Тенденции этно-музыки в России оценки Горбатова
В.: Андрей, расскажите, с чего Вы начинали свой творческий путь, почему выбрали это направление (достаточно эксклюзивное)?
А.Г.: Раньше в России существовало всего 3 организации, занимавшиеся концертами: Москонцерт, Госконцерт и Росконцерт. Они не давали действовать импресссарио, продюсерам. Тогда приходилось делать так называемые подпольные, студенческие концерты, выступления. Это были мои первые нелегальные концерты. В принципе, эта деятельность наказывалась, потому что она не была регламентирована партией и комсомолом. Потом наступил период молодого российского рока, и я начал заниматься музыкальной журналистикой в газете «Культура», других изданиях. В это время в Москве шло формирование рок-клуба. И к 91-му году, уже после НОВОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ революции, стало можно делать свои агентства, частные предприятия, и я, как частное лицо, создаю «Живую коллекцию» ТОГДА В 91-М. И, можно сказать, с баррикад начинается моя творческая свобода. Я начинаю делать концерты, устраивать гастроли: США, Европа, вся Россия практически. Но потом я понял, что эпоха рока закончится, придёт та же попса, а есть ниша, которую никто не занимает – этническая музыка. И мне это безумно интересно! Путь по доходам она приносит гораздо меньше, чем попса. И с начала 90-х я стал собирать группы. Теперь у меня есть коллективы порядка 40 наций.
В.: Как вы искали музыкантов?
А.Г.: Сейчас они уже сами меня ищут, а тогда обходил диаспоры, общины, приглашал к себе. Из института Патриса Лумумбы выходят хорошие коллективы. Ребята остаются здесь, женятся, привносят свою культуру. Все диаспоры Москвы я обошёл, какие существуют, у каждой диаспоры есть своя культурная единица – музыка, танцы, вокал. А потом стал развиваться мой сайт, и музыканты сами приходят ко мне.
В.: Если поговорить о популярности, например, в Москве – какой коллектив сейчас наиболее востребован?
А.Г.: Сейчас, конечно, латино. Они ещё в девяностые стали популярны и до сих пор про них все знают. Но когда я начинаю и другие группы предлагать, мне многие говорят – неужели и такое есть? То есть бывает, приходят с заказом на латино, а уходят с австралийским шоу. Неинформирована ДО СИХ ПОР (!!!) Москва, большинство знает только латино, арабские танцы, потому что сейчас многие девушки ходят на танец живота. И когда заказывают, например, танец живота, я спрашиваю: «Вам какой?». Заказчики даже не понимают меня, не знают, что и танцы живота разные есть - Египет, Тунис, Турция, Иордания. То есть мало развить жанр – в самих жанрах ещё находится много поджанров.
В.: Какое Вы сами участие принимаете в создании программ? Сейчас среди заказчиков популярны, например, интерактивные программы – как Вы влияете на репертуар своих коллективов?
А.Г.: Да, конечно: во многих коллективах есть работа с публикой – танцы, игра на национальных инструментах и т.д. Я не просто продаю артистов, но и создаю вместе с ними шоу. Я считаю, что интерактивная программа – это своего рода терапия. Человек пришёл не просто посмотреть, но и как бы перешагнуть через себя, поучаствовать, выплеснуть эмоции. И посетитель моего шоу ломает этот барьер – танцует, поёт, на барабанах играет. И получает новые положительные эмоции!
В.: Например, к Вам приходит человек, заинтересованный в этом направлении, но не знает, что выбрать. Что Вы ему порекомендуете?
А.Г.: Обычно я сразу по телефону отсылаю его к сайту, и мы в интерактиве вместе смотрим и решаем. Или DVD, на котором собраны все 60 коллективов ему привозит мой заместитель или курьер.( Каждый год у меня выходят релизы с выступлениями из концертного зала Россия). Ну, а потом уже заказчик принимает решение.
В.: Какая культура Вам наиболее близка?
А.Г.: Кантри музыка. Я выпустил книгу «Кантри музыка в России» в агентство «Интермедия» в 1993 году.
В.: Если заказчику понравилось несколько коллективов, есть ли у вас какие-то «сборные программы»? Органично объединяющие несколько наций?
А.Г.: Конечно. Всё это случалось каждый год 25 июня в ГКЦЗ Россия. Но так как он закрывается на реконструкцию, мы потеряли огромную площадку. Возможно, всё перенесётся в Лужники. Сейчас решается этот вопрос. И через ваш портал обращаюсь к спонсорам: на такой фестиваль нужны деньги. Существует ещё фестиваль «Этнолайф» в Яхроме--Сорочанах, я его каждый год посещаю, некоторые мои коллективы там выступают. Единственное, что мне там не очень нравится – смешение стилей. Там и электро-фолк есть – то есть этника не в чистом виде.
В.: Чем мечтаете пополнить свою коллекцию? Какой коллектив заполучить?
А.Г.: Да вот уже и не знаю. Любой заказ я выполню. Я дошёл до Австралии, в Арктике и Антарктике, увы, не живут народы. Все остальные у меня есть. Всё! Практически не осталось больше незадействованных стран! Всего нашего Мира!!!
В.: Как вы считаете, будет ли этническая музыка развиваться в России? Ведь сейчас она не пользуется популярностью в том числе и из-за того, что многие просто не знают её?
А.Г.: Неправда, пользуется популярностью. Гигантской популярностью!!!
А Цезария Эвора, африканка из Кабо Верде, покоряющая Кремлёвский Дворец и Белый Дом в Вашингтоне?! А Ян Гилан?! Создатель «Пинк Флойд»… А Майкл Флетли с кельтским «Риверданс» ?! Не будем сравнивать с искусственно накрученными площадками «Фабрики звёзд». Если бы я был на первых каналах, то начал бы делать с этникой стадионы. Отвечаю!!! А в массовом порядке, этно, боюсь, не будет развиваться, потому что политика государства такова, что оно не поддерживает этническую музыку. И наша славянская этно-музыка находится буквально в том числе!!! Не говорю уж об этносах Мира в России! Даже до Румынии (которая является достаточно бедной страной Европы) России здесь очень далеко. Зато там, в Трансильвании, где я не раз бывал и учился у них, очень бережно относятся к своей культуре. Целый круглосуточный канал посвящён румынской этнической музыке. Нам до этого ещё 3 поколения, не меньше! Но может кто-то и доживёт до луча этно-света в тёмном царстве российской попсы…
Свидетельство о публикации №211032501117