Бремя реформ ЖКХ. А на том берегу...

     …незабудки цветут. А на том, левом берегу Пехорки Северного Кучино начинаются леса гослесфонда – "зелёные лёгкие" городов Железнодорожного и Балашихи. На песенных улицах – Сиреневой и Виноградной, Дачной и Парковой, Народной, Берёзовой и других обитают горожане и дачники. Жильцы всего-то шести муниципальных малоэтажек левобережья, обслуживаемых ЖРЭУ-6, очень надеются и ждут положительных результатов начавшейся реформы ЖКХ.
 
     Бремя реформ ЖКХ

“Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества”.
Статья 210 Гражданского Кодекса РФ.

Всё бы хорошо, если б у собственника жилья, массовая приватизация которого без чёткого определения последствий была проведена в начале 90-х годов, хватало на несение этого бремени сил и средств, то есть денег.
Ведь была же тогда хоть какая-то надежда на ваучеры – приватизационные чеки, инициированные в прежнем правительстве чиновником А.Чубайсом, ставшим сегодня олигархом-монополистом в приватизированной электроэнергетике государства Российского – РАО ЕЭС. По пятьдесят копеек дивидендов на рублёвую акцию в год даёт, да и то не каждый год, небезызвестный Балашихинский инвестиционный фонд «БИНФО-С», которому многие жители Железнодорожного передали свои ваучеры, ещё и заплатив за такую услугу. Доехать до Балашихи и получить эти копейки дороже дивидендов…
Итак, после приватизации жилья в многоквартирных многоэтажных домах мы все стали заложниками несовершенной, нечёткой и до конца не определившейся системы жилищно-коммунального хозяйства. Множество нерешённых вопросов в этот переходный период от социализма к рыночной экономике (читай – к капитализму) привели к длительному застою уже полуразвалившегося ещё в доперестроечное врямя городского коммунального хозяйства.
Наконец, у власть предержащих задрожали и начали доходить до этого дела руки. Пока гром не грянет – мужик не перекрестится. Пока петух жареный не клюнет … и так далее. Да, это про нас. Первый грянул, второй клюнул. По всей России-матушке одинаковая картина. Рвутся трубы и мёрзнут жители не самых северных окраин. Взрываются от изношенности газового оборудования и горят дома, гибнут люди. Заливает водой, а то ещё и чем похуже квартиры – перекрыть нечем – задвижки и вентили давно сломались и надо перекрывать воду во всём доме, а то и в микрорайоне.
Вот она и понадобилась – реформа ЖКХ.
Пока все силы и инвестиции идут только в новое строительство. Продажа нового жилья стала главным стимулом развития строительной индустрии. Даже продажа квартир в ещё не построенных домах состоятельным 10 % населения. Даже гражданам, неважно откуда, из каких мест приехавшим, где и на чём заработавшим свои состояния. Лишь бы им жить поближе к столице, а то и в самой златоглавой.
Что же касается ветшающего старого жилья, старых коммуникаций, систем жизнеобеспечения, то инвестиции в это умирающее хозяйство вкладывать некому. Разве что самим приватизаторам этого жилья и отдельным “несознательным” лицам, так и не приватизировавшим свои места проживания.
Вот она и пришла – реформа ЖКХ во всероссийском масштабе. Идёт уже год.
Пришла-то пришла, да “где деньги, Зин?” – как пел знаменитый Владимир Семёнович. А денег-то и нет. Наоборот, за время перестроек накопились различные долги. Нечем было оплачивать жильё многим категориям населения. Соответственно город не платил по счетам электроэнергетикам, поставщикам газа и воды. В долгах, как в шелках приняла городское хозяйство в конце 1999 г. сегодняшняя глава города Н.Крюкова. Бюджет всего 2000 г. был меньше задолженностей. Не на что было производить капитальный ремонт коммуникаций, замену трубопроводов, запорной арматуры. Не на что ремонтировать дома и дороги. Пока бюджетообразующие отрасли вставали на ноги и начинали приносить доходы, позволявшие рассчитываться с долгами, бюджетопоедающее городское хозяйство продолжало разрушаться.
С началом реформы ЖКХ появились законные основания догрузить жителей повышенными тарифами на все виды коммунальных услуг. Догрузить так, что пришлось вводить дополнительную материальную поддержку многим пенсионерам и малооплачиваемым труженикам – в виде льгот и субсидий. Остальные законопослушные граждане должны выдержать – реформа-то проводится для их же блага.
Тарифы росли и растут регулярно. Здесь стараются в первую очередь монополисты – нефтепереработчики и газовики, электроэнергетики, транспортники и связисты. Государство тоже не отстаёт, повышая и вводя новые акцизы на различные продукты. Рост тарифов монополистов сопровождается соответствующим ростом цен на товары и услуги. Растёт инфляция, постоянно превышая годовые плановые цифры. Прибавки к пенсиям и зарплатам еле успевают за ней. А тут еще ЖКХ со своими попытками удорожить жизнь. Одновременно хочется сделать рентабельным или хотя бы не дотационным и коммунальное хозяйство за счёт роста его тарифов. Тяжело всё сразу. Реформа ЖКХ буксует. Трудно и тяжело 90 % населения платить 90 или 100 % за коммуналку. А надо.
Надо, и вот почему. Только рентабельное хозяйство выживает в рыночной экономике. ЖКХ по сути своей, природе убыточно – оно только расходует. По этой причине и нет в него инвестиций. Нет конкурирующих контор по предоставлению платных коммунальных услуг. ЖКХ существует на наши платежи за потреблённые услуги и на дотации.  В промышленности это – накладные расходы. Накладно, но жизненно необходимо.
Сегодня более половины городских трубных коммуникаций нуждается в замене. Инженерное оборудование насосных станций, котельных, трансформаторных подстанций требует постоянного ухода, ремонта и своевременного обновления. Изнашивается, но продолжает по два – три вместо одного гарантированного срока эксплуатироваться внутридомовое оборудование – сантехническое и тепловое, газовое и электрическое. Об их замене силами ЖКХ даже речи не идёт – приватизировал жильё – и неси сам это бремя замен. Так, ремонт по мелочам, да и тот не всегда бесплатен. Самые разбитые в городе дороги – внутриквартальные, которые обязано обслуживать ЖКХ. Сбор и вывоз бытовых отходов – тоже дело коммунальщиков, требующее больших ежедневных затрат. Даже отлов бродячих животных – пока что неразрешимая задача для ЖКХ всё по той же финансовой причине.
Становится просто опасным проживание в домах старых построек, движение по разрушенным дорогам. Специальные аварийные службы водоканала, газовщиков, электриков и даже озеленителей (обязанных своевременно спиливать старые и засохшие деревья в городской черте) еле успевают не доводить дело до катастроф. А иногда и не успевают.
Самая низкая зарплата – в ЖКХ, в его жилищных ремонтно-эксплуатационных управлениях – ЖРЭУ. Если бюджет города начинает лучше наполняться за счёт производящих выгодную продукцию городских предприятий, а также за счёт торговли, транспорта и других отраслей, предоставляющих различные услуги и платящих своевременно и в полном объёме налоги, арендную плату, то ЖКХ может получать увеличивающиеся дотации. Так оно и есть. Наших коммунальных платежей, да ещё не всеми сделанных, – мало.
В следующих публикациях мы рассмотрим состояние жилищно-коммунального хозяйства на примере Рябушинки – муниципального жилого хуторка в микрорайоне нашего города «Северное Кучино».

    
     2003 - 2004


Рецензии