Он вернётся!

Он – вернётся!

Свела меня судьба в славном городе Воронеже как-то с настоящим интеллигентом советской поры, из разряда тех людей, которые, казалось  мне, перевелись и вымерли, как динозавры. Только в тот день, когда я была у него в гостях,  об этом не очень задумывалась. У нас был другой разговор и нерядовое дело.
 
Представьте себе простого советского инженера-конструктора. В те времена это было как азбучная истина: обязательно он интеллигент, звание «инженер» почётно, а профессия, если и не престижна, то зато вполне оплачивалась. И что поразительно: именно «технари» увлечённо читали и обсуждали журналы и книги,  интересовались живописью, посещали выставки и музеи, пели песни под гитару, а после работы на досуге занимались любимым делом. И детей приучали так жить.

Но нашлись «ваятели» и всё перевернули вверх дном, поскольку решили, что надо нам жить по-европейски. По-передовому, как казалось «ваятелям» и всему постсоветскому народу. Конечно, хотели, как лучше… Инженеров-интеллигентов предали остракизму и осмеянию вместе с их любимыми делами на досуге. В их труде не нуждались больше, денег им платить не стали, а многих так и с мест их законных погнали взашей. Но люди-то живые, нужно как-то жить дальше. Много спилось, много сгинуло ни за грош, пытаясь что-то делать с «компаньонами»… Кто прочно застрял в сетевом маркетинге, кто на рынках стоит до сих пор, кто-то сориентировался и профессию поменял. Из-за этой суеты и забот интеллигенция советская вымерла как класс.

Появилась западная мода. Мерилом счастья в жизни стала «звёздность»: самая какая  ни завалящая певичка, актёришка бездарный, демонстраторы одежды – бездумные манекены и прочая и прочая «звёзднота» теперь задают тон в этой жизни. Вот перестроились – так перестроились!

При этом остаётся истина: труд всегда всякий и разный заслуживает уважения. Но именно труд, а не имидж – видимость, которая создаётся «имиджмейкерами» за большие деньги, природа которых вроде ясна, но не известна.
 
И каково же было мое удивление, когда случай свёл меня с тем, ещё советского розливу, рафинированным интеллигентом. Звали его Александром Ивановичем Пенкиным.
 
Встреча с ним была единственной, но удивления им и восхищения хватило надолго. И уже после, когда его не стало, мне продолжает открываться эта нерядовая и незаурядная личность: сочные акварели с Пушкиным и сюжетами его жизни продолжают и жизнь самого воронежского художника.
 
20 мая 2007 года, не стало Александра Ивановича Пенкина. И отдавая дань памяти этому талантливому и увлечённому человеку, я хочу поведать о той грани его одарённости, которая мне особенно близка и понятна.
 
Его пушкиниана заслуживает того, чтобы стать достоянием, доступным всем, кто с трепетом и уважением относится к имени великого русского поэта. Для многих пенкинские рисунки и акварели будут способствовать пониманию жизни А.С. Пушкина, пробуждать симпатию к нему и побуждать к изучению творческого наследия великого русского поэта.

При посещении квартиры художника осенью 2006 года мне было позволено просмотреть эти прекрасные работы, а несколько эскизов сам Александр Иванович предоставил для издания альманаха «Пушкинский ключ», посвящённому сразу и 170-летию гибели поэта и 195-летию его любимой жены, ради спасения чести которой и случилась дуэль.
 
Нетрадиционный подход к изображению великого поэта в жизни – это не своеволие художника и не дилетантские упражнения. Пушкин в рисунках А.И. Пенкина – не икона и не божество, а   живой человек со многими недостатками и насущными потребностями. При этом художник не отступает от истины того времени: все детали максимально приближены к историческому факту.
 
Дочь художника Марина Александровна показывает мне книгу, сплошь в закладках. Я открываю и вижу там картинки быта пушкинского времени. Она мне рассказала, что прежде чем начать изображать Пушкина, её отец долго держал на рабочем столе посмертную маску поэта.

Я слышала от некоторых местных пушкинистов, что на портретах поэт не похож на себя, хотя у меня иное мнение на этот счёт. Но решаюсь задать дочери вопрос «в тему»:

– Мариночка, а как вы считаете, Пушкин у вашего отца похож на себя или это только приближённое его изображение?

Дочь художника на мгновение опешила, но сразу же нашла достойный ответ:

– Это Пушкин, и тут сомнений не может быть. Но у каждого человека есть масса фотокарточек, на которых его мало узнают, или изображение не с той точки сделано, или тень не так упала… Да вот и вы передо мной, говорите, а лицо ваше не статично, оно меняется.
 
Марина сама профессиональный художник, ей виднее, как меняется человеческое лицо на портретах. Она рассказывает, что, закончив работу, отец приглашал её и требовал критики. Ему обязательно надо было знать мнение всех домашних,  их похвалы его никак не вдохновляли.
 
– В последнее время он довольно часто общался с писателем Гончаровым.

Это хорошо, поскольку Юрий Данилович Гончаров – бесспорный авторитет, и  его оценка акварелей Пенкина будет многого стоить.
 
Придя домой после встречи с дочерью художника, я немедленно звоню писателю.

– Всего два вопроса, уважаемый Юрий Данилович…

И наша беседа затягивается надолго. Писатель, как всегда, говорит обстоятельно, будто проверяя каждое слово на вес. И тем значимее его оценка работ А.И. Пенкина:
 
– Всё у него профессионально, глубоко и ярко, – говорит Юрий Данилович Гончаров. – Мы с ним пообщались, я видел его талантливые работы, но вскоре его не стало, – в голосе писателя сожаление.

И подумав, добавляет:

– Но он был несколько замкнутым и не очень разговорчивым…

И я тоже вспоминаю, что при встрече Александр Иванович, словно интервью давал, отвечая только на задаваемые ему вопросы, будто каждое  слово, сказанное им дополнительно, это уже перерасход времени, и его и собеседника. Хорошая, интеллигентная, привычка – говорить лишь то, что спрашивают.
 
Открылась мне  всего лишь на миг эта неординарная личность: тот самый советский интеллигент-«технарь»: днями в конструкторском бюро просиживал, склонившись над чертежами, а в свободное от работы время предавался увлечениям. В первую очередь Александр Иванович – киноман, его фильмотека, досье, собранные книги о кино – особая тема. Приятно, что фильмы о Пушкине – на почётном месте.
 
Тогда, осенью 2006 года, я просматривала его эскизы, надеясь выбрать что-то для подготавливаемого к изданию альманаха «Пушкинский ключ». С акварелями дело обстояло сложнее: все они упрятаны надёжно под стекло и вызволить их из этого «заточения» не представлялось возможным. А как же тогда копировать? Но и среди карандашных набросков я нашла необыкновенного Пушкина. Слова художника поразили и огорчили:

– Никому не нужно это всё. Я тоже переключился на другое. Вот, смотрите.

Александр Иванович показал мне рукопись своего романа о детстве с аккуратными портретами, выполненными прозрачными акварельными красками. Люди, как живые, смотрели со страниц пока ещё неизданной книги.
 
После встречи с самобытным художником осталась грусть: неужели на самом деле разуверился и считает, что его акварельный Пушкин никому не нужен?

Это уже после его смерти, когда представился мне случай о нём написать, возник у меня «лобовой» вопрос. А где же его друзья-пушкинисты, с которыми он общался довольно тесно при жизни? Они-то что молчали? Или боялись, что, сказав художнику, какой он большой мастер и  что работы его достойны высокого подиума, тем самым себя в тень оттеснят? А если что и говорили хорошего, то видно, неубедительно. Говорю так, поскольку сама была подвергнута атаке и натиску: почему о Пенкине пишу, а о его друге-пушкинисте нет. О, эта зависть – чувство всегда недостойное. А здесь – так и низменное. И для меня отсекаются сами собой от имени художника и «друзья» его, и их склоки, будто грязная пена, всплывшие на мощной, чистой и светлой волне его таланта.
   
…Но Пушкин просто так не отпускает! Особенно тех, кто приближает нам, простым смертным, истинную правду жизни гения.

Дочь художника показала мне эскиз, на котором поэт ставит свечку в церкви. С некоторым внутренним торжеством читаю на поле этой, по всей видимости, последней картинки дату: март 2007. Это значит, что художник не разуверился! Ведь после нашей встречи осенью 2006-го появился этот этюд в марте 2007-го. Я отмечаю для себя, что поэт на последнем эскизе Пенкина ставит свечу во здравие – перед аналоем, но жизнь внесла свою коррекцию: свеча поэта оказалась заупокойной для художника. Уже через два месяца его не стало…

С уходом  человека сиротеют его близкие, теряют смысл его увлечения, забываются со временем и его дела. Ушел художник, и осиротел его Пушкин.

– А для меня отец не умер, – говорит дочь. – Просто он отлучился из дому. Вернётся.

Да сбудутся эти слова. Работы художника А.И. Пенкина заслуживают того, чтобы они были доступны для обозрения многим людям. Его пушкиниана влечёт.

И к нам он ещё придёт… Но не один. Со своим Пушкиным.
 
2008 г., май


Рецензии
Екатерина Ивановна, замечательный очерк об Александре Пенкине. Как я рада, что открыла для себя этого прекрасного художника. Есть в моей пушкиниане один раздел - Изобразительная Пушкиниана. И вот она пополнилась еще одним именем. У меня на Ливинтернет есть дневник и там такая рубрика: Образ Пушкина и НН Пушкиной в изобразительном искусстве. С вашего разрешения, можно я помещу ваш очерк (в сокращении) и работы Пенкина? Конечно,хотелось бы еще больше узнать о нем. Если только это желание выполнимо... Еще раз благодарю.

Татьяна Галкина   16.07.2011 01:35     Заявить о нарушении
Почему в сокращении? Мне бы этого не хотелось, поскольку я сейчас не имею возможности просмотреть сокращённый Вами текст. Можете дать полный текст с указанием автора и источника. Я бы Вам всё пояснила в отношении Александра Ивановича Пенкина почтой. Но Вы её не используете, почему-то. Там бы и о других его работах. Есть детали - не для масс.
С уважением,

Катерина Мос   18.07.2011 13:23   Заявить о нарушении
"У меня на Ливинтернет есть дневник и там такая рубрика: Образ Пушкина и НН Пушкиной в изобразительном искусстве"

Таня! Дайте, пожалуйста, адрес. А то поисковик показывает что-то страшное...

Катерина Мос   02.08.2011 21:32   Заявить о нарушении
Екатерина Ивановна! Это ссылка на мой Дневник. У него название Алмагрина.

Татьяна Галкина   07.08.2011 22:53   Заявить о нарушении
Спасибо, зайду обязательно!

Катерина Мос   08.08.2011 23:23   Заявить о нарушении
Спасибо, Таня! Столько прекрасных образов!!! Умница!!! Вы не зря стараетесь. Как бы и нам перетащить все эти "картинки" в "Пушкинский КЛЮЧ"? Уж ссылку на Ваш дневник можно ли будет сделать в альманахе? Пойду ещё разочек к Вам.

Катерина Мос   09.08.2011 00:02   Заявить о нарушении
Конечно,Екатерина Ивановна, можно ссылку в Пушкинском ключе дать. Это честь для меня, если кому-то будет интересно. Я сейчас занимаюсь именно современными художниками, в творчестве которых есть пушкинская тема.

Татьяна Галкина   09.08.2011 01:05   Заявить о нарушении