Флобер. Глава 27

                Глава XXVII



                1853


   Вот уже два года, как я не дышал воздухом и не был в деревне, если не считать нашей с тобой прогулки в Ветейле. Сразу по возвращении из Парижа буду сопровождать матушку в Трувиль. Честно говоря, я не против этого: повидать солёную водичку мне будет полезно. Шесть лет я не был в Трувиле. С удовольствием вновь растянусь на песке. У меня о тех временах глубокие воспоминания. Сколько  меланхолии, сколько грёз и сколько стаканов рома! «Бовари» с собой не возьму, буду лишь обдумывать два длинных пассажа, о которых тебе говорил. Даром время не потеряю. Буду совершать прогулки верхом по берегу. Мне так часто этого хочется! В жизни есть масса маленьких радостей, от которых приходится отказываться ради работы. Какие бы пороки меня одолели, если бы я не писал! Трубка и перо – стражи моей нравственности.

                ***

  Выехал из Руана в 3 часа ночи, чтобы не опоздать на пакетбот в Гавре, и в половине восьмого вечера, сильно утомлённый после тряски в дилижансах и двуколках, прибыл в Трувиль. Когда я приехал, солнце садилось в море, оно было похоже на большой диск смородинового варенья. Я плавал в давних воспоминаниях, и от этого физическая усталость только возросла.   Шесть лет назад мы с Максимом Дюканом пришли сюда пешком в два часа ночи, возвращаясь из путешествия по Бретани. Сколько воды утекло с тех пор! Вспоминается мне и другой приезд сюда, в 1843 году, после года учёбы на факультете права. Я приехал из Парижа один, вышел из дилижанса в Пон-л`Эвеке в трёх лье отсюда и остаток пути проделал пешком. Я шёл в парусиновой куртке, опираясь на палку, и вдыхал полной грудью доносившийся издали солёный запах моря. Только он, этот запах, здесь и остался: всё прочее переменилось. Париж заполнил бедный край. Повсюду шале, отставные военные, ливреи, нарядные дамы. Песчаный пляж, по которому когда-то я расхаживал без штанов, теперь разделён перегородкой на пляж для мужчин и пляж для женщин, и фигуры двух полицейских украшают его. Наш старый дом, в котором я прожил четыре года, теперь купил биржевой маклер. Во дворе я увидел искусственный грот. Смех не дал мне расплакаться. В Тукском лесу, в чудном месте у источника, я наткнулся на окурки сигар и остатки пирога: здесь был пикник!



               


Рецензии