Родословная
Самая большая, на мой взгляд, библейская загадка,- как удалось сохранить родословную человечества. После такого Потопа! Да еще продолжить ее в таких трудных, послепотопных условиях. Кто вел родословную? Как удавалось прослеживать потомство род за родом?
На эти вопросы вряд ли будет найден ответ. Но ясно одно:ведению родословной придавалось исключительное значение, и каждый клан считал необходимым иметь и свою родословную, чтобы было понятно, кто есть кто, и откуда вышел.
Это был очень важный документ, удостоверяющий принадлежность к клану, и если человек не имел его, чтобы подтвердить свое происхождение, он уже не мог претендовать на признание. Многие потеряли или не продолжили вести свои родословные в Вавилонском плену, и по возвращении из него оказались "не приписанными" к кланам, к которым, по их словам, они принадлежали:словесные утверждения во внимание приняты не были.
Почему древние придавали такое исключительное значение родословным? Видимо, чтобы каждый знал, с кем имеет дело. Особенно, если человек возносился на верхушку власти и определял судьбы других людей. Поэтому Библия дает "биографии" Саула (Шауля) первого царя Израиля, его преемника Давида, а также Соломона (Шломо).
Когда единое царство разделилось, многочисленные цари каждого из двух царств тоже как-то характеризуются, хотя и скупо, чтобы имелось представление об этих персонажах.
Есть "биографии" и у большинства значимых пророков. Они, как и цари, предстают живыми, реальными персонажами, поскольку летописцы не делают из них идеальных героев, а рисуют со всеми их недостатками:нетерпимостью, вспыльчивым характером, корыстолюбием, мужеством, коварством, завистью... - одним словом, всем тем, что присуще обычному человеку.
Конечная оценка деяний государственного мужа зависит от того, какая чаша весов перевесит - "положительная" или "отрицательная". Победа юноши Давида над Голиафом сразу принесла ему слава необыкновенно смекалистого и смелого человека. Став царем, он прославился своими военными успехами, и хотя в моральном плане был далеко не идеал, вошел в историю как храбрый и мудрый воин и полководец.
Наверно, именно это обстоятельство сыграло свою роль в представлении древних иудеев, каким должен быть Мессия. Хотя талант по наследству передается редко (чаще может передаваться характер, во всяком случае отдельные его черты), видимо, существовало убеждение, что происходить Он должен непременно из "дома Давида". Это означало, - быть также воином и царем.
Поэтому столь неоднозначным оказалось отношение древних евреев к Иисусу Христу. Для богатых и влиятельных иудеев он - "нищий голодранец", самозванец, замахнувшийся на роль аж самого Бога. Для простого люда он - человек необыкновенный, но и они хотят, чтобы он "возвысился в статусе". После того, как он накормил их пятью хлебами и двумя рыбками, они захотели "сделать его царем". Узнав ою этом, Христос поспешно удалился от них.
Народу трудно было понять и принять миссию Христа, потому что она призывала к моральному, нравственному очищению и возвышению, а не к военным походам и завоеванию царского престола. Второй путь им был ближе и понятнее, и - "обычнее", нежели первый, требующий непрестанной работы над собой и в себе.
Отзвуки этого неоднозначного отношения к Христу в полной мере отражены в четырех "официальных" Святых Благовествованиях. Но нельзя не обратить внимание на то, что в двух Евангелиях - от Матфея и Луки - сделана попытка проследить родословную Христа. Обе построены так, чтобы доказать принадлежность Иисуса к "дому Давида".
Если учесть, что первоначально миссия Христа была в том, чтобы идти исключительно только к своим "овцам заблудшим", и Апостолы и после его распятия, хотя уже и обращались к язычникам, о евреях не забывали, представление такой родословной представляется более, чем закономерной. Мессия, вышедший, как и предсказывали пророки, из дома Давида, конечно, был более своим, нежели некто неизвестного происхождения.
Задача перед обоими евангелистами, писавшими родословную Иисуса Христа, была, безусловно, архисложной. Особенно для Луки, который, в отличие от Матфея, никогда не видел и не встречался с Христом, и писал свое Евангелие, основываясь на свидетельствах других людей. Это обстоятельство привело к тому, что мы по сути имеем дело с двумя разными родословными. Матфей ведет родословную от Авраама, Лука - аж от Адама, причем, в обратном порядке:от Иосифа, названного отца Иисуса, до Адама.
Тем не менее, если взять первые четырнадцать родов - от Авраама до Давида, они у обоих евангелистов имеют полное совпадение. А вот потом начинается как бы разная история. У Матфея родословная далее пошла по линии Соломон, его сына Ровоама и других потомков, бывших на царском престоле в Иудее до пленения в Вавилон.
У Луки никто из этих царей не упомянут, даже Соломон, а после Давида идет - Нафан, еще один его сын от Вирсавии, и ряд имен других лиц, видимо, принадлежащих к роду Нафана. Ибо, по одной из версий, именно к нему принадлежал и Иосиф, муж Марии, матери Иисуса ( бытует поверье, что и отец Марии принадлежал к роду Давида).
Несмотря на разницу двух родословных, есть одно значимое имя, которое присутствует в обоих - Зоровавель. Он родился в Вавилоне, но когда появилась возможность для евреев (согласно разрешению персидского царя Кира) вернуться в Иерусалим, он возглавил тех, кто отправился на прежнюю родину, и вместе с ними заложил здесь основание будущего, нового Храма, дома Господня.
Зоровавель был потомком Нафана, а Иосиф - муж Марии, - потомком Зоровавеля. Отцы Иосифа названы в обоих текстах по - разному:у Матфея - Иаковом, у Луки - Илием. В сущности, это не так уж и важно. Как не покажется, парадоксальным, на первый взгляд, не так уж важны и сами эти родословные, хотя, безусловно, каждая деталь, относящаяся к жизни Иисуса Христа, вызывает жгучий интерес. Ведь земного отца у Иисуса не было. И принадлежал ли Иосиф к роду Давида или нет, тоже не столь уж важно. Важнее другое:достойно ли Иосиф исполнил роль земного отца Иисуса. И здесь ответ, разумеется, однозначный - достойно, прежде всего, уже тем, что спас младенца Иисуса от расправы Ирода.
Свидетельство о публикации №211032500813