Кому нужна философия?

В Грузии в коммунистические времена философов было больше, чем на всём восточном побережье США и Канады вместе взятых.
Надо испытывать этакую «интеллектуальную зависимость» сродную наркотической, чтобы иметь вкус к этой науке. Как, например, Гига В. Про него говорили, что в детстве он зачитывался диалогами Платона, а в бытность студентом написал эссе, в котором труды одного признанного авторитета сравнил с эманацией навозной кучи. Не трудно предположить, что молодой человек навлёк на себя неприятности.
- Я ничего не имею против академика М. Тем более он - мой родственник. Однако в своей работе  я излагал истинную правду и мыслил свободно,- заявил он в ректорате. После чего его обвинили ещё и в демагогии.
Спас положение охаянный им родственник, который проявил не то великодушие, не то разделил пафос энтузиаста науки...

Конечно, были среди философов и те, кого больше прельщали престиж академического звания и связанная с ним сносная зарплата. К тому же в те времена они не оставались без дела. Из них готовили карьерных идеологических работников. Хорошим тоном считалось назначать на пост второго секретаря райкома, горкома и выше по партийной иерархии человека с философским образованием.
... Когда Баадур Г. делал свой профессиональный выбор, то имел в виду именно это обстоятельство. Я познакомился с ним на военных сборах для студентов. Он поделился со мной своими соображениями и начал взвешивать свои шансы на партийной стезе. Для этого надо было число выпускников факультета философии поделить на количество райкомов, горкомов и т.д. Делал это Баадур в промежутках между упражнениями по стрелковой подготовке. Забавно было наблюдать, как неуклюжий толстый рыжий студент с крупными веснушками на физиономии и руках ложился с винтовкой на настил. Пока он располагался как можно удобнее, другие студенты успевали «отстреляться» и возвратиться в строй. При этом философ стрелял хуже всех. Лейтенант, который руководил сборами, на солдафонский манер прошёлся по поводу моего знакомого. Но Баадур отреагировал на тирады офицера и громкий смех в строю философски, то есть никак.
Когда мы направлялись в столовую, на обед, он выводил индексы отсева студентов на философском факультете и текучести кадров в партийных органах. При этом он по-прежнему побуждал меня принять участие в анализе. На просьбу не досаждать мне математикой Баадур сказал, что завидует лёгкости, с какой журналисты относятся к жизни. Он имел в виду меня. Но я слабо отреагировал на укор собеседника и заявил ему, что давно вынашиваю идею переквалифицироваться из журналиста в социолога. Тогда эта наука была новой и модной. Баадур посмотрел на меня ревниво. Получилось, что одним конкурентом больше становится. Ведь социология родом из философии.

... После окончания уни я начал работать в социологическом центре. Делил служебный кабинет с Малхазом Е. Тот был однокашником Баадура, который со слов моего сослуживца работал почасовиком в техникуме. Читал научный коммунизм. Малхаз не смог сказать, кого из философов больше всех любит. Только болезненно поморщился моему вопросу по этому поводу, но «толстого, рыжего и конопатого Баадура» вспомнил с воодушевлением. Мало увлекала Малхаза и социология. В то время, когда я ковырялся в книгах и таблицах, он, сидя напротив, делал из бумаги катушки и бросал их в меня. Потом наступал апофеоз его праздного состояния – мой сосед клал ноги на свой письменный стол, комкал бумаги и силился  угодить ими в корзину для мусора в углу комнаты. После удачного попадания Малхаз издавал крякающие звуки.
В отличие от Баадура Малхаз не связывал свою будущность с партией коммунистов.  Хотя у него у него было больше оснований рассчитывать на это. Баадур был беспартийным, а Малхаз стал членом КПСС ещё в свою бытность абитуриентом. Тогда он жил в шахтёрском городе. Начальственный родственник устроил его проходчиком в шахте. По истечению определённого срока парня приняли в члены КПСС - за заочные успехи в труде. Молодой кандидат в коммунисты ни разу не удосужился спуститься в забой.
Малхаз не посчитал зазорным рассказать эту историю мне. Он предварил ею своё признание, что собирается служить в МВД. Услышав такое, я внутренне вздрогнул от неожиданности  и позволил себе иронию - стоило ли так долго подвергать себя мучениям и пять лет учиться на философа, чтобы стать потом... милиционером. Саркастическая улыбка вот-вот должна была выдать меня. И тут я вспомнился одного парнишку с моего двора. Тот изображал из себя блюстителя порядка – ходил в милицейской шапке, с детским пистолетом.
- Проходите мимо, не задерживайтесь! - кричал он проходящим мимо пешеходам. Замешкавшихся он даже подталкивал или тянул за рукав. А однажды даже потешно сострил мину, передразнивая зазевавшуюся прохожую. Мальчик был инвалидом – негнущиеся в коленях ножки, и вывернутые вперёд плечи. Малхаз пожалел ребёнка и прекратил мои сантименты замечанием -  у него есть протектор в МВД, который почему-то тянет с делом.

В коллективе Малхаз был «своим в доску». Вообще он был сноровистым парнем. Ходила байка, как этот тип подрался после одной посиделки в ресторане и «технично» отдубасил обидчиков,  как спрыгнул со второго этажа прямо на стол другой компании, как хладнокровно, давя блюда, под крики и вопли незнакомых людей пробежался по столу, грациозно спрыгнул с него и скрылся через чёрный вход. Из обозримого круга моих знакомых-философов вряд ли кто мог себе позволить такое.

Малхаз ходил в фаворитах и у начальства. Его постоянно выдвигали  в месткомы. На собраниях он преображался до неузнаваемости, говорил напористо,  а однажды гневно обрушился на одного из сотрудников. Тот, как ему показалось, не принимал всерьёз собрание коллектива и читал посторонние книжки.
Жертвой филиппик Малхаза оказался Гига – тот самый философ–энтузиаст, который тоже у нас работал. В тот момент он читал «Эстетику» Гегеля, книжку «совершенно постороннюю для  недо-философа Малхаза», как потом говорил мне.
Я больше симпатизировал Гиге, но общался с ним мало. Только восполнял с его помощью пробелы в моём философском образовании. Над Гигой подшучивали:
 – Страдает профессиональным кретинизмом. Повсюду, нужно не нужно, философию пихает! – существовало мнение.
Гига сам не жаловал сотрудников. Однажды он заявил мне:
- У нас за умника почитают Малхаза, который делает вид, что умеет думать. Может быть, он на самом деле – интеллектуал, только не удостаивает общество им быть. И так прекрасно себя чувствует в этом окружении. Кто-то производит впечатление, а кому-то это нравится. Экономия мышления и сил, что для одной стороны, что для другой.
Я не стал выяснять моё положение в иерархии, обозначенной Гигой, но попытался возразить:
- Таковы правила игры. Глупо им не следовать, также глупо принимать их за чистую монету.
- Не так просто. Ты помнишь сказку о короле, который дефилировал голым по улицам города? Все горожане вполне искренно восхищались его «нарядом», - ответил Гига.
- Но нашёлся мальчик, который всё испортил!
- Вот именно - испортил. В сказке все вдруг протрезвели, но неизвестно, как это могло происходить на самом деле. Не исключено, что несмышлёныша сильно поколотили.
- Что значит «на самом деле»? Ты что сказкам веришь, что где-то короли в неглиже в присутствии поданных гуляют? – заметил я с каверзой, - не исключаю, что роль того парнишки тебе бы подошла.
Тут Гига принял надменный вид и смолк. Обиделся.
Вообще с некоторых пор мы считались соперниками, оба претендовали  на путёвку в целевую аспирантуру, в Москву.

Однако мне повезло больше, чем конкуренту. В Москву поехал я. Фортуна улыбнулась и Малхазу. При чём ему в первую очередь. Я только не упустил случая извлечь пользу из ситуации, в которой мы оба оказались...
 
По Тбилиси пошёл слух - сам Первый, Эдуард Шеварднадзе, по вечерам катается по городу и засматривается на окна учреждений. Ему бывает приятно увидеть свет в окне – значит, не смотря на поздний час, народ трудится (!). Иногда он наведывался в гости, без предупреждения...
Без какой-либо подсказки сверху начальство центра распорядилось о графике дежурства для сотрудников. «На всякий пожарный...»  - заявил коллегам местком Малхаз.
Гига не остался на работе. Он заявил мне, что прибег к регрессионному анализу и убедился, что вероятность нештатного визита в наш заштатный центр мала. "Регрессионный анализ - это тебе не на картах гадать!"- заявил Гига и ... ошибся.

В тот экстраординарный вечер я, как обычно, занимался английским языком, готовился к экзамену, а мой сосед вовсю пытался мне помешать - на этот раз передразнивал меня, когда я произносил вслух новые для меня английские слова. Вдруг в коридоре послышались шаги. Малхаз встрепенулся и принял рабочий вид. Дверь тихо открылась, и в кабинет вошли – Эдуард Шеварднадзе и председатель совмина Зураб Патаридзе. Первый извинился за "вторжение", потом добавил:
- Заскочили на огонёк. Мы тут посидим с вашего разрешения, а вы продолжайте трудиться.
Он, был мил, демократичен, костюм с иголочки. Предсовмин выглядел уставшим и подавлял зевоту. Малхаз сразу оценил ситуацию. Он-то и привлёк внимание гостей.
Коллега делал вид, что писал текст. Постоянно справлялся то в одной, то в другой книге. На его лике запечатлелась сосредоточенностью йогов, ото лба шёл фаустический блеск затворников-мыслителей. Шеварднадзе смотрел на моего коллегу с таким же умилением, с каким наблюдал за работой передового чаевода. Был такой сюжет по ТВ. Руки передовицы бабочками порхали над чайным кустом, подбирая молодые побеги. Первый сравнил их с руками Святослава Рихтера.
Я ограничился тем, что бубнил учебные тексты на английском.
«Рабочий настрой» несколько нарушил директор нашего центра. Он не знал, что сам Шеварднадзе пожаловал к нам в офис, а узнав, засуетился. Его появление в нашей комнате было шумным. Но скоро всё сразу улеглось, он вместе с Эдуардом Амбросиевичем и предсовмином уставился на Малхаза. Через некоторое время Шеварднадзе, довольный сделанным наблюдением, подал голос. Обратился к Малхазу. Узнав, что тот из шахтёров, что принят в ряды компартии, что бывший проходчик стал философом, Эдуард Амбросиевич раскраснелся от удовольствия. Наверное, подумал: «Вот они - кадры пролетарской интеллигенции! Из шахтёров в философы!» Зураб Патаридзе тоже оживился. Он сам был из того шахтёрского городка. Вызвали помощника, который стал живо заполнять блокнот данными о Малхазе.
- Кем бы вы хотели стать, молодой человек? – обратился к моему соседу Шеварднадзе.
- Мне бы хотелось работать в МВД, - был ответ. Первый несколько смутился, но потом, видимо, вспомнил, что сам некогда работал министром в этом ведомстве. Затем из вежливости он и мне задал несколько вопросов. А под конец небрежно указал помощнику в мою сторону. Гости удалились. Помощник заспешил, я успел сказать ему, что мне бы хотелось поступить в целевую аспирантуру в Москве. Гостей вызвался проводить директор. Пока были слышны их шаги, мы молчали. Потом прибежал возбужденный директор. Он был вне себя от восторга. Приговаривал: «Молодцы, молодцы, ребята!»
- А ты знаешь, - обратился он к Малхазу, -  я собираюсь повысить тебя и назначить моим заместителем. Сосед ничего не ответил. Потом директор обратился ко мне:
- Получишь ты свою целевую аспирантуру, но знай, что на неё претендовал Гига. Образование у него философское. В отличие от тебя. И ещё родственник – академик.
Я взглянул на Малхаза. Его лицо по-прежнему хранило на себе следы интеллектуальных потуг. Даже проглядывалась некоторая благородная усталость.
Вспомнив Гигу, я поёжился.
 
Прошло время. Я успешно завершил аспирантуру, стал кандидатом философских наук.
Как-то в аспирантском общежитии в Москве во время застолья моих коллег один из гостей - по специальности химик, не без подобострастия заметил, что раньше ему не приходилось общаться с представителями столь почтенной профессии как философия. Я признался, что не принадлежу к этой славной когорте, что мой удел – социология и не более того, что раньше вообще работал журналистом. В отличие от меня аспирант из Дагестана не стал щепетильничать. Он - некогда инженер-электрик также, вроде меня, поменял профессию, стал социологом. Дагестанец воспринял реверанс химика без оговорок и даже зарделся от удовольствия. Кстати, его инженерное прошлое пошло ему на пользу. Он приправил диссертацию математическими формулами, что выглядело более выигрышным, чем мой журналистский навык писать гладко. Сегодня в российской прессе его называют «известным социологом». Я же порвал с социологией, польстился на карьеру госслужащего, стал "чиновником из присутствия", как люблю выражаться.

Кстати, Баадура в партию так и не взяли. «Рыжих не берут!» - пошутил кто-то. Во время перестройки его всё-таки позвали. Он пришёл в ЦК компартии и стал свидетелем выселения коммунистов из здания, которое они занимали десятки лет. Скоро специалист по научному коммунизму стал политологом. Политический плюрализм сбил Баадура с толка, и он распрощался с мыслями о партийной карьере.

Малхаз некоторое время пребывал в недрах МВД. Довольно скоро уже в чине майора его назначили начальником милиции в весьма крупном регионе. Мне довелось познакомиться с его подчиненным. Тот рассказал, что Малхаз крут нравом, иногда сам допрашивает подозреваемых и прибегает к рукоприкладству.
- А ты знаешь, что он - философ по образованию? – спросил я милиционера.
Тот смутился, а потом воскликнул:
- Теперь ясно, откуда он столько  мудреных слов знает и часто их на совещаниях использует!

Гига продолжил работать философом, преподавал в университете где-то на Восточном побережье не то США, не то Канады. Он на свои деньги издал книгу об американском философе Дьюи. На неё обратили внимание американцы и пригласили автора к себе.


Рецензии
Философия, это все же наука :) как ни крути, а труды Маркса, или Ницше очень сильно изменили этот мир.

Мы же очень часто пытались, да и сейчас думаю ничего не изменилось, использовать науку, как электричку из Москвы... всё, где платили за ничего неделанье, пахнет колбасой! нам бы только на подножечку запрыгнуть, а этого с книжкой в тамбуре можно и спихнуть.

Андрей Фомин-Ганс Христиан   20.10.2011 11:58     Заявить о нарушении
Точно подмечено. А как эпизод с Шеварднадзе? Всё фуфло - и философы и лидеры.

Гурам Сванидзе   20.10.2011 20:18   Заявить о нарушении
А не удивил меня этот эпизод, даже мысли не возникло, что он придуманный :)

Ходки в народ всегда были модны среди правителей считваших себя демократично-справедливыми. Эдуард хотя бы честно в своей личине визиты наносил, что делает ему честь, а итоги... Это только у Пикуля офицеры-морячки носили кольца с надписью "лучше быть, чем казаться", а на самом деле "казаться" гораздо проще и значительно выгоднее. Вот и имеем кажущуюся власть со всеми вытекающими...

Андрей Фомин-Ганс Христиан   21.10.2011 08:58   Заявить о нарушении
Я состоял аспирантом в ин-те социологии АН СССР в отделе под названием "Становление социальной однородности социальной струвктуры социалистического общества на базе рабочего класса". Совершенно надумпнную идею превратили в постулат, под который писали сотни кандидатских и десятки докторских диссертаций. Возглавлял отдел психически устойчивый и "совершенно правильный товарищ". С него брали пример, как изображать шизу, а не быть ей подверженной. Но в одночасье всё пропало - недописанные диссертации потеряли смысл, а тот "крупный учёный" занялся другой проблематикой. Никаких тебе революционных ломок и душевных терзаний. Прогибался он под тяжестью раздвоения, но сыночку будущее обеспечил. Тот критиковал западные теории социологии и исподволь заимствовал оттуда идеи. Беспроигрышный вариант. Но недавно у них там революция чуть было не произошла в ин-те. Какой-то аспирант было использовал тезис Дюркгейма. Панику посеял таким образом. А ведь Дюркгейм - это 19-й век, начало буржуазной социологии. Всё-таки совковая пуганность сказывается, склонность к тревожности, а от неё до шизы недалеко.

Гурам Сванидзе   21.10.2011 09:48   Заявить о нарушении
Тогда, несмотря ни на что в Грузии ещё были местами учёные, был кинематограф и что-то производилось. Предатель и притворщик Шеварнадзе - один из разрушителей страны. И вокруг собрались такие же, угнездились и растащили страну по винтику, по кирпичику. Что сейчас есть в Грузии? Знаю, что коррупции поменьше стало, а кроме того? Пол страны выехало.

А вот это непонятно:

""Становление социальной однородности социальной струвктуры социалистического общества на базе рабочего класса". Совершенно надумпнную идею превратили в постулат, под который писали сотни кандидатских и десятки докторских диссертаций."

Кто ж Вас заставил выбрать такую тему? Мы сами себе выбирали темы и нам никто ничего не навязывал. Наоборот, мы свои "открытия" навязывали и защищали.
Так было и у всех моих знакомых. Впервые слышу, что защищаются по уже топтпнной-перетоптанной тематике.
Я уж не говорю, что тема странная и нереальная. Впрочем и Горбачёва Рая то же защитилась чёрти на чём. А боксёр Клычко - нынче доктор экономических наук. Может и академиком сделают. За такие деньги.



Троянда   03.01.2012 22:39   Заявить о нарушении
Уважаемая Троянда, я случайно не заметил Ваш комментарий. Потом зашёл на Ваш сайт и... мои лучшие ожидания подтвердились.
Вы, наверное, в технической области работаете. Хотя и там идеологемы в своё веское слово сказали.
Грузия сегодня одна из наиболее продвинутых в смысле реформ. Облик страны изменился за считанные годы. Российские солдаты, вторгнувшиеся сюда в 2008, признавались, что им казалось, что они находятся в какой-нибудь малой европейской стране. Но проблем по-прежнему много. Одно можно сказать, что всем остальным странам постсоветского пространства ещё предстоит пройти то, чем Грузия переболела, хотя нет полной уверенности, что болячки изжиты до конца. Страны Прибалтики проходили эти периоды в куда более комфортных геостратегических условиях. Из общения со своими коллегами из Москвы я вынес убеждение, что совковость в них сидит ещё основательно.
Да, эмиграция у нас заметная, но стремление на Запад не есть значительная тема культуры для грузин, в отличие от русских. Нет такого раздвоения - ненависть к Западу, тайная любовь к нему. Эмиграция не так уж плохо. Эмигранты набирают опыт пребывания в странах с развитой демократией и рыночной экономикой, их денежные посылки составляют сотни миллионов долларов. Складываются диаспора, которой у грузин почти никогда не было. У неё своя позитивная функция. И вообще по части эмиграции в процентном отношении Грузия далеко не из первых.
Что касается тезы, что Грузия никогда "никогда ничего не производила". Этот упрёк также часто используется как хамский попрёк, что "что нас всегда кто-то кормил". Да, Грузия - не совсем развитая индустриальная страна,и это потому,что здесь, в этой малой стране, не было ресурсов. Даже с аграрным сектором проблемы. На душу населения в Грузии приходится 0,1 га пригодной к сельскому хозяйству земли (самый низкий показатель в бывшем СССР). Даже хрупкая экология и та мешает полноценному развитию. Неустоявшийся горный рельеф приводит к природным катаклизмам, к интенсивной внутренней миграции, к разрыву коммуникаций и др. В голову пришло сравнение, что в России дороги прокладывают, а в Грузии для их строительства отвоёвываю пространство у гор.
В Грузии постепенно обозначаются свои приоритеты экономического развития, совсем не предполагающие наличие тяжёлой промышленности, страна в поисках своей ниши в мировой системе разделения труда.
Я с удовольствием продолжу общение с Вами, сотрудничество. Будем обмениваться художественными идеями.

Гурам Сванидзе   29.05.2012 17:47   Заявить о нарушении
Уважаемый Гурам, без совковости большинство ваших соплеменников не только бы не выучились, но, возможно и не выжили бы. Скажите спасибо Сталину за те дотации и льготы, которые Грузия всегда имела, ничего не давая в общий котёл (исключая мандарины, чурчхели, Гварцители и замечательный кинематограф). К 1990 г. Грузия производила в 4 раза меньше, чем проедала. Теперь вашу элиту дотирует не СССР, а США. Интерес вполне понятен. А народ ваш так счастлив, так счастлив, что почти ежедневно случаются бунты и мы лицезреем, как оппозицию разгоняют дубинками. Наверно, мазохисты. Некоторое улучшение экономики - результат оттока населения и его вымирания. Нет лишних людей - меньше проблем. Так они у вас и решаются.40% ВВП - долг, 17 % - безработных, до показателей 1990 г. - как до Луны. Успехов вам господа учёные, занесённые в "Красную книгу" Грузии.)))

Троянда   29.05.2012 21:46   Заявить о нарушении
Я давно наукой не занимаюсь. Переквалифицировался в специалиста по госзакупкам. Меня нет даже в той "Красной книге".

Гурам Сванидзе   30.05.2012 12:40   Заявить о нарушении
Слава богу, хотя бы ещё есть госзакупки.)))

Троянда   30.05.2012 16:31   Заявить о нарушении
Понимаете ув. Троянда, "лучший способ показать собственную нищету - это пристальный интерес к проблемам других; и желательно, чтобы этих "проблем" у них было как можно больше, то есть было бы за "что" зацепиться".

Гураму. На мой взгляд последним философом был Гегель, после него идет уже скорее поэзия, огромная многозначность в трактовке понятий и категорий. На нас уже очень сильно повлияла именно метафизика с ее выходом в логику. Конечным итогом стало прощание с "единым" вектором, который, по сути, превратился либо в демагогию, либо в популизм.

Внутри Кокона Из Белых Нитей   16.04.2017 00:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.