Френсис Коппола

Френсис Форд Коппола родился в апреле 1939 г. в Детройте, в семье дирижера. Родители часто переезжали из города в город. До того как поступить в колледж, Фрэнсис проучился в двадцати пяти школах. В шестнадцать лет он стал заниматься в драмкружке и уже тогда решил для себя, что станет кинорежиссером. Театральному искусству Каппола обучался в университете Хофстра, а потом поступил в киношколу Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. В 1962 г.  его взял в свою группу король фильмов ужасов  Роджер Корман. Коппола работал у него звукорежиссером, сценаристом, исполнительным продюсером. В 1965 г. ему удалось снять собственную малобюджетную картину «Безумие 13». Сценарий для нее написал он сам, а съемки в Ирландии продолжались всего девять дней. Тем не менее, фильм получился удачным, и любители фильмов ужасов дали ему высокую оценку. В 1970 г. Коппола получил свой первый «Оскар» за сценарий к фильму «Патон». Мировую известность принесла ему первая часть его знаменитой гангстерской саги «Крестный отец» (1972), снятая по бестселлеру Марио Пьюзо.

«КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ - I». События фильма охватывают десять послевоенных лет – с конца 1945 по 1955 год. Начинается он со свадьбы. Первое лицо мафии, дон Вито Корлеоне, выдает замуж свою дочь за букмекера Карло Рицци. Дон ведет все дела железной рукой.  Он милует и казнит, защищает соотечественников-итальянцев от американского беззакония и отказывается от противоречащих его принципам способов обогащения. Соперничающая с ним «семья» Тарталья жаждет приобщить Корлеоне к торговле наркотиками. Он отказывается, и это служит поводом для кровавого сведения счетов. В ходе безжалостной борьбы  под бешенным шквалом пуль  гибнет  задиристый Сони, старший сын главы клана. После смерти дона Корлеоне главой семьи становится младший сын Майкл. Его великолепно сыграл никому неизвестный тогда театральный актер Аль Пачино, показавший, как постепенно меняется по ходу действия его герой. В начале перед нами молодой человек с университетским образованием, мягкосердечный и правдивый. В конце, когда Майкл встает во главе семейного «синдиката», это хладнокровный делец, жестоко, с дьявольской изобретательностью уничтожающий всех своих противников.

Гангстерские фильмы снимались в Голливуде едва ли не с самого зарождения американской киноиндустрии. Но в фильме Кополлы мир мафии был показан по-новому. Кровавые разборки чередуются здесь со сценами свадеб, крещений, супружеских скандалов. Он полон реалий времени, насыщен множеством мастерски снятых бытовых эпизодов и пронизан атмосферой щемящей грусти. Никто еще не показывал жизнь «семьи» с ее «бытовой» стороны, когда в повседневности соседствуют друг с другом любовь и смерть, самоотвержение и предательство, коварство и высокое благородство. Образ главы клана, «крестного отца»  дона Вито Корлеоне замечательно создал Марлон Брандо. Его герой – добродетельный семьянин (он сам ходит в лавку за продуктами, с увлечением играет с внуком) и преуспевающий делец, но одновременно он глава мафии. Убийство для него – всего лишь часть бизнеса. При всем том, он мафиози старой закалки, у него есть свой «кодекс чести», и деньги никогда не стоят для него на первом месте.  Не случайно Дон Корлеоне  был воспринят значительной частью американских зрителей  с известной долей симпатии.

Этот фильм прославил на весь мир не только  Копполу, но и всех актеров, занятых в картине. Он имел грандиозный успех в прокате (за 25 лет принес 245 миллионов долларов) и в один год сделал Копполу миллионером. Теперь он мог позволить себе снимать фильмы не ради денег. В 1973 г. Коппола выпускает  лаконичный и драматичный фильм «Разговор» (1974), который был удостоен  Главной премии Каннского кинофестиваля, но имел скромный прокат. В 1974 г. вышла вторая часть «Крестного отца», повествующая о молодых годах  Дона Корлеоне. «Первого "Крестного отца" я снимал как режиссер, связанный литературным источником, - вспоминал позже Каппола. – Гангстеры, их профессиональная "деятельность" – это только верхний уровень. Предметом многослойного исследования для меня были мафия как идея, как метафора, а также способы, какими она действует в правительстве и бизнесе. Очевидно, некоторая романтизация героев  пришла в фильм из книги. Поэтому я  и решил ставить продолжение "Крестного отца", дабы деромантизировать  этих людей. Здесь вместо образа сладенького молодого человека появляется жестокосердный убийца. И это уже больше соответствует истине». Действие второй части саги (которая, таким образом, хронологически предшествует первой  начинается на Сицилии, со сцены, когда мафиози убивают отца маленького Вито Андолини. Будущий Дон Корлеоне  отправляется в Нью-Йорк, где влачит жизнь нищего иммигранта. Но постепенно, шаг за шагом, он поднимается до вершин власти в мафиозном клане, успевая съездить на родину и рассчитаться  с убийцами отца. Как отмечали критики, все тематические линии силового напряжения интриги – рассказ об иммигрантах, история бизнеса и предпринимателя в США, социально-политический очерк общества, семейная сага – оказались с блеском соединены воедино. Здесь впервые  возникает мотив повторяемости прошлого в настоящем, дурной бесконечности, требующей все новых и новых жертв. Картина так же была удостоена «Оскара», как лучший фильм года, получила «Оскары» за лучшую музыку и лучшие декорации. Роберт де Ниро, сыгравший молодого Корлеоне,  получил «Оскара» за лучшую роль второго плана. А сам Коппола получил два «Оскара» за лучшую режиссуру и лучший сценарий. Помимо множества наград, фильм порадовал своих создателей блестящим прокатом, поскольку в короткий срок принес более 90 млн. долларов.

Получив громадные доходы от проката первых двух частей «Крестного отца», Коппола заявил, что задумал поставить честный фильм о «грязной войне» во Вьетнаме. Съемки грандиозной эпопеи «Апокалипсис сегодня» (1979). он начал в 1976 г. В основу сценария была положена повесть Джозефа Конрада «В сердце тьмы».

«АПОКАЛИПСИС СЕГОДНЯ». Главный герой ленты полковник Куртц (которого играет Марлон Брандо) как бы воплощает в себе  всю ирреальность кошмара, принесенного вьетнамской войной.  Бывший командир дивизии «зеленых беретов» он со своей частью самовольно перебрался в Камбоджу и создал в джунглях собственное государство. Американское командование поручает  молодому капитану Уилларду вернуть мятежного полковника, а в случае неподчинения – уничтожить его. Перипетии поездки Уилларда, бои, свидетелем и участников которых ему пришлось быть по дороге, встреча с Куртцем и убийство полковника образуют  сюжетную канву «Апокалипсиса». Фильм начинается с потрясающих кадров, в которых во всей полноте показан беспредельный ужас войны. Эскадрилья американских вертолетов сжигает напалмом мирную вьетнамскую деревню. Под грозные звуки вагнеровского «Полета Валькирии» обезумевшие летчики гоняются даже за женщинами и детьми, упиваясь сладостью безнаказанного убийства. Ужас войны пронизывает и всю атмосферу фильма. Съемки вместо отведенных по плану шести недель заняли шестнадцать месяцев. Бюджет фильма постоянно увеличивался и достиг 32 млн. долларов. По ходу работы сценарий постоянно переделывался и дополнялся. В августе 1977 г., отсняв 200 часов материала, Коппола вернулся  в Америку. Монтаж и озвучивание заняли еще три года. Впервые картину показали в мае 1979 г. на Каннском фестивале. «Апокалипсис» получил «Золотую пальмовую ветвь». На прессконференции режиссер объявил, что данная версия не является канонической, поскольку он до сих пор не знает как завершит свой фильм. Через три месяца картина вышла в американский прокат и имела большой успех. Зрители были потрясены размахом, масштабностью, эпичностью и высочайшим техническим уровнем фильма. Американская киноакадемия присудила ему два «Оскара»: за лучший звук и лучшую операторскую работу. (В 2001 г. на Каннском фестивале Коппола представил окончательную версию фильма, которая длиннее предыдущей почти на целый час).

В 1988 г. Каппола приступил к съемкам третьей части «Крестного отца» (1990). Взяться за работу его заставило не столько желание высказать что-то недосказанное, сколько надежда поправить пошатнувшиеся финансовые дела своей кинокомпании. Эти надежды вполне себя оправдали. Хотя своими художественными достоинствами третья часть значительно уступала двум первым, она имела хорошую прокатную судьбу и принесла своим создателям 140 миллионов долларов (при бюджете картины в 54 миллиона).

Реализм http://proza.ru/2023/01/28/1100


Рецензии
а биографию кто писал? там кто знает вас лучше...

Петрова Юлия   14.04.2013 12:14     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.