Израиль. 21-й век

Я постоянно покупаю две еженедельные газеты: «Глобус» – в понедельник и «Наш Иерусалим» в четверг. «Глобус» посвящает свои страницы, в первую очередь, Израилю, затем – странам, его окружающим, затем – странам бывшего Советского Союза, и под  конец – всему глобусу.
«Наш Иерусалим» пишет о том, что происходит в столице государства.
В последнем номере «Глобуса» напечатаны две статьи, тема которых повторяется всегда и везде - Израильская демография: страхи и надежды. И, – позорный рейтинг
антисемитизма.

По поводу демократии: специалисты в этой науке никак не могут
договориться друг с другом о том, как развивается прирост населения в Израиле и
когда евреи могут остаться в меньшинстве..
По поводу антисемитизма я прочла массу ужасных статей, от себя же могу прибавить, что в Москве в гастрономе на Преображенке в дикой очереди за мясом (1978 год) мне посоветовали убраться «в мой Израиль».

Я на следующий год убралась в США, где и прожила 25 лет. Там меня никто никуда не посылал.

Я живу в Израиле с 2004 года и меня здесь частенько посылают обратно в «мою
Руссию» (в автобусе, в магазине, на рынке). Как я могу это расценить?
В Израиле в 3 раза больше антисемитизма, чем в России? Америка мне больше
дом, чем Израиль и Россия вместе взятые?

Газета «Наш Иерусалим» описывает местные темы: пуск трамвая. Трамвай думали пустить в Иерусаме ещё до провозглашения государства (я читала об этом в интернете, – начали работы ещё до моего приезда в страну), и вот его почти пустили, но ездить на нем можно будет еще не скоро – через полгода?

А вот странное объявление в газете: Ежегодное оформление справок, подтверждающих факт нахождения в живых. Это для тех жителей Израиля, которые получают пенсию из России. Я получаю пенсию из Америки.

Ничего подобного мне оформлять не приходиться. Время от времени я получаю
из Штатов письмо, где меня просят подтвердить, что мой статус не изменился.
Я подтверждаю.

У меня есть знакомая, которая покупает совершенно другие газеты, чем я
(в Израиле много разных русских газет) И, приблизительно раз в 3 недели, она
привозит мне огромную пачку, которую я прочитываю приблизительно за неделю.
Если я нахожу что-то интересное для себя, я вырезаю это и храню какое-то время.
Ни чисел, ни названий газет не сохраняю. Когда газет набирается слишком много, я их
попросту выкидываю. Потом начинаю всё сначала.
 
Однажды я собрала пачку вырезок и отправила в Москву своей двоюродной сестре. Она была в Израиле с 12-дневной экскурсей и ей Израиль очень понравился. Я несколько раз спрашивала, какое впечатление на неё произвели статьи, но ответа так и не получила.
У меня на работе был сотрудник, парень лет 35 (афроамериканец). Он много путешествовал. Бывал и в Советском Союзе. Был в восторге от страны: величина, красота, привилегии. Молодые, поженившись, могут обратиться в Горсовет и попросить квартиру. А то, что они квартиру получат лет через 30, тебе не сказали?

Нет, это ему сказать забыли.

Я пересказываю содержание статей моей, оставленной в Штатах, хорошей знакомой, но та только повторяет, что не надо было уезжать из Штатов. Я лучше знаю, что мне надо было делать, а что не надо.

Хорошая знакомая приехала в Штаты лет 20 назад, когда ей было 60 лет. Приехала она с дочерью лет 30 и 4-летней внучкой. Все встали на ноги довольно быстро. Знакомая получила хорошую льготную квартиру, дочь купила то, что ей показалось подходящим.

Так вот, следующая животрепещущая тема израильских газет – жильё.
Сейчас жильё в Израиле необыкновенно дорого. Льготного жилья не
строят и съёмного жилья, как в Америке, тоже не строят. Самое простое обьяснение -
и государству и квартировладельцам выгодно наживаться на вновьприбывших.
Где-то у меня лежит небольшая юмористическая книжка, где автор говорит, что государство было основано для того, чтобы «первооткрыватели» могли зарабатывать
на приезжающих вслед за ними. Вначале я отнеслась к этому, как к шутке, но пожив подольше, я стала относиться к этой мысли с большим доверием. В газетах и по телевизору я читала и слышала, что Израилем управляют 20 семей, связанных друг с другом
родственными и деловыми связями, и их влиянию никто не сможет
противиться.

Хочу привести заголовки, очень часто встречающиеся в газетах в последнее время:
«Кто рискует стать бедняком,» «Сверхдержава нищеты», «Ужимающийся средний класс», «Бедность – это не то, что вы думали». В действительности, в стране бедняков гораздо больше, чем это отражено официальной статистикой. В одной из статей рассматривается три различных Израиля: 1. Израиль больших денег и всё, что к нему прилипло. 2. Израиль ешив (религиозных школ) и поселений, которые плотно сидят на плечах налогоплатильщиков. 3. Израиль обнищавших налогоплатильщиков.

Вот статья: «Забота планктона о пищеварении кита». Планктон – налогоплатильщики, кит – богатое изральское меньшинство. В связи с обеднением народа ухудшается работа школ. Половина школьников, заканчивающих школу, не получает аттестат зрелости.
В стране процветает коррупция и произвол полиции. Всё вышесказанное можно найти
и в России, может даже в большей степени, чем в Израиле, но ведь Израиль считает
себя «Святой землёй», а народ – избранным народом. Разве «избранный народ»
 ведёт себя так, как ведут себя израильтяне? Когда я ещё жила в Америке, то там в русскоязычной пресе часто обсуждалось, как старожилы наживаются на не подозревающих обмана, вновьприезжих. Это что-то вроде традиции.

Вот статья «Вдова, сирота и пришелец». Смысл статьи в том, что согласно еврейской
Традиции, таких людей обижать нельзя (Бог не велит), на самом же деле всё обстоит наоборот.

А вот заметка на другую тему – о бездомных животных. Их очень много в Израиле, особенно кошек (по еврейской традиции, животных нельзя кастрировать, вот они и размножаются, а заботиться о них никто не хочет). В заметке также говорится, что израильтяне, взявшие в дом собаку, могут ее выгнать из дома и уехать в отпуск. Или выгнать
навсегда. Соседи с 4-го этажа уехали на несколько недель, оставив очень милую рыжую собачку на улице. Я и еще один парень (араб) подкармливали её.
 
По русскоговорящему радио журналист что-то рассказывал о языке иврит (я не прислушивалась), а потом сказал, что ивриту было 3000 лет, когда английский
только выбрался из пелёнок. Зато по-английски говорит весь мир, внучка
моей хорошей знакомой, которую привезли в Америку в 4-летнем возрасте, сейчас собирается делать мастер дегри в Сингапуре (там учеба в 2 с половиной раза дешевле, чем в Америке). А четверо моих внуков (всего их шесть, – все родились в Израиле), закончивших школу, английского почти не знают и за пределами Израиля, видимо, никогда не будут. У меня, по-моему, 10 новостных программ на английском, так что я слушаю новости разных стран.
Сейчас по русскоговорящему радио передали совершенно трагическое сообщение, со мной же в это же время произошло что-то трагикомическое, но оба эти события показывают, какой бардак творится в этой стране.

Трагическое событие – покончил жизнь самоубийством честный хороший судья.
Сделал он это потому, что не мог работать в суде так, как от него требовали:
делать всё быстро, не вникая в детали, давать только количество дел, не вникая
в качество. Ввиду полной неразберихи в израильском судопроизводстве, в судах скапливается масса нерешённых дел. Дела длятся годами, а иногда и десятилетиями
(не забывайте, что мы говорим об избранном народе). Так вот: судье грозило увольнение. Такие вот дела на «святой земле».

Со мной же происходило следующее – я получила счёт за воду, который, с моей точки зрения, был неверен. В течение 5 дней я не могла добиться толку и на 5-й
день с вежливого английского перешла на русский мат, а потом пожаловалась в
городское управление, после чего мне перезвонили, я была права, – они сделали
ошибку.

В Израильской Декларации Независимости говорится о мечте еврейского народа обрести Родину. Что такое или кто такой еврейский народ, - об этом написано много книг. Я об этом тоже думала. Ответ я недавно нашла, но об этом чуть позже. На примере своей, когда-то огромной родни, я хочу проследить, кто же стремился в Израиль. Моя бабушка Роза вышла из семьи, где было 12 детей, а в семье дедушки Миш было 8 детей, так вот, я знала всех их, их жен и мужей, братьев и сестёр этих жен и мужей. Мать жены младшего брата дедушки Мишы была родом из Бобруйска. Звали её Бабушка Гися. Как я понимаю сегодня, она была рождена где-то в году 1870 или около.

Родной язык её был идиш, и она молилась в углу, где висела лампа. Она называла
Голду Меерсон Голдочкой. Это было в то время, когдда Голдочка была израильским послом в России. Теперь я понимаю, что Бабушка Гися была очень одинока. Она жила в семье
своей дочери, но никто вокруг не был близок ей, молодое поколение в открытую
посмеивалось над ней. Умерла бабушка Гися очень старой, около 100 лет.
Были ещё дед Давид и Баба Сара. Это дед и бабушка мужа моей двоюродной
сестры. Они жили в новостройках, на тогдашней окраине Москвы, в небольшой
квартире, где под кухонной раковиной они выращивали курицу. Курицу в еврейскую пасху везли в синагогу, чтобы там зарезать по еврейской традиции.

В одну из таких поездок курицу в переполненном автобусе задушили. Нам тогда это казалось очень смешным, мы были просто молоды. Эти дед и баба умерли в Москве
Где-то в 70-х годах прошлого века. Я думаю, были бы они счастливее в Израиле?
Не знаю, может быть, и нет. В Москве у них была своя квартира, в которой было тепло
зимой и всегда была горячая вода. Здесь у пенсионеров это бывает далеко не всегда (у меня всего этого нет).

Ещё одна пара – отец и мать мужа моей троюродной сестры. Они жили в центре Москвы в коммунальной квартире, в которой они боялись или не хотели говорить
громко на идише, это был их разговорный язык. Так они уехали вслед за детьми
в Канаду, где счастливо прожили до 90 лет. И это всё. Больше никто Израилем не
интересовался. Когда можно было покинуть СССР, почти все ехали куда угодно, только не в Израиль. В Израиль поехали тогда, когда Израиль плотно перекрыл
свободу передвижения, в какой-то из газет была статья, подробно объясняющая,
как это было проделано. А в России ходили бесконечные слухи о возможных погромах, поэтому перепуганный народ поехал в Израиль. Но молодёжь стала разъезжаться из Израиля, а за ними потянулись и родители.

В Израиле очень шумно праздновали 20-летие алии, и только в небольших заметочках было сказано,что приезд этот был вынужденный.

Так кто же такой  «еврей»? В Советском Союзе всё было просто – это тот или та, у которых оба родителя евреи. Если евреем был только один родитель, можно было взять национальность другого родителя. Как там сейчас, на той территории, я не знаю.

В США еврей – это религия. Я, как атеистка, в евреях не числилась. В США вероисповедование записано в метрике, а такое понятие  как «национальность», по-моему, официально не употребляется.

Самми Давис (младший) 1925 – 1990, известнийший шоумен, в трудную минуту жизни
после тяжелейшей аварии принял иудаизм. Про себя он говорил; «одноглазый
Нигро-джу (еврей). Он пробыл евреем лет 10, тогда же он женился на шведской актрисе,
она тоже приняла иудаизм.

Мерилин Монро, выходя замуж за Артура Миллера, как и Элизабет Тайлор, выходя замуж за Эдди Фишера (известнейший в то время певец), тоже связывали жизнь с
иудаизмом.

Перейти в Израиле в иудаизм – крайне тяжёлая и не всегда возможная процедура под названием «гиюр». Часто этот «гиюр» может быть потом отменён, а оформить «смешанный» брак, как упомянутые выше артистки, просто невозможно. Для этого надо ехать за границу.

Все, кто критикуют правила еврейского демократического государства, автоматичаски
становятся антисемитами, появился даже термин – еврей-антисемит, есть ещё термин для «своих», которые стали выступать против «своих» же – самоненавистник.(ЦА)

Вот передо мной газетная статья, говорящая о том, что практически все большие
еврейские группы населения имеют одинаковые геномы-маркеры. Теперь я, наконец, поняла, почему я – еврейка. У меня тот же геном, как и у всех евреев, всех групп, населяющих землю. Цветную карту расположения этого генома показывали по 9 каналу русскоговорящего телевидения. То, что одна из моих бабушек была русской – Н.И. Седова-Троцкая – теории геномов не мешает. Эта геномная теория, возможно, вполне научная, никак не связывает меня с «землёй обетованной».

Пока я это всё писала, в Египте свергли Мубарака.

Перед отъездом в Израиль я несколько лет состояла в электронной переписке с англоязычной группой людей, находившихся в Израиле. Цель переписки – помочь тем, кто хочет перебраться из «галута» в «землю обетованную». Говорить (вернее писать) можно было только о бытовых вещах – и никакой политики. За политические разговоры могли просто вышибить из списка. Самое ценное, что я выяснила – хранить американскую кредитную карточку как зеницу ока. В Израиле тоже, конечно, есть кредитные карточки, но они (извините) просто дерьмо по сравнению с американкими.

 В какой-то момент переписка была нарушена скандалом. Женщина, прожившая необходимые 3 года в Израиле, уехала обратно в Великобританию и уже оттуда, не боясь никакого исключения из листа переписки, сказала, как она ненавидела «святую землю» – грубость, глупость, нечестность. И как она довольна, что вернулась.

И тут раздался голос сверху: Нам надо это обсудить,  возможно, Израиль не для всех.

Во время обсуждения выяснилось, что кое-кто очень доволен своим положением, работа и зарплата лучше, чем в «стране исхода», но большинство были недовольны. Один писал, что не может простить себе, что привёз сюда семью. Они живут в нищете, и у них нет возможности вернуться в Америку. Другой, прожив в Израиле 12 лет, уехал, сказав, что жизнь в Израиле настолько тяжела, что не стоит того, чтобы жить там. Кто-то из Канады сказал, что как только его сын кончит школу, он тут же уедет в Канаду. До 50% англоязычных уезжают, не выдерживая сложностей.

Какое-то время (было у меня время, когда я пыталась найти свои еврейские корни и не нашла) у меня в подружках была жена американского ортодоксального рабая, так она со своим рабаем два раза ездили в Израиль на постоянное место жительства и оба раза возвращались в благословенную Америку.
Израиль её раздражал, единственное, что она сказала с любовью -  у нас там были очень хорошие субботы, лучше ,чем здесь...

Вот ещё газетные вырезки – среди них и очень серьёзные и комические, но порой отделить одни от других просто невозможно.
 
В последние несколько лет увеличилось количество нищих в центре Иерусалима,часто можно видеть, как какие-то пюди (бомжи?) роются в мусорных урнах.

 А вот опять статья о бесчинстве и безнаказанности полиции по отношению к пожилым и беззащитным людям. Какие бы жалобы ни приходили на полицию, виноватых обычно не наказывают.

О качестве питьевой воды. Вода загрязнена сточными отходами, все здесь воду фильтруют, так как электрочайники сразу обрастают налётом, но даже в кипячёной воде плавают какие то хлопья.

Статья (и не одна), как адвокат обманывает своих клиентов (меня тоже обманул).

Заметка о том, какие трудности приходится преодолевать, когда надо похоронить
нееврея. Для неевреев нет места на еврейских кладбищах.

Заметка о том, как в ортодоксальных школах по изучению иудаизма подделывают
документы, получая стипендии на «мёртвых душ».

Всё это бывает и в других странах, но это же «святая земля».

А вот небольшая заметка о том, как муж не давал жене развода. Его посадили
в тюрьму. Как я понимаю, он просидел в тюрьме, пока не подписал бумаги и как только подписал, женщина тут же вышла замуж за любимого человека. Через 5 месяцев она родила. Права отцовства признали оба мужа – бывший и настоящий. Настоящий муж также представил анализ ДНК на отцовство, но анализ у него в суде не приняли, так как такой документ нарушает интересы ребёнка. Ребёнок был зачат, когда женщина была ешё замужем за первым мужем, это делает ребёнка «мамзером», что, согласно религиозным еврейским законам, делает ребёнка неполноценным членом общины.

Вот ещё одна статья, в которой автор на основании детального разбора политической системы Израиляя доказывет,что Израиль не демократия, а бюрократия.

Голосуют за партию, а не отдельных кандидатов, никто ни за что конкретно не отвечает, чиновники могут отменить любой закон, законы могут находиться на рассмотрении по много лет. Кроме того, в Израиле самое высокое количество министров – сейчас их 29. В США, по-моему, 14. Министров так много потому, что при многопартийной системе каждой партии надо дать каких-то министров, как кусок пирога.

Через 172 года после объявления независимости Америки, Израиль объявил о своей независииости, как еврейское демократическое государство. Вот это демократия!!!

А вот статья о расизме. Подзаголовок статьи «Как принимать решения, которые были бы достаточно еврейскими и в то же время умными». Далее говорится, что те законы, которые работают в Америке и которые сделали её великой, совершенно не работают в Израиле. Америке нет необходимости защищать себя в качестве христианской страны. Если применять стандарты американской жизни к Израилю, то через одно-два поколения еврейский характер Израиля может быть потерян. Далее защищается позиция рабаев, которые дали распоряжение не продавать и не сдавать квартиры арабам (также не брать их на работу).
Израилю надо надолго сохранить характер еврейского государства, и это нам следует объяснить всем непонимающим. Это гораздо важнее, чем обращать внимание на обвинения в расизме.

Вот, кажется, последняя вырезка «Как спасти евреев». Темпы ассимиляции евреев в США достигают 50%, а в России вообще более 70%. «Сохнут» (еврейское агенство)
собирает по миру деньги, чтобы спасать от ассимиляции. (Ничего не знаю о русских евреях сейчас, но американских евреев ни от чего спасать не надо. Они сами разберутся, что им делать.) Если «Сохнут» не спасёт евреев от ассимиляции, то через пару поколений «Сохнуту» не у кого будет деньги собирать.

В газетах были и оптимистические статьи, но они больше касались искусства -
театра, выставок.

Мой бывший муж относился к Израилю с большей симпатией, чем я, но попав из Штатов в Израиль на саббатикл на 3 месяца, быстро разочаровался в стране.

Я же первый раз была в Израиле в 1982 году, сын в это время был в израильской армии.
Я представляла себе страну, что-то вроде Вены в арабском раю. Ведь Герцель был
из Вены. Но как я узнала потом, Герцелю место его мечты не очень-то понравилось,
он не выдержал и недели и смотался обратно в Вену.

Все русскоязычные газеты ругают «левых», иногда даже называя их «леваками»,
такой левак! Я не помню,чтобы хоть когда-то о левых было сказано хоть одно
хорошее слово. Из этого можно заключить, что все газеты – правые.
Когда-то, ещё в Америке, я читала статью о том, что нет ни левых ни правых (речь идёт только об Израиле), а есть люди, совершенно ушедшие от иудаизма, и люди,
сохранившие привязанность к нему. Меня эта теория устраивала, но потом я прочла
другую статью, в которой автор доказывал, что «левые» имеют другое строение
мозга, чем остальные люди, деталей я не помню, но то,что «левые» не вполне нормальны, вот это доказывал автор.

Когда я читаю правую или религиозную прессу, я думаю, что это они не вполне
нормальны. Изначально меня это чтение совершенно ошеломило – как мои прежние друзья по Советскому Союзу, которые если и не были диссидентами, то уж безусловно им сочувствовали, как они могут нести такую, извините, ахинею и при том, что они прекрасно понимают все недостатки государства Израиль.

Я к сожелению не сохранила газету, в которой приводились данные опроса об отношении жителей Израиля к самому Израилю, но начальные и конечные цифры помню. Влюблённых в страну – 2,5%, далее идёт по убывающей, любят страну всё меньше и меньше и под конец совсем, совсем не любят – тоже 2,5%. Но ведь те, кто страну не любят, стараются из неё уехать. Что же такое эти 2,5% – «сухой остаток»?

В Нью-Йорке выходил журнал,описывавший, что и где можно увидеть,услышать в городе бесплатно на неделе и в выходные: выставки, концерты, ярмарки, гулянья. В выходные дни была масса всяких бесплатных развлечений, чего не скажешь об Израиле.
В пятницу всё рано закрывается, и чем короче световой день, тем раньше. В субботу
всё закрыто, и транспорт не работает, а воскресенье это рабочий день – начало
недели. Суббота для меня самый тяжелый день, особенно зимой, когда в квартире
холодно, а холодно в квартире обычно с декабря по апрель.

***
Местное русскоязычное радио часто повторяет «наш народ, наш народ».
Я всё время думаю – кого они имеют в виду? Я, например, гражданка США и
постоянный резидент государства Израиль. Почему я решила не иметь гражданства
Израиля, я подробно описала в книге «Лев Троцкий и его семья». Надеюсь, что книга
выйдет в конце этого года. По моему мнению, наш народ – это те люди, которые
через много-много лет окажутся похороненными на еврейском кладбище.
Мои ближайшие подруги (нееврейские жёны еврейских мужей) к еврейскому народу отношения не имеют и похоронены радом с мужьями не будут.

Арабы, граждане Израиля, не «наш народ»,  и тут со мной никто спорить не будет.
Земля, текущая молоком и мёдом, конечно же, Америка. Там молока и мёда
(и всего прочего) на душу населения гораздо больше,чем в Израиле.
Избранный народ – ну конечно же, американцы. Объясняю на примерах.
Я в первый раз поехала из Бруклина (в который нас привезли из аэропорта Кеннеди
23 мая 1979 года) в Манхеттан. У меня был только 1 доллар – на билет туда и обратно. На обратном пути я запуталась в Нью-Йоркском метро и стала спрашивать
пассажиров, как мне добраться до моей остановки. К сожалению, я не могла понять объяснений, по-видимому, это был мой 3-й день в Америке. Меня взяли за руку,
перетащили с одной линии на другую по улице (по-моему, с линии 4 на линию А), дали мне билет и поручили меня кому-то, кто ехал в ту же сторону с наказом выталкнуть из метро на моей остановке. Таких примеров у меня много. Ничего подобного в Израиле припомнить  не могу.

Как только я перебралась от сына на эту квартиру в Иерусалиме, я отправилась в банк открывать Израильский банковский счёт. Это заняло 2 дня (в Америке эта же процедура заняла 30 минут, и банковский клерк был необыкновенно предупредителен ко мне. Я помню этот первый поход в банк до сих пор). Банковская служащая в Израиле не хотела брать у меня мой америеанский чек, уговаривая меня пойти и разменять чек на улице, я же понятия не имела, как это делать (потом я научилась).

Банк – место, которое я ненавижу, потому,что всё делается там медленно и совершенно дико (с моей точки зрения). Банковская служащая, разговаривая со мной, в то же время разговаривает с двумя другими служащими, сидящими с двух сторон около неё, и в то же время отвечает на вопросы кого-то, подошедшего со стороны, а со стороны всё подходят и подходят. С моего банковского счета в Израиле ежемесячно снимается больше 10 шекелей за услуги, независимо от того, оказывались услуги или нет. Американский пенсионный счёт бесплатный. Разговоры о том,что Израиль – молодое государство – не совсем верны. Государство начало складываться в 20 –е годы прошлого века, в это время уже была и банковская система и многие другие организации, функционирующие до сих пор, например, Гистадрут.

Гистадрут – это израильский профсоюз, который, как я поняла, защищает государственных служащих. Простые работники набираются обычно через посреднические бюро и продолжают оставаться прикреплёнными к этим бюро на всё время работы на этом месте, что позволяет нанимателям лишать этих работников полагающихся им привелегий. Я в Америке однажды нашла работу через посредничесое бюро, но я была связана обязательствами с этим бюро всего 3 месяца. Все знают, что это не самый лучший метод найма – делать из людей каких-то полукрепостных, но это самый выгодный метод для нанимателя, поэтому никто этот метод отменять не собирается. А как относятся к официально прибывшим в Израиль иностранным рабочим! Где-то я видела заметку о том, как работающие на сельскохозяйственных работах бедуинские подростки вынуждены трудиться по 12 и более часов в день. Израиль – не святая земля, нет, не святая земля ...

 «Для того чтобы репатриироваться в Израиль из США, нужна очень сильная национальная и религиозная мотивация, в противном случае – это форменное сумашествие» – цитата из русскоязычной газеты.

Какова была «мотивация» у миллионной рускоязычной «алии» в 90-х годах прошлого века? Желание припасть к стене плача? Побывать на могиле праматери Рахели? По-моему, мотивация была – страх. Ходили слухи о возможных погромах. Кому-то было выгодно распускать эти слухи. Миллионная «алия» приехала в Израиль (путь в другие страны был тщательно заблокирован). Среди них очень многие – специалисты высокого класса (25%? – так и не нашли подходящую работу, а те, кто приехали после 40 лет,  имеют минимальный
прожиточный уровень, так как их пенсии крайне малы. Тех социальных программ, которыми богата Америка, в Израиле попросту нет, но зато есть бесконечный трёп об исторической родине и обвинения всех и вся в антисемитизме.

А вот ещё статьи. Налоги. Налоги в этой стране ужасно велики – прямые налоги, косвенные налоги, налоги на воду, на водку, налоги на налоги. Налоги на содержание ультра
ортодоксов.

Многие мужчины из среды хасидов всю жизнь учат тору, получая стипендию от государства, в армии они не служат, а работают за наличные. На момент образования государства их было несколько сотен, а сейчас их несколько десятков тысяч. Через несколько лет они могут пустить государство по миру. (Кроме того ультрарелигиозные живут своей закрытой жизнью, куда полиция и социальные службы предпочитают лишний раз не лезть.)

А в налоговом управлении крупный чиновник берёт взятки за снижение налогов крупным налогоплательщикам. Сейчас его судят. Судебных процессов такого типа великое множество, а если и не судят, то обсуждают моральное поведение высшего эшелона власти. С попустительства правительства испоганили Мёртвое море...

Американская мать говорит своему ребёнку: «би найс» (будь приветливым),
израильская мать говорит своему ребёнку: «донт би фрайер» (не будь разиней)
Из первых вырастают приветливые честные люди, из вторых  вырастает что-то совсем другое. Стараясь не быть фраерами, израильтяне,  живущие в Америке (так же, как и в Израиле),обманывают тех, кто, по их мнению, являются фраерами. Об этой особенности израильтян хорошо говорит Игорь Губерман: «от шабата до шабата брат обманывает брата».

***
Правительство Израиля, кажется, хочет добраться до своих левых. Где они берут деньги
на свои организации? Да, где? 

А где брал деньги на свой протест против политики Советского Союза Анатолий (теперь Натан) Щаранский? да, где? А где он же берёт деньги сейчас на содержание «Сохнута»?
Да, где?

Часто, когда я иду с рынка, меня останавливает относительно молодой человек
и засовывает мне в руки христианские буклеты с просьбой обязательно прочесть
их. Я читаю. Буклеты хорошо изданы, но ужасно наивны. А где он берёт деньги
на издание этой литературы?

Конечно, я понимаю,что Советский Союз не Израиль, а Израиль не Советский Союз,
но в этой борьбе обеих стран против своих инакомыслящих имеются похожие корни.
Мои взаимоотношения с молодыми людьми проходят в основном через посредство магазина по продаже кормов для домашних животных, у меня две кошки, да я ещё подкармливаю уличных бездомных кошек, их великое множество в Иерусалиме (и во всём Израиле). Так вот корм для кошек (и всё остальное) мне доставляют на дом из магазина молодые ребята, очень часто это «русскоговорящие», и мы перекидываемся какими-то общими фразами. Я спросила одного из них, что он собирается делать в Израиле. Собирается уехать к старшему брату в Англию.
Он сказал на прощание: «Те, кто живут здесь, не знают, что они теряют».
 
Я с ним совершенно согласна


Рецензии
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.