Зарисовки о истории России 2

Петр Первый и Вышний Волочёк.
К эпохе Петра первого, Вышний Волочек находился в центральной области огромного Российского государства, где жителям уже практически не угрожали иноземные нашествия. Здесь, население богатело и размножалось, если не происходило смут и притеснения со стороны властей. Сформировавшийся быт был однообразен и прост, загружен повседневными заботами, где наиболее трудоёмкой и прибыльной была деятельность по обслуживанию транспортной артерии. Пётр первый, обратив свою неуёмную деятельность на север, естественно затронул и волок. Сухопутный - и тот привычный водный путь, с перегрузкой на волоке, уже не могли удовлетворить потребности северной России. Одновременно с основанием Петербурга в 1703 году, Петр повелевает строить канал между рекой Цной и Тверцой.
«Видим, как Невой ходят к нам суда из Европы; а когда кончим этот канал, увидим, как нашей Волгой придут торговать в Петербург и азиаты». (Петр Первый)
Тверца впадает в Волгу в пределах Твери, Цна в озеро Мстино, из которого берёт начало река Мста, впадающая в озеро Ильмень. Из озера Ильмень вытекает река Волхов, впадающая в Ладожское озеро. Откуда в свою очередь берёт начало река Нева, впадающая в Финский залив Балтийского моря. До прорытия канала, сухопутный путь между пристанями Тверцы и Цны составлял порядка 15 километров. Потому что самые верховья реки Тверцы были не судоходны. На строительстве канала на волоке развернулись грандиозные по тому времени работы. Из окрестных населённых пунктов было собрано до 5 тысяч крепостных крестьян, 1000 подвод, 400 плотников. Всего же на стройке приняло участие до 20 тысяч человек. Необходимыми инструментами стройку обеспечивал Тульский оружейный завод. Наблюдение за работами было поручено князю Василию, а затем Матвею Гагариным. Техническое руководство осуществляли выписанные из Голландии 10 мастеров. 3а шесть лет был прорыт канал протяженностью 13,3 километра. С двумя шлюзами в 2,8 метра шириной. В 1709 году весной, по каналу прошли первые суда с корабельным лесом из Казани. Но голландские мастера просчитались. Канал оказался мелководным — водораздел (т.е. уровень русла) реки Тверцы, на пару метров выше уровня водораздела реки Цны. Чтобы поднять уровень реки Цны, построили шлюз, но цели до конца не достигли, вскоре шлюз размыло. Это потому, так как местность в окрестности Вышнего Волочка заболоченная, низинная. В 1719 году «воспоследовала в Петербурге нужда в провианте, ибо оный во время прибылой вешней воды мимо Вышнего Волочка каналом провезен не был». Петру пришлось вновь заняться этой проблемой, так как вопросы снабжения Петербурга имели чрезвычайно важное для страны решение. В это время и стало известно имя Михаила Ивановича Сердюкова. По национальности бурят, М.И. Сердюков был в рабстве у одного из русских купцов и трудился на своего хозяина приказчиком. Случайное знакомство с Петром первым, изменило его жизнь. Петр уважал и собирал вокруг себя людей талантливых и трудолюбивых, не ставя ни во что ни происхождение, ни социальное положение. Отправленный Петром в Вышний-Волочёк Сердюков, готовит проект реконструкции гидротехнических сооружений. В это же время, чтобы обеспечить голодавший Петербург хлебом, в Вышний Волочек для пропуска провиантских судов через Тверецкий канал прибыл член камер-коллегии Кошелев (отдельная, закрытая от постороннего влияния организация царских советников при Петре первом). Здесь ему был переданы проекты, от иностранных мастеров и М.И. Сердюкова. Специальным указом Петр вызывает Сердюкова в Петербург, одобряет его проект. 17 марта 1719 года, Петр первый передает материалы в сенат «для учинения указа». 26 июня сенат издает именной указ, предписывающий Сердюкову взять на себя исправление Тверецкого канала и шлюзов, как он «в чертеже объявил». Сердюков приступил к делу. Этот талантливый гидротехник самоучка по праву считается создателем Вышневолоцкой водной системы.  За сравнительно короткий срок, в три года, он не только привел в порядок шлюзы и канал, но обратил в Цну и Тверцу воды ближних рек — Городолюбенки и Шлины, прочистив для этого русла рек и прорыв ряд вспомогательных каналов, один из которых был длиною «на две версты и на семь сажень». Т.е. три километра. Сердюков доносит в сенат о выполнении работ и дает заключение, что от-ныне в канале и по рекам Цне и Тверце «и в летнее время судам стал быть ход свободный». Еще до завершения работ, в 1720 году, Сердюков пропустил в Петербург 1335 судов с Волги. После завершения всех работ через Тверецкий канал было пропущено без выгрузки 2339 судов. 25 мая 1722 года по указу сената Вышневолоцкая водная система была передана в концессию Сердюкову. В следующем году он прорыл новый канал — Цнинский - длиной 1,28 километра со шлюзом в голове канала. Известно, что Сердюков во время постройки Цнинского шлюза, чтобы не оставить Петербург без продовольствия, проводил суда через рогожные шлюзы, но что это было такое на деле, понять сейчас тяжело.  Петр лично интересовался делами Сердюкова, часто сам бывал в Вышнем Волочке. До сих пор, на берегу водохранилища, поблизости города, сохранился каменный двух¬этажный дом Сердюкова, где останавливался и Петр, проезжая Волочек. Сохранилось также и здание древней тюрьмы при нем, куда заточали непокорных людей.
После смерти Петра Первого, Сердюков лишился поддержки властей. Правительство, в котором прописалась никчёмная обывательщина, не проявляла интереса к состоянию в стране - и водной системе в частности. С годами гидротехнические сооружения приходят в упадок, требуют все большего ремонта, средств, которых Сердюкову не отпускалось. Скрепя сердце он просит, чтобы «слюзные дела в Вышнем Волочке» с него были сняты. Но, как бы не было, Сердюков не мог оставить свое детище, свое дело. Вплоть до самой смерти своей (в 1754 году) он ведет тяжелую, изнурительную и очень умную, хитрую борьбу с сенатом, вельможами, недоброжелателями и доводит водную систему до совершенства. Под его непосредственным руководством было создано Заводское водохранилище, которое впоследствии раскинулось на 60 квадратных верст — венец творческой мысли самоучки гидротехника. (Водохранилище позволяло продлить навигацию от весны до осени. Прежде, судоходство ограничивалось временем весеннего половодья.) Сердюков организует работы по углублению Тверцы, расчистке Боровицких порогов, строит новые плотины (бейшлоты) на реке Березайке, реке Мсте и других реках. Почти полтора столетия, вплоть до середины девятнадцатого века, когда была построена железная дорога между Москвой и Санкт-Петербургом, Вышневолоцкая водная система была единственной транспортной магистралью с низкой себестоимостью провозки грузов, между Петербургом и Волгой. Через нее пропускалось до шести тысяч судов в навигацию. Вышневолоцкий водный путь, в своё время, огромностью и своей сложностью, превосходил все подобные пути в мире. В книге «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев писал в главе о Вышнем Волочке: «Никогда не проезжал я сего нового города, чтобы не посмотреть здешних шлюзов. Первый, которому на мысль пришло уподобиться природе в ее благодеяниях и сделать реку рукодельною, дабы все концы единыя области в вящее привести сообщение, достоин памятника для дальнейшего потомства».
Пётр Первый.
Хочется сказать несколько слов о Петре первом, личности, не знающей аналогов в мировой истории. Обычное поведение, это поведение, где чувство хозяина, по отношению к окружающему миру почти не присутствует. Максимум, на который это чувство обычно распространяется, это то, что по закону, или по иным условностям, считается личным имением индивида. Как известно, любое правило подтверждается наличием исключений. Расшифровывая статистику царя Соломона, получается, что это один из тысячи мужчин, женщин в таком мироощущении нет. Никакой дискриминации - физиология высшей нервной деятельности сообщает, что женщины мыслят объёмно и молниеносно, из-за чего в коре головного мозга женщин преобладают процессы торможения. Это необходимо для того, чтобы нейроны коры головного мозга не истощали свои ресурсы при таком способе умственной деятельности. Что делает женщин, практически неспособными к собственным абстрактным умопостроениям. А именно абстрактное понимание мира, ставшее единым целым с индивидуальным чувством, делает человека неравнодушным к тому, с чем он прямо не соприкасается, и даже с тем, что будет после него. Петр первый, личность чрезвычайно неоднозначная, даже в том – что, пользуясь самодержавной властью в своих шутовских коллегиях эту же власть высмеивал. Что приводило в ужас, тех, кто не мог уместить это в свои ассоциации. Да конечно с точки зрения «мелкой», (или правильней сказать, невысокого уровня сложности построения абстрактных мысленных протяжённостей) психологии, власть это что-то «святое». Что переносится и на людей в этой власти состоящих. Т.е. люди из власти должны являть определённый тип поведения. Или: иметь в своём поведении и выражении, атрибуты, которые считаются ими присущими такому положению. Петр первый, таких надежд не оправдывал. Люди, с высоким уровнем сложности абстрактным мышлением, более свободны от всяких социальных условностей. Как сообщают его современники, Петра ненавидело практически всё население страны. Петру Первому было конечно отнюдь «не сладко» но он вел себя как крепкий мужик. Он требовал от подчинённых, не более того что требовал от себя. По его разумению, начальник должен знать и уметь не хуже подчиненных всё то, что от них требует. Заимствуя из Европы, то, что в ней было изобретено полезного, в то же время, он Европу не уважал и не любил. Историки, говорят, что Россия отставала от Европы. По всей вероятности это так. Но на всё, есть свои объективные причины. Приняв оставшуюся от Римлян письменность и юриспруденцию, Европа, ещё в раннем средневековье потеряла всё культурное и техническое наследство древних Римлян и Греков. Сравнительно незадолго до Петра первого, она заимствовала это наследие от Арабов, познакомившись с ним большей частью во время реконкисты в Испании. Это так называемая эпоха возрождения. Прижившись на Европейской почве, это наследие дало Европейскому мышлению толчок к прогрессу, к восемнадцатому веку выразившимся изобретением мануфактурного производства, и расцветом культуры. Но если разобраться, то ничего нового в мануфактурном производстве не было. Централизованное производство применяли ещё в древней Греции и Риме, производя вооружение, обмундирование и другие предметы по определённым стандартам. А самые первые известия о крупных заводах, относятся к Карфагенской республике, откуда Римляне и позаимствовали эту идею. Сравнительно с древностью, в Европе рабочая сила комплектовалась с позиции наёмного труда, в отличие от мануфактур Римской республики и империи, где эту роль выполняли рабы. Свыше тысячелетнее существование идеологии христианства дало свои плоды, и рабства в позднесредневековой Европе уже почти не было. Производству, приходилось подстраиваться к отличным от античных, условиям обеспечения рабочей силой. Технически, производство мануфактурного периода не слишком отличалось от античного, двигателями служили те же ветер, вода и люди с животными. Говорилось, что к эпохе Петра первого, Россия отстала от Европы культурно на столетие, и технически - на несколько десятилетий. Это может показаться неправдой, тем не менее, во времена тридцатилетней войны – 1618 – 1648 годы, Россия была крупнейшим поставщиком: пороха, пушечных и мушкетных стволов воюющим державам. А втянуты в тридцатилетнюю войну были Франция, Австрия (в том числе Венгрия и Чехословакия, входившие во владения тогдашней Австрии), Дания (при финансовой поддержке от Англии и Голландии), Испания, Германия, часть Италии, Голландия, Польша и Швеция.  Польша была втянута в войну на два фронта в 1632 – 1634 годах, так как Россия воспользовалась политической ситуацией для возвращения захваченных Польшей Российских земель. В Англии с 1642 по 1651 годы шла гражданская война. Отсталость России, была обусловлена скорее психологическим противостоянием с католической Европой, чем другими причинами. Всё дело, наверное, в господстве в Европе католицизма, а в России православия. Папство, объявляя себя наместником бога на земле, воспринимало православие как вызов своей власти. Оно, то объявляло крестовые походы на Россию, то пыталось соблазнить власть предержащих. Что стоит тот церковный раскол, вызвавший в России потоки крови и непримиримое противостояние так называемых староверов и новых православных. Об этих событиях как то гниловато упоминают в учебниках и трудах по истории. Раскол был вызван попыткой властей провести некоторую унификацию с католичеством. Да будет вам известно, что организованное сопротивление попытке унификации, оказал Соловецкий монастырь, монахи которого были уничтожены после трёхлетней осады. Другие несогласные, большей частью бежали на окраины, некоторые из них вернулись в центральные области вместе со Степаном Разиным. Идея навестить Москву, пришла Степану Разину и его банде, промышлявшей разбоем на южных берегах каспийского моря, именно по поводу того, чтобы поинтересоваться у власть предержащих, что это они вытворяют в стране. И основную силу, этого движения, составили именно недовольные попыткой унификации. Конечно, кругом были ещё и местные элементы, стремящиеся свести счёты за обиды с помещиками и властями, и те, кто, пользуясь случаем, просто хотел пограбить. Именно эти элементы, ускорили превращения довольно мирного изначально движения в кровавую баню. А кто причина? Происки католицизма, обещавших тщеславному царьку Алексею Михайловичу, помощь в завоевании для него бывшей столицы Византии. Всё в обмен на унификацию вероисповеданий. Константинополь, как известно, до сих пор Стамбул. Российский народ ощущал это давление католицизма, и в войнах 14 – 16 го веков. В войнах России с азиатами, в те времена, не присутствует явлений, которые присутствуют в войнах России с Европейцами. А именно: Смоленские жители, осаждаемые королём Польским, целовали все крест от последнего холопа до знатнейших бояр, погибнуть, но не сдаться католикам. Это было во время осады Смоленска в 1609 – 1611 годы. То же было при осаде Пскова королём Шведским в 1615 году. Полякам удалось взять остатки построек Смоленска, Шведам успех не сопутствовал. Именно нежелание сближения с католицизмом, вывело на поля сражений значительную часть рати Минина и Пожарского. И Ивану Сусанину скорее было «наплевать» на всех царей, но католиков он вероятнее тоже ненавидел и презирал. Известно, что в 15 веке Россияне Европейцев считали недоразвитыми и тугодумами, называя их всех огульно «латиной». Именно эти предубеждения, были одним из факторов, мешавшим Россиянам присмотреться к происходящему в Европе и вносить идеи, подобные распространившимся там, т.е. прогрессивные идеи, в своё бытие. А в Европе происходило много что: Гуситские войны, а затем движение за чистоту веры, начатое Мартином Лютером, вывели из власти Римского папы половину Европы. На это есть известные причины. Откуда вообще взялась эта папская власть? И что она из себя представляла и представляет? Названия католицизм, понтифик, относятся к более раннему, дохристианскому периоду Римского жречества. Основная идея Римского язычества - называлась католицизм, т.е. религиозная общность для всех жителей Римских владений. Главный жрец - назывался верховный понтифик. В истории, обычно представляют образование владений Рима как следствие целенаправленных завоеваний Римлян. Но это не совсем правда. Населению вошедших в Римскую республику, а затем империю, территорий, была выгодна Римская власть. Иногда были и «необходимые» захваты, вроде «частных» кампаний. Например - завоевание Цезарем Галлии, по требованию части населения той же Галлии* (*Территории современной Франции). Какие выгоды для населения, такое попадание под власть Рима предоставляло? Отсутствие междоусобных войн между городами-государствами и племенами, свободную безопасную торговлю на территории подвластной Риму. А главное - Римские законы, запрещали обращать свободных людей в рабство за долги. Целенаправленные завоевательные походы Рим вел больше во времена империи. Территориально, эти захваты были незначительны – часть Британии, и территория современной Румынии. Римское жречество стремилось через унификацию богов римских – с чужеродными богами покорённых территорий, создать религиозную общность. Наиболее полноценно совмещён с Римским, греческий пантеон. Во времена Римской империи пытались унифицировать с Римско–греческим пантеоном Персидских и Египетских богов. Как вообще такое было возможным? Дело в том, что в истории религии можно выделить период - который можно охарактеризовать как «доязыческий». Это период, когда силы природы не были унифицированы в подобия личностей, а означали именно только определённые силы природы. Силы природы, как известно, для всех одинаковы, это основная база любой возможной языческой унификации. Давайте попробуем построить умозрительную модель. Римское жречество, было организацией, явно, или вернее сказать - заметно, не вмешивающейся в дела светской власти. Имевшей централизацию, о чём свидетельствует институт понтификата. И вот эта организация сталкивается с врагом, победить которого ей не под силу. Это идеология христианства. Попробуйте представить себя на месте «главного мозга» этой организации, причём «мозга», лишенного предрассудков, т.е. – то, что называется продуманного. Как бы вы решили эту проблему, угрожающую вашей власти и безбедному существованию? Сразу оговоримся, что ваши предшественники, через марионеток - в лице высшей власти уже пытались создать гонения на христиан и запретить, а лучше вообще уничтожить их религию. Пытались даже, представить еврейскую национальность, от которой распространяется эта религия, в виде врагов рода людского. Не будем углубляться в отношение к христианству в Римской империи, об этом можно почитать в истории. Итак, как бы вы поступили? Враг объявил, что боги, которым вы поклоняетесь и служите - суть демоны. С каждым годом число последователей этого учения растёт, и присутствует во всех социальных кругах - от рабов до аристократии. Уничтожить его, вы не в силах, какая судьба ждет вас или ваших последователей? Могло ли «придти в голову» Римскому жречеству захватить власть в этом движении? Запросто, тем более, что власти как иерархии в том (т.е. христианском) движении не было, а только скорее энтузиазм, искренность и авторитет дел. Интересный момент истории, как только императору Константину «заблажилось» назначить христианство государственной религией, куда-то испарилось и высшее римское жречество. Скорее всего, захват власти в христианском движении происходил не одно десятилетие, через вживление в него римского жречества и изучение христианской идеологии, создание иерархии и институтов новой, (т.е. «христианской» от Римского жречества) религии. Ватикан, нагло сохранил и термины обозначения жречества, времён древнего язычества и даже облачение жрецов. Посмотрите на макушку католических священников, вы увидите тонзуру - выбритый на макушке кружок, отличительный знак Римского языческого жречества от прочего населения. Одеты они тоже примерно так, как одевались жрецы в древнем Риме на каких-нибудь сатурналиях. Привлеку на свою сторону некоего поэта 12го века, из солнечной Италии, известного как поэт Данте Алигьери:
Вас пастырей, предвидел Иоанн*
В той, что воссела на морях со славой
И деет блуд с царями многих стран;
Вам невдомёк, что только черви мы,
В которых зреет мотылёк нетленный
На божий суд, взлетающий из тьмы!
Чего возносится ваш дух надменный,
Коль сами вы не разнитесь ничуть
От плоти червяка несовершенной.
(*Иоанн Богослов, автор одного из Евангелий и книги Апокалипсиса.) Само католичество могло забыть кто они и откуда, но дух их идеологии неизменен. В современности, к примеру, они легализировали пидорастию, вопреки библии. Любой этнос, подобен в своём бытии с отдельным индивидом. Раздражитель, если не вызывает ответную реакцию сразу, по каким-либо причинам, не исчезает. Если он повторяется, происходит, можно так сказать накопление, приводящее в конце концов - разрядке. В этносе накопление происходит, на неуловимых, даже современными методами исследования, возможно даже генетических, носителях. Как любой «плод», такое явление, в один «прекрасный миг» созревает. Хотя это и не известно гуманитарным наукам, тем не менее, в истории человечества, достаточно, вполне конкретных примеров. То же случилось с католицизмом, который, сначала пытался взять ситуацию под контроль, потом «поджал хвост» и начал делать видимость «правильного» христианства. Другое дело Россия, где население к принятию христианства только начинало входить в языческий период из доязыческого. Силы природы уже были представлены в «личности», но полноценной космогонии, с участием этих «личностей» создать ещё не успели. Поэтому, население России приняло христианство, психологически несколько не так, как в других странах. Если выразится максимально коротко, оно приняло его более искренно. Поэтому презрение, которое Российское православие питало к католицизму, имело под собой вполне понятную психологическую основу. Самое плохое, что Россия приобрела себе после соприкосновения с золотоордынцами, это деградация методов, применяемых институтом власти. Если при древних Рюриковичах ценилась прежде всего разумность, то к эпохе Петра первого, окончательно кристаллизировалась «показуха» как основа делопроизводства. Скажем так: важно было иметь происхождение и его атрибуты: бороду, высокую шапку, шикарную шубу. Смешно сказать, даже летом, бояре «шастали» в этих своих шубах. Так что Пётр, если объективно разобраться, пытался вернуть алгоритмы исполнения власти, подобные тем, что существовали во времена князей Владимира первого, Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Недаром в русском народе сложилось понятие – пословица: «не по русски» в значении неразумно. Европейская одежда, во времена Петра первого была несравненно удобней, а огульное заимствование Европейских одежд, обычаев и прочего идиотизма, это, увы, не Петра инициативы. Такое произошло после него, начиная с его дочери Елизаветы и далее, пока революция не избавила Российское общество от этого идиотизма, создав правда другой. Небольшая сноска: почему атрибуты в обществе бывают важнее реальности? Потому что можно быть ленивым тупым и т.д. и т.п. но имея эти атрибуты, считаться не таким, в любом случае, пока приверженцы такого отношения к общественной жизни, держатся у власти. Выработка атрибутарной системы, лежит в самых основах психологической природы, когда личности, добившись доминирующего положения в обществе, стремятся закрепить это положение за своим потомством. Можно сказать, что это слабость психологии человечества, когда сознательная регуляция уступает место мерам бессознательного. Так что, можно сказать, что изначальный российский менталитет и Пётр первый восставали на самые основы коллективного бессознательного. Вообще, человек, в научном определении характеризуется как «разумный». Понятие разум - не фигурирует ни в психологии, ни в социологии с философией. Такого понятия, как психологического феномена просто нет. Впрочем, состояние гуманитарных наук совершенно не соответствует техническому прогрессу. Можно сказать, что они недалеко «ушли» от времён Аристотеля. Хотя нужное им направление пытался подсказать ещё сам Сократ, мудрейший человек в истории мира. Да, автор не уважает дипломы гуманитарных учёных, а как можно уважать науки, которые существуют и функционируют за счёт веры окружающих, что они имеют бытие как реалии? Определим разум как сознательную регуляцию бессознательных составляющих. Верить в действенность атрибутарных систем может разум чрезвычайно недалёкий, неспособный к абстрактному мышлению. Автор не согласен, с тем, что разумность определяется происхождением (т.е. принадлежностью к Homo Sapiens), и это вполне обоснованно. Да, атрибутарные системы действенны, но только в случае отсутствия противостояния с разумом. Как только у них выявляется конфликт с разумом, они рушатся, увлекая своих приверженцев. Яркий исторический пример: эпоха Петра. Те, кто принадлежал прежде доминирующим социальным группам, либо сумели перестроиться, либо были сметены в «утиль». Что до заимствований Петра, так они относились в основном к реформе армии и создании флота. Производство – необходимость обеспечения армии оружием и снаряжением собственного производства. Регулярная армия подразумевает унификацию оружия и снаряжения. Такой унификации можно добиться только при массовом производстве. Каждая великая нация должна полностью обеспечивать свои вооружённые силы, собственного производства вооружением и снаряжением. То, что заимствовал Пётр у Европы, самой Европой незадолго до Петра было заимствованно у древнеримского военного опыта организации и использования военной силы. Даже обозначение единицы вооружённых сил – солдат, имеет древнеримский предшественник аналог. «Сольд» - так в древнем Риме обозначалось месячное жалование бойца. Неважно, в каких войсках этот боец служил – в легионерах, вспомогательной пехоте или кавалерии, общая масса исчислялась в «сольдах». «Эта армия - насчитывала 18 тысяч сольдов», так могли описывать численность войска в древнем Риме. Одно время даже чеканилась монета, равная солдатскому жалованию, для удобства выплат. Эта монета носила название – «солид» и это название, т.е. монета, фигурировала ещё и среди средневековых Европейских монет. Современные русские слова: «солидный», «солидарный» имеют происхождение и значение протяжённое к этому термину жалования Римского бойца. Служба в армии, считалась престижной, а жалование – значительным. Солидный – престижный, значительный. Солидарный – совместный, совокупный, сочувствующий. Понятно, что бойцы в строю, занятые одним делом – солидарны. Насчёт заимствований Петра в области атрибутов, таких как одежда, достаточно сказать, что сам он не обращал на это много внимания, и согласно воспоминаниям современников, часто был одет хуже босяка. К сожалению, довольно рано оборвавшаяся жизнь Петра первого не позволила ему осуществить в стране, намеченные им социальные реформы. А главные из этих реформ – отмена крепостного права, одинаковость ответственности перед законом независимо от социального положения.
О ****ях…
Нужно конечно, упомянуть - так любимую российской интеллигенцией Екатерину вторую. Тем более что она тоже побывала в Вышнем Волочке. Именно при ней, город получил герб и официальный статус города. Несмотря на свою древнюю историю и важную роль в жизни страны, государства, городом Вышний Волочек, «по примеру прочих российских городов», был назван указом Екатерины второй лишь в 1772 году. Проживали здесь тогда  преимущественно  бурлаки,   лоцманы,   коноводы, ямщики, торговцы. Поэтому в гербе города под золотой короной и крестами была изображена на голубом фоне нагруженная лодка. Российскому населению, по своей психологии, похоже, всё равно какой официальный статус имеет место, где оно проживает. Главное чтоб жилось хорошо. Екатерина вторая, эта, тщеславная ставленница и выразительница интересов российского дворянства, насаждала в российской жизни игру в европейские статусы мест. Для индивидов, с достаточно развитым сознанием, все эти атрибуты не имеют никакого значения. Минимальный уровень, присущего «среднему» представителю нации сознания - определяется национальным языком. В этом коренное отличие русского языка от западноевропейских, здесь минимальный уровень задавался выше, чем в Европе. Поэтому «игры» в символику, не имели такого, как в Европе, воздействия на психику населения. И ими не увлекались, более того, чем они реально были нужны для различения полков по знамёнам на поле боя. О возможностях национального сознания, можно сказать в утверждение, что ни одна нация, не породила таких феноменов как Российская. Казачество – организация, где все основные вопросы решало общественное мнение, а старшинство было номинальным. В таком виде, оно существовало не менее двух веков. И было боеспособнее любых европейских и азиатских войск. Как идеология, это движение закончилось во времена Екатерины второй, места ему уже не было. А то, что осталось, видимость казачества. А до этого? Казаки, разрушили столицу золотой орды город Сарай. Завоевали сибирское царство, прошли всю Сибирь сухопутными и водными путями. Брали штурмом форпост Турецкой империи на реке Дон - город Азов. Сдерживали натиск татар и турок, а также поляков. Больше всех, досталось от казачества туркам. Потому что войну против «бусурман*» (*басурман, бессермен) казаки считали своей священной обязанностью. Француз Боплан, изучавший это движение в Запорожье, писал о них: «Соединяя с умом, хитрым и острым, щедрость и бескорыстие, казаки страстно любят свободу; смерть предпочитают рабству, и для защищения независимости часто восстают против притеснителей своих — поляков... Телосложения креп¬кого, легко переносят холод и голод, зной и жажду; в войне неутомимы, отважны, храбры, или, лучше сказать, дерзки, и мало дорожат своею жизнию. Метко стреляют из пищалей, обыкновенного своего оружия». О морских походах казаков один турецкий историк писал: «Можно смело сказать, что во всем свете не найдется людей более смелых, которые менее заботились бы о жизни, меньше боялись бы смерти; опытные в морском деле люди рассказывают, что эта голь своей ловкостью и отвагой в морских битвах страшнее всякого врага».  Именно сознательность, каждого отдельного участника, определяет главный стержень боеспособности* любого войска. И хоть здесь не учебник по психологии, а психология как наука не знает толком - что такое сознание, уместно сказать, что сознание соотносимо с совмещением интересов личных и общественных. Именно особенности национального языка, определяют особенности менталитета. Потому что, язык как система, определяет протяженность собственного мышления на себе подобных, и задаёт определённый обязательный уровень сложности, возможных абстрактных построений. *Что такое боеспособность? 1)Это, конечно обеспеченность средствами войны: А) Достаточность необходимых средств. Б) Качества их, т.е. соответствие, самым передовым технологиям.  2)Организация, т.е. структура ведения войны: А) Способности командного состава. Б) Дисциплинированность младшего личного состава вооружённых сил. 3)Убежденность, в необходимости жертвовать свою жизнь на дело войны: А) Политическое состояние современности. Б) Идеологическая система ценностных ориентиров. Каждый из положений «а» и «б», имеет также, свои «а» и «б» и т.д. Но верхушка пирамиды, сходящаяся в понятие боеспособность - именно такова. Может читатель, будет утверждать, что казаки были небоеспособны? Между прочим, за ними не стояло производительных сил как таковых. Самой армии казаков, приходилось обеспечивать себя оружием, продовольствием, и прочим снаряжением. Высокая сознательность личного состава, выступала компенсантом пункта первого и создавала второй.
И ещё несколько слов о Екатерине….
         Послушай, да ведь это ж позор,
          Чтоб мы этим поганым харям
          Не смогли отомстить до сих пор?
          Разве это когда прощается,
          Чтоб с престола какая-то ****ь
          Протягивала солдат, как пальцы,
          Непокорную чернь умерщвлять! (С. Есенин. Емельян Пугачёв)
Это о самом начале Пугачёвского восстания, когда власти хотели заставить казаков разгромить калмыков, решивших покинуть пределы Российской империи. Как пришла к власти эта Екатерина? Она вошла в сговор с дворянской верхушкой. Которая и поставила её единовластной царицей. Естественно, она была марионеткой дворянства. Даже когда достигла определённого могущества, она всё равно помнила, кто её поставил. Правление Екатерины, это, прежде всего социальный застой - бедствие для России. ****ь есть *****… как не крути.


Рецензии
Любопытно)

Мальчиш Плохиш   24.04.2012 21:57     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.