Дело... труба!!!

Дело … труба!!!

   В воздухе, особенно при полётах в плохую погоду, всякое могло произойти! Слышал частенько фразу при задержке рейса по метеоусловиям – «нет погоды», на самом деле погода всегда есть, только … лётная или нелётная. А бывает и так, что погода нелётная, а ты уже летишь, а куда деваться? Погода же не есть что-то постоянное, она порой так переменчива (недаром – женского рода!) – была лётная и, вдруг, плавно перешла в … нелётную. И сюрпризов преподносит как … женщина, а порой ей ещё и помогают … некоторые!
   Вот так, однажды, возвращался я из Степногорска, погода была очень сложная - плохая видимость. Подхожу к Целинограду с севера. Диспетчер мне сообщат, что я уклонился влево и требует вернуться на трассу. А я местность в этом месте очень хорошо знаю (под собой видно приемлемо) - у меня там тёща жила (я там много раз пешком ходил - грибы в колках берёзовых собирал - район Малой Тимофеевки!!!). И знаю, что если я поверну вправо на трассу (по локатору), то выйду точно на кирпичную трубу ТЭЦ-2. А её высота 180 метров, плюс "подушка" (насыпь высотой 20 метров) - итого 200 метров. Я иду на высоте 100 метров (минимально разрешенная для полётов в этом районе, с целью обеспечения максимальной безопасности полёта), то есть ... как раз по центру трубы ... могу её "поцеловать" (не как женщину и, даже, не как … мужчину – гораздо «жестче»!). Сообщил об этом диспетчеру - он настаивает на своём. Пришлось подчиниться (он контролирует полёт моего борта по радиолокатору - ему видней! Но жизнь то моя на «кон» поставлена, а за спиной 12 пассажиров и второй пилот в правом кресле – совсем ещё юнец).
   Диспетчер сообщает мне, что я вышел строго на трассу полёта (схема подхода к аэродрому - это находится километрах в 20...30 от ВПП - зона круга). Смотрю вперёд очень внимательно – аж слезу из глаз вышибло … почти ничего не видно, сплошная пелена, и только иногда в бело-сером «молоке» облаков появляются размытые контуры местности, но … быстро «проскакивают» под днище фюзеляжа. И, вдруг, что-то  вертикальное … показалось, или …!? Нет, не показалось! И точно - выскакиваю именно на ту самую трубу, заметил её в последний момент, хорошо, что внимательно глядел, хорошо, что ожидал и был готов к мгновенной реакции - резкий левый разворот, прошел левее метров на пятьдесят. А диспетчер снова оголтело орёт, что я опять не на трассе. Вернулся на трассу. Выполнил заход на посадку, сел, зарулил и злой, но уверенный в своей правоте, пошел в КДП (контрольно диспетчерский пункт) к диспетчеру разбираться (подошел и РП – руководитель полётов …видно, он держал руку на «пульсе»).
    Поговорили с ним на очень высоких тонах (фамилию не спрашивайте - всё равно не скажу!). Диспетчер остался при своём мнении - я при своём! РП выглядел настороженным – ничьей стороны не принимал. Ему и негативная «реклама» о работе его смены не нужна (мусор из избы выносить – последнее дело!) и, в то же время, безопасность полётов обеспечить надобно, а тут … такие непонятки.
    Но оставлять такие «подводные камни», да ещё в районе аэродрома, мне было как-то не с руки – не в моих правилах (один раз пронесло, но в другой раз … как знать – раз на раз не приходится!). Поэтому я и предложил своему начальству проверить работу радиолокаторов, проверить соответствие нанесённого на схему (карту) препятствия (трубы ТЭЦ) и его фактического нахождения на местности (по отношению к картинке локатора).
   Чем всё кончилось? Меня за это ... не наказали! Но ничего и не предприняли! Диспетчер этот и сейчас работает диспетчером (ну, ... можно и так сказать!), труба стоит тоже на том же самом месте и летают по точно таким же картам до сих пор - ничего не изменилось! Хотя ... совсем невдалеке от аэропорта (километрах в двух-полтора) протянули ещё и высоковольтную ЛЭП (правда, установили её уже гораздо позже – сейчас местные воздушные линии полностью деградировали) - хорошо хоть вдоль ВПП, а не поперёк! Ну а мне при полёте по тому же самому маршруту так и ничего не оставалось при плохой погоде, как снова забирать влево, чтобы не столкнуться с той самой трубой. Правда, на команды диспетчера "вернуться на трассу" в этом месте я больше не обращал внимания и делал так, как считал нужным, ибо есть такое правило в НПП (наставление по производству полётов, в котором, как говорят лётчики, каждый пункт написан кровью!) - последнее слово (решение) остаётся за командиром самолёта - и это ПРАВИЛЬНО!!!

09.01.1011г Рубцов В.П. UN7BV. Астана. Казахстан.


Рецензии