потому что прекрасно знаю, что в этом случае, рано или поздно, наступит мой черёд. Поэтому буду рубится за ближнего, как за самого себя. А если суждено проиграть какая разница? Днём раньше, днём позже, все равно умрём.

Как сказал некий Бабек, боровшийся с арабами в Закавказье, «лучше прожить один день свободным, чем сорок лет жалким рабом». Возможно покажется что это не к месту. А свободен ли продавший ближнего от этого поступка? Он же будет жить в его психике. К чему весь этот разговор о татарах? Да хочу обратить внимание на одну вещь, которую эти ****и историки обходят стороной. Дело в том, что сами князья сдали Русь под власть татар. После похода Батыя, один из них, решил использовать татар как силу в междоусобной борьбе. Поехал в орду, и получил назначение на власть, а также военную поддержку. Мразь, она и в Африке мразь. С этого всё и началось, т.е. – это, так называемое иго. Возвышение Литовского государства, тоже обязано этому происшествию, Литовский князь подружился с Батыем и был его союзником. Поэтому Русские земли как спелые груши падали в объятия Литвы, лишь бы не попасть под татар. Н. Гумилёв, вполне справедливо считал, что можно начинать историю России, как национальности от куликовского поля. Именно появившееся национальное самосознание объединило и вывело русских на бой.
 


Рецензии
Так просто с наскоку сказать свое мнение не могу. Хотелось бы проверить факты, прочитать по внимательнее. Потому скачала.
Вообще любопытная подача исторических фактов.

Я придерживаюсь мнения, что чем событие дальше во времени, тем больше оно не похоже на себя в летописях. С нашей точки их ен видно, но поразмыслить мы можем.

Почитаем.
Успехов.

PS Иван, действительно раздели текст абзацами. мысли путаются. Пока разгребешь - теряешь мысль. Пожалей читателя.

Людмила Танкова   01.08.2011 12:12     Заявить о нарушении
Тексты написаны довольно давно. (по меркам человеческой жизни) Собираюсь, как только найду время, отредактировать их вновь. Заодно и разобью на абзацы. Основным критерием подачи информации, ставлю во главу угла, психологическую вероятность.

Астроном   01.08.2011 14:58   Заявить о нарушении
Это чувствуется.

Так, что ждем-с! и почитаем-с!
Успехов. Ты интересный автор, нестандартный.

Людмила Танкова   01.08.2011 15:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.