Из дневников. Январь-Июнь 2003 г

   5 января. По ТВ смотрел концерт: Олег Погудин поёт А.Вертинского.  Безе
с хреном. Сладенький  Погудин  поёт злого, насмешливого, язвительного по-
лудекадента  Вертинского.  Как фальшиво  и  натянуто! Артист должен быть
разборчив. Вертинский – до мозга костей лицедей, многое в его творчестве –
поза. Этот наряд Погудину явно не к лицу.
   13 января. Вычитал  в  книге К.Долгова  мысль Ф.Феллини,  подтверждаю-
щую  мою давнюю запись  из «Мыслей  по разному поводу».  Феллини: «Фа-
шизм  и  отрочество в  какой-то мере продолжают оставаться  нашими  неиз-
бежными историческими отметинами. Отрочество – в жизни индивидов; фа-
шизм – в  жизни  нации.  Я  говорю  о  нашем  стремлении  вечно  оставаться
детьми,  перекладывать собственную ответственность на других, жить с при-
ятным ощущением, что  кто-то  думает  за  тебя – когда  папа,  когда  мама, а
когда  и  синдик  или  дуче…».
   Ниже Феллини  выражается ещё конкретнее и  короче: «Фашизм – это сво-
его рода детство, затянувшееся сверх всяких пределов».
   14 января. Вычитал у Тютчева (из  письма  к  графине Блудовой): «В  исто-
рии  человеческих  обществ существует  роковой  закон, который  почти  ни-
когда  не  изменял  себе. Великие кризисы, великие кары  наступают обычно
не тогда, когда беззаконие доведено до предела, когда оно управляет  и  цар-
ствует во всеоружии силы  и  бесстыдства. Нет, взрыв разражается  по  боль-
шей части  при  первой  робкой  попытке возврата  к добру,  при  первом  ис-
креннем, быть может,  но  неуверенном  и  несмелом  поползновении к необ-
ходимому  исправлению. Тогда-то Людовики  шестнадцатые  и   расплачива-
ются за Людовиков  пятнадцатых  и Людовиков  четырнадцатых».
   Потрясающе верно!
   15 января. Дочитал сборник Тютчева. Кстати сказать, 5 декабря  этого года   
Фёдору Ивановичу – 200 лет. Но такое впечатление, что о грядущем  юбилее
великого поэта никто не знает, полное молчание.
   И ещё. Понятие «оттепель», относимое  к  начальному  периоду  правления
Никиты Хрущёва,  родилось  не  тогда, в  середине  пятидесятых  двадцатого
века, а  оно родилось на сто лет раньше – в середине  пятидесятых  девятнад-
цатого века, сразу  после смерти  императора Николая Первого. Отцом этого
понятия был Тютчев.
   Вчера  пришла  мысль,  но не записал. Сюжет драмы: актёр кино в жизни и
на  экране. Непрактичный,  слабый,  безвольный,  ленивый  в  жизни;  на  эк-
ране – собрание всех мужских достоинств. Любовная  линия: девушка до бе-
зумия  влюбляется  в  киногероя-исполнителя.  Судьба  сводит  их.  Кончает-
ся  история  разочарованием  героем  до омерзения.
   17 января. По ТВ  закончился  повторный  показ  фильма по роману Б.Аку-
нина «Азазель». Показанное  и  рассказанное в фильме,  конечно,  ничего  не 
имеет общего с реальностью. Это – фантазия Акунина, инспирированная его
страхами. Людям,  тем  более  творческим, свойственно  изживать свои стра-
хи, воплощая  их в произведениях. Написал, изложил, показал  и  как  бы  из-
бавился от страхов. Роман  Акунина  весьма  спекулятивный  и  надуманный.
Позиция автора двусмысленна и расплывчата.
   20 января. Между делом сегодня подумалось: свободой, как  и  богатством,
надо уметь распорядиться.
   22 января. Подумалось: мы  научились воздавать  мертвецам.  Когда же мы
научимся  воздавать  живым?!  Конечно, с мертвецами дело иметь легче, они
не опасны.
   26 января. Дочитал роман Л.Толстого «Воскресение».
   Этот роман Толстого можно было бы  смело назвать тюремным  или  пени-
тенциарным  романом.  Это  последний  роман  писателя. 
   Хотя Толстой по рождению аристократ, но мне  почему-то кажется, что на-
тура его сродни  бродяжке  непутёвому (персонажу «Воскресения»).  Мессия
в  лаптях.  Его  призвание – открыть какую-нибудь новую истину и пропове-
довать её. Быть битым, гонимым, ненавидимым, но получать  от  этого  толь-
ко удовольствие. Быть привязанным  к  одному  месту, ежедневно трудиться,
вести  хозяйство, содержать семью – это не для  него. Одно слово –  бродяж-
ка  непутёвый.
   27 января. Начал  читать сборник Л.Толстого «Статьи об искусстве и лите-
ратуре». Вычитал  интересную  мысль  о  воспитании  человека: «Наш  идеал
сзади (в детстве – прим. Б.Г.), а не впереди. Воспитание портит, а не  исправ-
ляет людей. Чем больше испорчен ребёнок, тем  меньше нужно его воспиты-
вать, тем  больше  нужно ему свободы». Мысль спорная, парадоксальная, но
в  ней  есть  рациональное  зерно. Воспитание – процесс  комплексный. Если
под воспитанием  иметь в виду  постоянное  чтение  нотаций,  попрёки,  при-
дирки, угрозы,  то такое воспитание не только портит, но и  калечит ребёнка.
   28 января. Читал Толстого.  Рассуждения Толстого о красоте, об искусстве.
С красотой  с  помощью европейских  философов  разобрались. А  что  такое
искусство? И началось плутание в дебрях.
   А по-моему, понятие Искусство синоним  понятия Творчество. И  этим всё   
сказано. Искусство  многообразно, и  не всякое  искусство служит  красоте и
добру.  Искусство есть  любое  творческое  проявление,  и  не  важно, в  мире
природы  оно  или  в  мире  человека. Строительство  птицами  гнёзд,  пчёла-
ми – ульев,   брачные  танцы  животных,  пение  певчих  птиц – разве  это  не
искусство?! Пусть на уровне безусловных рефлексов, но это искусство. Сама
жизнь любого существа – искусство, искусство жить и выживать.
   30 января. Между  делом  сегодня  подумалось:  фаллос –  не ось  мира, но
один  из  его столпов. Если фаллос отпадёт, то  мир  не  рухнет,  но  скособо-
чится.
   1 февраля. США. При возвращении на Землю развалился  и  сгорел  косми-   
ческий  корабль «Шаттл». Погибло семеро астронавтов. Один из них – граж-
данин Израиля; в экипаже было две женщины. 
   Читал вечером Толстого. Неприятие Толстым  драм  Шекспира  похоже  на
претензии  одного сказочника  к  другому сказочнику:  якобы  в  твоих  сказ-
ках  много  нелепостей,  они  неправдоподобны,  нереалистичны.
   Шекспир  не  меньший сказочник, чем Толстой. Но Толстому хочется, что-
бы сказка во всём,  даже в  мелочах, походила на правдивую историю. Одна-
ко Шекспир совершенно не ставил себе такой задачи. Его интересовал преж-
де всего человек с его страстями.
   2 февраля. Вечером дочитал сборник статей Л.Толстого об искусстве  и ли-
тературе. Начал читать его же сборник «Не могу молчать».
   Действительно, как заметил один  из  исследователей творчества Толстого,
если  бы   идеал  Толстого воплотился  в  жизнь,  то в  Россию  вернулись бы
времена Ивана Грозного  или  Павла Первого. Несмотря  на  его великий  ху-
дожественный  талант,  на  талант  мыслителя, есть в Толстом  что-то пугаю-
щее, что-то от Савонаролы.
   4 февраля. Сегодня  подсчитал:  с 1  ноября  2001  года  по 29  декабря 2002
года  умерло  и  погибло десять человек  моих родных и знакомых. Ужасный
год!
   7 февраля. Между  делом  подумалось:  когда  павлин, глупая  птица, хочет
обратить на себя внимание, он  расправляет хвост. Так  и  глупые,  недалёкие
люди  прежде  всего рассчитывают  на  внешний  эффект.
   9 февраля. Дочитал  памфлет Л.Толстого «Так что же нам делать?». Далеко
не со всем, что  написал Толстой-мыслитель,  нужно соглашаться.  Льва  Ни-
колаевича иногда заносит, как в  названном памфлете. Не назову тон повест-
вования мракобесием, но что-то истерическое, кликушеское в  нём  есть. По-
литика  гитлеровских  и сталинских  концентрационных лагерей была в духе
Толстого – труд освобождает!
   Никто так  не  раскачивал лодку русского самодержавия, как  Лев Толстой.
В конце концов она перевернулась и пошла ко дну, унося с собой  и  правых,
и виноватых.
   Интересная  цитата из Толстого: «Не тот будет мыслителем и художником,
кто воспитывается в заведении,  где будто бы  делают  учёного и художника,
и  получит  диплом и обеспечение, а тот, кто и рад бы не мыслить и не выра-
жать того, что заложено ему в душу,  но не может не делать того, к чему вле-
кут  его  две  непреодолимые  силы:  внутренняя  потребность  и  требование
людей.
   Гладких, жуирующих  и  самодовольных мыслителей и художников не бы-
вает…».
   10 февраля. В Великобритании шумиха вокруг российского  музыкального
дуэта «Тату». Пуритански  настроенная  часть  английского общества подня-
лась  на  дыбы:  педофилии – нет!  Вообще-то я  думал, что  педофилия – это
что-то другое. Две девочки  любят  друг друга, талантливо поют, заняли  там
первое место в рейтинге музыкальных  клипов.
   В мире  так  мало  настоящей,  искренней любви, что любые её проявления
надо бы  только  приветствовать. Нельзя  души  людей  отдавать  на  суд  по-
пам  и  пуританам.
   13 февраля. Между делом сегодня подумалось: если бы Пушкина, со всеми
его  талантами,  добродетелями,  страстями,  пороками  перенести  в  нынеш-
нюю  Россию,  мне кажется, он  бы  сошел  с  ума  или  покончил с собой. Во
всяком  случае, без  перестройки  своей  натуры он  просто  не выжил бы. Он
должен был бы  забыть  своё  шестисотлетнее дворянство. В стране,  где дав-
но забыта  дворянская  честь,  где  царствуют  иные  идеалы  и  идолы,  Пуш-
кину  не  жить.
   Мысль,  конечно, спекулятивная,  но вполне допустимая.
   Бельгия  сошла с ума! Сейчас, когда Америка, Британия  в  тайном  союзе с
Израилем  собираются  громить  Ирак,  Бельгия  покатила бочку на Израиль.
Бельгия собралась судить  израильскую  военщину  за  злодеяния  против па-
лестинцев,  вспомнив о трагедии лагерей Сабра  и  Шатилла (начало 80-х го-
дов  прошлого века). Весь  израильский  политический  бомонд  поднялся  на
дыбы. Бельгия подверглась остракизму и линчеванию. Бедная Бельгия!
   16 февраля. Вычитал  у  А.Яшина: «Поэзия  не  волшебство, а  сама  жизнь,
одна из форм её проявления. И ежели  поэт  окажется  готовым к свершению
подвига, ежели суровый  зов времени  не застанет  его врасплох – талант  его
развернётся во  всю  ширь  и  мощь  и сама биография его станет обществен-
ным явлением».
   17 февраля. Вычитал  в  календаре смешную вещь, но то,  что  это  анекдот,
не обозначено: «По данным социологического опроса, большинство женщин
на  вопрос: «Кто  идеальный  муж?» – ответило  так:  «Слепоглухонемой  ка-
питан дальнего плавания».
   23 февраля. На  прогулке  встретилась  мне  группа  подростков. Общались
они между собой только матерными словами. Психологи,  видимо, называют 
это  способом  самоутверждения  подростка в коллективе.  Но  такой  способ
самоутверждения  выбирают, мне  кажется,  как  правило люди  с  трусливой
и  подлой  душой. Точно так же через  унижение  и  издевательства  над  сла-
быми  самоутверждаются  подлецы  и  трусы.  По  опыту  своей  жизни  могу
сказать, что те,  кто предпочитал в юные годы самоутверждаться  таким спо-
собом – очень плохо кончили.
   24 февраля.  Сегодня  между делом посетила  меня  неожиданная  мысль: я
бы, наверное, бросил  писать стихи, если бы узнал, что  кто-то пишет  лучше
меня.  Каково!..
   И ещё. По природе своей я  всё-таки солист. Кто-то чувствует себя лучше в
хоре (хорист).  Я  же  полнее  и  ярче  могу проявиться  только  соло.
   Вновь  появилось  желание  окунуться в науку. Нужно довести до ума одно
дело, а именно – показать в  новой  работе тождественность открытого мною
двадцать  лет  назад  радиального осциллятора (дыхание вакуума)  и  модели
«кротовой норы» в пространстве  релятивистской  космологии. Это кратчай-
ший путь от моих открытий до академических аудиторий.
   27 февраля.  Между  делом  подумалось:  в  творческой  среде  города  есть
люди,  которые  уважают  меня. Но есть –  которые  ненавидят меня. Но я  не
в  претензии. Ненависть  их  подобна  ненависти  кустов  и  мелких  деревьев
к дереву-великану, выросшему и закрывшему своей  тенью  им  солнце. Но и
к дереву-великану нужно иметь сочувствие. Чьи ветви и ствол первым делом
ломает ураган? В кого бьёт молния прежде всего?
   Ещё. Увидел  сегодня  женщину и  подумал: она  красива  и  торжественна,
как траурный венок. Кажется, я становлюсь злоязычным  и  циничным.
   7 марта. Сегодня я,  кажется, решился на одну авантюру. Ведущий ТВ-шоу
«Большая стирка» Андрей Малахов  так  настойчиво приглашает  всех жела-
ющих  принять участие в его ревю, что трудно устоять перед соблазном. Тем
более что есть  тема: у меня есть безумная идея! Моим  научным  открытиям
в этом  году  исполняется  двадцать лет. Попытки  донести  их  до образован-
ной публики кончились ничем. Есть шанс, и почему бы не использовать!
   Итак,  тема:  у  меня  есть безумная  идея. Автор утверждает, что  никакого
всемирного тяготения  нет, физическая плотность  так  называемого вакуума
превосходит плотность стали в двести пятьдесят тысяч раз,  и  что благодаря
именно этой колоссальной  плотности  только и  могут  существовать звёзды
и  планеты. Стань  плотность   вакуума   хоть   на   немного  меньше – и  мир
просто исчезнет, рассыплется. Плотный вакуум его удерживает и сохраняет.
   14 марта. Между  делом сегодня  подумалось: есть  композиторы,  которые
сочиняют  музыку,  а  есть,  которые  конструируют  музыку.  Конструирова-
ние – это не значит  плохо. Хорошо темперированный  клавир Баха – пример
музыкального конструирования.  Методы  конструирования  в  искусстве (не
только в музыке) распространены  широко  и  так совершенны, что  произве-
дения вполне сходят за рождённые по вдохновению.
   17 марта. Президент США  Д.Буш  предъявил  президенту  Ирака  Саддаму
Хусейну ультиматум: если он  в  течение трёх суток не оставит свой пост, то
американо-братанские силы  начнут военные действия против Ирака. Ульти-
матум, мне кажется, заведомо невыполним, война  неизбежна. Войну  может
остановить  только  чудо.  Если она  начнётся,  то  всем  зачинщикам  её при-
дётся  очень  скоро  пожалеть  об  этом.
   20 марта.  Ирак.  Американо-британские  силы  наносят  ракетно-бомбовые
удары по Ираку. Началась война.
   Ирак – вторая страна в мире по запасам  разведанной нефти. Диктаторский
режим Хусейна – лишь  повод  к войне. Главная же  причина – США намере-
ны  взять  под свой  контроль  огромные запасы  иракской  нефти.  Арабский
терроризм  и  Израиль – это побочные причины. Америка собирается  одним
выстрелом убить четырёх зайцев.
   Президент России В.Путин  делает громкие заявления, осуждает «кулачное
право».  Раздувание  щёк. Никто с этими заявленими не считается. После на-
ших «разборок» в Чечне  наши  миротворческие инициативы не котируются.
   27 марта. Ирак.   Блицкриг  не  получается.  Война  превращается  в  затяж-
ную,  кровавую,  роковую для Америки.  К  партизанской  войне  американо-
британские войска не готовы. А Ирак сейчас пойдёт именно по этому пути.
   От затеи с «Большой  стиркой» отказался. Но  возвращаясь  к  теме величи-
ны  плотности  вакуума,  следует  сказать,  что  само  существование  так  на-
зываемых  плотных тел, жидких  и  газообразных сред возможно только бла-
годаря  гигантской  плотности  вакуума. Плотный вакуум стягивает  единич-
ные частицы в атомы, атомы – в  молекулы, в  тела. Стягивает  при  условии,
что концентрация частиц в единице объёма велика.
   30 марта. Между делом подумалось: в Америке очень  много  показной  ре-
лигиозности. Но  по сути  в большинстве  своём  народ  американский безбо-
жен. Если  и  есть у них божество, так это – доллар. Вера, как и любовь, дело
интимное. Афишировать свою религиозность нельзя. Зараза лицемерия, хан-
жества  и  фарисейства поразила  американское общество давно и до сих пор
ещё довлеет над ним.
   Нынешняя война в Ираке – безбожная, антихристианская.
   Утром  смотрел  по ТВ фильм о  шахматисте Анатолии Карпове. Да, он  ге-
ний,  но он  не виноват в этом, как,  впрочем, всякий гений. Карпов – пример
того, как личные  качества  человека  имеют  для  современников и потомков
большее значение, чем его гений. Гению  нужны  не  поклонение и любовь, а
уважение и понимание. И Карпов их имеет.
   1 апреля. Вечером слушал  Пятую симфонию Чайковского. Чудесно. Поду-
малось:  композиторы-симфонисты  могут  искать  новые  мелодии  в  стихо-
творениях хороших поэтов. Повторяюсь: мелодия  идёт от слова. Мне кажет-
ся, все лучшие лирические мелодии Чайковского идут от стихотворений рус-
ских поэтов.
   Завтра – 130 лет Сергею Рахманинову.
   Тринадцатый  день войны  в  Ираке. Тяжелые бои  на севере и юге.  Войска      
коалиции взяли только один город.
   8 апреля. Ирак. Сила  солому ломит. Американские войска в Багдаде. Идут
бои за город.
   Американский  танк выстрелил  по оттелю «Палестина», в  котором  разме-
щены  корреспондентские  пункты СМИ. Погибло и  ранено  несколько жур-
налистов.
   Мысли  последних  дней. Народ  не  может быть  порочен. Порочны  могут
быть люди.
   Молодость человека – время  поисков себя.  Человек  должен  попробовать
всё (всё, что не противоречит уголовному кодексу). 
   11 апреля. Война в Ираке,  кажется,  подходит  к  концу.  Багдад  был  сдан
почти без боя. В городе бесчинствуют  мародёры. Войска же американо-бри-
танской   коалиции  остаются  к  этому  безучастны  (награбят – успокоятся).
Иракцы   свергают   памятники  Саддаму  Хусейну  и   всячески  показывают
свою ненависть к режиму диктатора.
   Голиаф  всё-таки  сразил  Давида. Давид, правда,  не больно-то и сопротив-
лялся. Думается, однако, что арабский  мир не смирится  с  поражением Ира-
ка и с положением палестинцев в Израиле.
   На днях  подумалось между делом:  развитие и движение искусства из эпо-
хи в эпоху есть в сущности  напоминание старых  истин, но в  новых формах
и новыми средствами.
   17 апреля.  Ирак. Война завершилась. Хотя  жертвы с обеих сторон ещё бу- 
дут. Наладить мирную жизнь, пожалуй, сложней,  чем  свергнуть  неугодный
режим.
   Думал  на  днях  между делом: юмор ущербен  своей одноразовостью. Ста-
рый анекдот теряет остроту. Тогда  как драма в хорошем  исполнении всегда
волнует, не теряет своей силы.
   Слушая  музыку  Моцарта,  созданную более двухсот  лет  назад, я  не в си-
лах  понять: как люди,  поднявшись  на  такую высоту  красоты  и  гармонии,
могут  убивать  друг  друга  в  войнах?!  И ведь убивают на протяжении этих
двухсот лет!
   28 апреля. На работе у меня  снова  обострение отношений  с  начальством.
Воистину,  свято  место  пусто не бывает.  На смену  одной  дурище  пришла
другая дурища.
   Внутренние монологи и реплики (в связи и не в связи).
   Зачем мне заботиться о кнуте, которым меня погоняют?!
    Пойми,  ты,  тетеря, что  твоя  жизнь  и  жизнь миллионов и миллионов – в
этом  кулачке! Разожмётся  кулачок – и  всё  полетит в тар-тарары,  ничто  не
устоит, рухнет, рассыплется  в  прах.  Вот   какова  ответственность. Так  что
думай, прежде чем колоть кулачок иголками.
   Днём  листал  старые записные  книжки.  Встретил забытое своё давнее че-
веростишие. Запоздалые откровения.

                Кто жертвой стал, кто – палачом. 
                Иным догматам верим свято.
                И рок судьбы здесь  ни  при чём…
                Христа учение распято.

   30 апреля. Написал  статью «Убегая от «ненаглядности» физики».
   Случайно встретил на улице А.  Не виделись много лет. Подумал,  припом-
нив о былом: влюбилось,  да  не  залюбилось. 
   6 мая. Написал стих. «А я  говорю – возвращайтесь…». Посвятил А.Б.
   Звонил  в  редакцию  газеты «Красный Север».  Моя статья «Убегая от «не-
наглядности» физики» будет  напечатана 28 мая.
   13 мая. Вчера в Чечне  и  в Саудовской Аравии прогремели  мощные  взры-
вы. Множество жертв и разрушений.  Дело рук арабских камикадзе в Аравии
и чеченцев-вахабитов в Чечне. Но если  арабы  убивают американцев и евро-
пейцев, то чеченцы убивают чеченцев. Какой-то абсурд.
   18 мая. Перечитываю  книгу Д.К.Максвелла «Статьи и речи». Какой  умни-
ца! И человек,  наверное, был  прекрасный. Нет  в  нём  спесивости, заносчи-
вости, апломба, что  так свойственно нынешним учёным. Любовь  и  предан-
ность науке у Максвелла очень органичны и естественны, он прост  и  искре-
нен. Сегодня же  у  большинства  учёных – ни любви,  ни  преданности; одна
забота:  тепло  и  сытно  устроиться  у  финансовой  кормушки.
   На  днях   как-то  подумалось:  поэта,   как,   впрочем,  любого художника,
можно сравнить со спящим  вулканом.  Но  иногда  он  просыпается  и  изли-
вается огнедышащей лавой. Конечно, спящий  вулкан – понятие относитель-
ное. Внутри спящего вулкана зреют силы, растут температура и давление.
   Вчера  между  делом  услышал   интересное высказывание Пабло Пикассо: 
«Искусство – это ложь,  помогающая нам понять правду жизни».
   22 мая. Встретил  на улице случайно В.С.С. Подарила мне очередной сбор-
ник  стихов «Незаросшей  тропкой  Яшина». Убила, без  ножа зарезала! Опу-
бликовала  без  моего ведома  мои стихи, которые я  выбраковал  ещё восемь
лет  назад!  Как  же  так  можно! Не спросясь,  не  посоветуясь… Мой  позор,
мой стыд выставила напоказ  и  ещё растиражировала. Ужас! Я был расдоса-
дован  необычайно. Нельзя  так.
   Вечером читал о Максвелле. У меня мозги устроены иначе, чем у Максвел-
ла.  Понять  для  меня – значит увидеть, представить образно. Я  не способен
к абстрагированию,  к отвлечённому  мышлению,  как  Максвелл. Язык  фор-
мул мне труден, даже чужд.
   Максвелл, оказывается, сочинял стихи.
   Недавно услышал  интересное  изречение  Гегеля: «Истина,  выведенная за
пределы своей  применимости, обращается в свою противоположность». По-
пытался  как-то сразу найти  подходящий  пример, но ничего не получилось.
Хотя рациональный момент в мысли Гегеля чувствуется.
   В Алжире страшное  землетрясение.  Сотни  погибших,  множество  разру-
шений. Отчего же Бог так немилосерден с людьми?! Или он не всемогущ?
   23 мая. Вечером смотрел по ТВ фильм «7 лет в  ожидании  расстрела. Дело
1994 года». Ни в чём не повинного человека (Сергея Михайлова) суд  приго-
ворил к смерти. Следователи Архангельской  прокуратуры сфабриковали де-
ло, избиениями  и  пытками добившись нужных показаний (изнасилование и
убийство восьмилетней девочки).  Итог:  парню – расстрел;  работникам  ми-
лиции  –  новые  звёздочки  на  погоны,  повышение  по  службе,  награды. К
счастью, истина открылась. Никакой  вины,  но  человек  провёл за решеткой
семь лет.  И  перед  ним  даже  не  извинились, не  вернули  конфискованную
квартиру. И ведь это не единичный случай! Сколько  таким вот образом сло-
манных судеб!
   Нельзя  такие вещи  оставлять без последствий, ибо преступление следова-
телей  по своей  значимости  не  менее  опасно  для  общества, чем  убийство
ребёнка;  они  убивают в людях веру в справедливость, в законность. А люди
без веры – потенциальные преступники.
   Число жертв землетрясений в Алжире достигло 1500 человек.
   Недавно  переписал  на  видео фильм «Свадьба» с участием Грибова, Гари-
на, Раневской, Абдулова  и  других. Смотрю  и  не  могу  насмотреться. Чудо
что за фильм!  Шедевр в  полном  смысле.  Картина  снималась  в 1944 году,
шла страшная война.
   26 мая. Утром дописал стих-шутку «Загнули … в рог бараний…».
   Начал  перечитывать  книгу Анри Пуанкаре «О науке».  Вот  кто  более ста
лет назад сбил с пути  истинного науку, завёл  её в лабиринт математических
спекуляций.
   Получил сегодня новый паспорт.
   27 мая.  Санкт-Петербург  отмечает  своё  трёхсотлетие.  В 1703 году царь
Пётр заложил в  этот день на Заячьем острове первый форт Петропавловской
крепости.
   29 мая. Написал стих. «Люблю, сто тысяч раз люблю…». Посвятил А.Б.
   Сегодня  в  газете  «Красный  Север. Зеркало»  опубликовали  мою  статью   
«Убегая от  «ненаглядности»…».  Правда,  название  изменили  на  «Во  всём
виноват  эфир». Чисто газетные штучки-дрючки. Текст сохранили  почти без 
изменений.
   У Америки вырастает зуб на Иран. Одного Ирака  им  мало.
   2 июня. Печальная  новость. Умер Евгений Матвеев, известный актёр и ре-   
жиссёр.  Какой  светлый  и  чистый  был  человек!
   7 июня. Вчера стал очевидцем страшной автомобильной аварии.  Прямо на
моих глазах столкнулись две иномарки. Удар был  такой силы, что «Ниссан»
подбросило  и  перевернуло вверх колёсами.  Помогал вытаскивать из раску-
роченного «Ниссана»  двоих  пострадавших. Вытащили,  отнесли  подальше.
Тёк  бензин,  двигатель  дымился.  Остановили  проезжающую  поливальную
машину; залили мотор водой. Двое из пострадавших умерли на месте; треть-
его увезли в реанимацию; четвёртый отделался лёгкими ссадинами.
   Вчера (как  раз за  пять  минут  до описанной  аварии) зашел по приглаше-
нию в «Салон  на  Дворянской». В  журнале «Пятницкий  бульвар» напечата- 
ли четыре моих стиха. Подарили один номер журнала.
   9 июня. Смотрел  по ТВ передачу, посвященную недавно умершему актёру
Евгению Матвееву. Матвеев, беседуя  с  молодыми  актёрами,  сказал: «Если
человек прекрасен в любви, то он  и  в  бою прекрасен, во всём  прекрасен. А
если человек безобразен в любви, то он и во всём безобразен». Какое мудрое
и глубокое откровение!
   Событие дня.  В  Москву  прибыли  мощи  Андрея  Первозванного, святого
апостола.
   12 июня.  Вчера  по ТВ смотрел  фильм «Теорема Ферма для следователей.
Дело 2002 года».  В прошлом  году по стране прокатилась волна убийств лю-
дей  науки:  учёных,  работников вузов.  Почти  все  убийства связаны с ком-
мерческой  (околозаконной  и  незаконной)  деятельностью  учёных.  Взяточ-
ничество, коррупция работников высшей  школы достигли критической мас-
сы; начался  их  отстрел. Гнилость научной  интеллигенции в стране обнару-
жилась сегодня во всей своей неприглядности.
   «Вышли  мы  все  из  народа…».  Из  какого  народа,  спрашивается?!  Под-
лый человек,  получив  диплом  вуза,  всё равно останется  подлым; рано или
поздно его подлая  натура прорежется.
   Смотрел  сегодня  по ТВ  новую художественную  картину Хотиненко «Зо-
лотой  век».  Потрясающе  бездарный  фильм! Внешний блеск, красота; даже
на псовую охоту аристократы выезжают в лентах  и в орденах. Графа Палена
играет  актёр  Виктор Сухоруков.  Вот уж  кто  менее всего  подходит на эту
роль! Сухорукову  более  пристала  роль  императора  Павла. Кстати,  сейчас
снимается  фильм «Бедный, бедный Павел». Сухоруков  играет  Павла. Я ду-
маю,  это будет  его звёздная  роль, он  создан  для  неё.
   Граф Пален  был  высок  ростом, худощав, внешне  невозмутим,  говорил с
сильным  немецким  акцентом. Надо, хотя бы  немного, придерживаться  ис-
торических   деталей!   Перевирая   детали  –  разрушается   психологическая
ткань  характеров  и  отношений.
   13 июня. Перечитываю книгу Анатоля Абрагама «Время вспять…». Вычи-
тал  у  него интересное замечание: «Они (советские физики-теоретики) спра-
ведливо считаются лучшими в мире, но у  них есть раздражающая  привычка
подсчитывать и предсказывать  невероятное число разных явлений,  мало за-
ботясь о порядке их величины  и  ещё менее о способе их обнаружения. Ког-
да через несколько лет кто-нибудь, кто никогда не слышал об  их  предсказа-
ниях, обнаруживает  экспериментально  такое явление, они заявляют о своём
приоритете. Их публикации – это пари на будущее».
   С утра  по ТВ  показали  повторно  фильм «Тайны века. Принцесса Диана».
Фильм  навязывает версию гибели Дианы – дворцовый заговор. Может быть,
так оно и есть. Но, по-моему, причина одна – любовь;  а  смерть – как след-
ствие. Люди  не могут жить без любви,  какого бы  высокого положения  они
ни  были.  Жизнь без любви бесцветна, безвкусна, сера и мертва. Только лю-
бовь  наполняет  её  смыслом  и  содержанием.
   Вечером смотрел  по ТВ  новый  фильм  А.Прошкина  «Русский  бунт»  (по
пушкинской  «Капитанской  дочке»).  То  же  самое,  что  и  фильм  «Золотой 
век». Картина Прошкина  так  же красочна  и  так  же бездарна; смотреть  не-
возможно. Даже участие В.Машкова в роли Пугачёва  положение не спасает.
Насколько же  прекрасен, лаконичен, содержателен  старый  фильм, где Пет-
рушу Гринёва  играет  Олег Стриженов!  Нет  в  нём  нынешней  пестроты  и
красочности, но фильм чудесный!
   15 июня. Как  всё-таки  трудно  приходить  к  пониманию  простых  вещей!
Перечитывая  в  третий раз книгу А.Пайса об Эйнштейне и его трудах, поду-
мал: а ведь все мои  научные откровения  можно свести  к одному фундамен-
тальному  понятию – давление.  Да-да,  именно давление! Причиной  любого
движения,  которое  мы  только видим  и  знаем,  начиная с движения  перво-
элементов физического вакуума,  кончая  расширением  Вселенной, является
давление. Давление – великое понятие, на  нём стоит  или  должна стоять вся
физика мира.
   26 июня. В газете «Красный Север.- Зеркало» напечатана маленькая замет-   
ка «В  таблице  Менделеева – пополнение», в  которой  говорится  об  откры-
тии российскими учёными ещё трёх новых  трансурановых  элементов пери-
одической  системы. Элементы  с номерами 114, 116, 118.  118  элемент – это
же  мой  пион!
   У  меня  есть серьёзные основания считать, что открытия новых  трансура-
новых  элементов  стимулированы  всё же  моей  работой «О дробных значе-
ниях  орбитальных  моментов  ядерных  нуклонов».  Я  же  остаюсь фигурой
умолчания. 
   Вечером написал об этом  пару страничек «118 элемент».
   29 июня. Смотрел по ТВ  передачу с участием актёра и режиссёра Василия
Ливанова.  Ливанов  принадлежит  к  тому  поколению, о котором  Геннадий
Шпаликов сказал: поколение, ударенное Хемингуэем. Многих,  кто  пытался
строить себя  под Хемингуэя, судьба привела  к  печальному концу. Ливанов
вовремя  одумался. Несмотря  на  писательский  талант Хемингуэя,  я  всегда
относился  к  нему настороженно, в нём виделось мне что-то фальшивое, на-
рочитое. Прав Ливанов: нужно быть мужиком, а не играть мужика.
   Сегодня между делом подумалось: наверное, нигде, кроме России,  нет  та-
кого культа актёров, эстрадных певцов и певичек. Есть в этом  культе  что-то
нездоровое, ущербное. Ладно если бы  это шло от  нашей русской романтич-
ности. Но нет  же!  Здесь  причина  в  нашей  лености, в желании  заполучить 
всё и сразу, не прикладывая особых усилий. «Ну,  как она  поёт  и  кривляет-
ся – так  и  я  могу!..».


Рецензии