Эргономика градостроения комплексное планирование

Краткое описание

Плотные эргономичные районы, будучи своего рода ловушками для света, группируются, чтобы раскрыть естественное, отовсюду доступное природное пространство, высвободить между собой место для просторных променадов, несущих воздух окрестной природной зоны. Эдакие экополисы для пешехода, с доступом к природе, но в тоже время с активной инфраструктурой, обеспеченной прямыми межкластерными сообщениями. Транспортные узлы каждого такого цельного района завязываются в своей иерархичной подкластерной структуре: корпуса многолучевых зданий – тот же массив застройки, наиболее плотно обступающий её центр. Такие кластеры, в свою очередь, складывают массив, который становится периферией вновь интегрируемого кластера, с выраженным ядром инфраструктуры и центром для внешних и внутренних межкластерных сообщений. Проект предполагает необходимые аргументы для высотных доминант со специальными схемами работы подъемного транспорта в центре обширной площади зданий с соответствующим конструктивно-планировочным решением для эффективного шага, множимого развитой этажностью и всеми возможными его направлениями, вместо сводящего всё на нет: коридорной, коридорно-тупиковой или стояковой схемы пользования. Последняя может быть полезным только для прямой связи гостиничных номеров с обслуживающим их стилобатом в центральном кольце жилого фонда. Предпочтение же отдаётся различным вариациям инерционных подъёмников, обслуживающих основной пассажиропоток на ближайших интервалах перемещения, в качестве дополнения в режиме работы лифтов с минимальными остановками в пути одного направления. Но использование специальных видов транспорта в той или иной конструктивной увязке, предлагается рассмотреть отдельным проектом, отделяя функционализм архитектурной композиции от хай-тек направления, требующего венчурной волокиты. Также, не берутся во внимание особые транспортные связи, что приемлемы в масштабах высотного строительства (совершенно не обязательного, но слишком амбициозного сегодня, с практикой канатных дорог, перекинутых через препятствия от высоких крыш): сеть канатных дорог для средней высоты центральных зданий, маятниковые растяжки между корпусами многолучевых зданий для прямого сообщения «зданий-заполнителей неосматриваемой зоны».

Предпосылки районирования, как необходимого условия градостроительного планирования

Объекты коммерческой недвижимости разбрасывают свои споры у артериальных развязок, пытаясь заполучить центр массы города, веками складывавшегося кирпич к кирпичику, украсть его верным стратегическим решением. Но конфликт едва переваривающего потоки машин проспекта и пересекающих его улиц, наконец, самого авто и пешехода ничего не обещает в этой борьбе за стихию всё такой же непредсказуемой истории города.
Издавна, вокруг центров урбанизации завязывалась паутина линейных поселений, формируя радиально-кольцевую схему разраставшихся городов, но никак не рассчитанных на развитую инфраструктуру плотной современной застройки. Веками зарождавшиеся города теперь методом строительства "стена в грунте" уходят под землю, охваченную кольцом также неоправданно дорогих высоток, затягиваемых в воронку времени, неутомимо звенящего сваями для очередных дорожных развязок над тупиками из частных владений, не переставая протыкать испещренную в швейцарский сыр поземку - среду безудержного размножения метрополитена, колоссальные затраты на развитие которого также бесприбыльны, но продиктованы угрозой неминуемого паралича в дорожном трафике - эдакое пафосное жертвоприношение божеству подземного мира, всюду облепленного глянцем вещей: дом и машина - та же иконка, для представления нечто в золочённых рамках, портал доступа в другие измерения, к медитации в сигаретном дыму среди бегущих всюду предметов, что запускает механизмы древнейшей рефлексии, будто бы пытаясь закружить убогое потребительское сознание, занять его пустоту.
В каменных джунглях, некогда забуявших на месте удачно рассыпанных поселений, но в пору их одряхления, зреют высотки, устремляясь верх с амбициями вавилонской башни. Выскакивая, как грибы после дождя, они раздают обширную рябь асфальта, газона и черепицы, покрывающей частные коллекции авто и жилые пристройки к ним. Капитал стремится в стабильность престижных каменей, ему незачем развивать разумную организацию быта, проявляя рациональность в архитектуре с предусмотрением оптимального извоза в общественной жизни города. Главное - соответствовать классу! Такова традиция траты материальных излишков, где сияние титановых дисков или золочёных ворот - лишь заметный глазу блеск экономики абсурда! Мы создаём города с гиперболоидным силуэтом вокруг урбанистической катастрофы!
При всей расточительности использования стратегического территориального ресурса, города испытывают транспортный коллапс. Лишь незначительными остатками света обмениваются фасады зданий в своей приземистой застройке, что распространяется вширь, вместо того, чтобы организовывать эффективные грузоперевозки в плотной сети дорожных магистралей на значительно меньшей территории. Подражающая элитному быту «американская субурбия для всех» находится в глубоком кризисе. Люди ходят иметь доступ к необходимым благам города в прогулочной близости! Безальтернативная автомобильная модель города делает его жизнь невозможной и неминуемо ведёт к коллапсу. Плохо организованные потоки машин, вновь и вновь спускают энергию разгона в нагрев тормозных колодок на каждой пешеходной дорожке, перекрёстке, со всей готовностью приспущенных камер для надёжного сцепления шин.

Однако, во всём мире наблюдается бум строительства скоростных колейных путей сообщения, что отвоёвывают пассажироперервозки у дорожного транспорта, благодаря чему, точки локализации, в качестве узловых станций и стратегических транспортных развязок города, приобретают градообразующее значение. Полемика о кластерной концепции городов ведётся давно и обсуждается даже на государственном уровне! Развитие функционального зонирования поселений обозначено в российском кодексе, но без учёта тенденции реального спроса на съём жилья в непосредственной близости к работе, месту учёбы или престижному району с развитой инфраструктурой. Франция уже объявила разумную градостроительную стратегию как приоритетное развитие своей столичной конгломерации. Цель проста и понятна – гадообразование должно быть структурировано: кластеры должны справляться с автотранспортными потоками и, вместе с тем, беспрепятственно обслуживаться скоростными магистралями.
В более полном смысле, такая организации города, разделяющая его на жилые и производственные районы, содержит ядра инфраструктуры, которые полезно отметить высотным строительным комплексом в центре каждого кластера, для обеспечения первостепенного доступа к интенсивным внешним межкластерным сообщениям посредством общественного экспресс-транспорта и внутренними пассажироперевозками в пределах района посредством удобной и доступной услуги такси, так как его пробег значительно ограничен в плотной застройке между её центром и окраинами.

При возможности размежевания элементов высотной застройки парковой зоной, незачем увеличивать пассажиропоток и количество остановок общественного транспорта вместе с её масштабами, зря замыкая в них необходимые зелёные оазисы, а также разделяя на зону перегруженного центра и запущенную окраину, тем более что между фрагментами застройки, сгруппированными вокруг станций интенсивного общественного транспорта, сообщения скоростным экспрессом выиграет общее время остановок с учётом инерции транспортного состава, наконец, чем дальше один из населённых пунктов располагается от одних – тем ближе он расположен к другим.

«Особая зона»

Действия служб безопасности, в частности службы охраны наиболее оперативны, скоординированы и обладают значительными преимуществами в коммуникабельной и высокотехнологичной городской среде с выраженным периметром блокпоста. Такой район может выступать в качестве отдельной административной единицы, справляясь с задачами коммунальных служб намного эффективнее при наиболее прозрачных тратах хозяйствования, тем более что именно коммуникации, и главным образом транспортные, являются основным приоритетом в проекте масштабного плотного поселения.
Кластер может внедряться в качестве особой экономической зоны, не имеющей строгой территориальной привязки. Тогда, полезно использовать уклон от места базирования компактного грузового авто на вершине пологого холма или склона, исключая таким образом холостой пробег на дизельном топливе, так как грузоперевозки, в отличие от пассажирского транспорта, не хаотичны, а придерживаются постоянного направления от складских баз, в связи с чем, можно избавится от использования дизельных двигателей. Для складских и производственных баз, удобнее всего использовать пространства, замыкаемые кольцами миникластеров в ядре застройки, так как удобны для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и обеспечены удачной транспортной схемой подачи колейного транспорта. Такое устройство особой административной зоны, могло бы быть хорошим примером программе зависимых от импортируемого сырья стран, которые тратятся на временные топливные резервы, для гарантии энергетической стабильности в "особых зонах" геополитического, промышленного и экономического назначения, практика которых достаточно популярна в мире. Более того, застройка на возвышенностях имеет наилучший отвод канализации, вместе с тем, предупреждается скопление тяжёлых газов под канализационными люками, происходит наилучшее рассеивание городского смога, осушение территории, доступен широкий обзор с окраины.
Но даже при наличии особой градообразующей концепции, необходимость разумной урбанизации, по большому счёту, назревает лишь на стадии исчерпания целесообразной населённости и территории города. И даже частичное выполнение изначально комплексного проекта кластерной системы градообразования в качестве единичного и постепенно развивающегося звена – своего рода, урбанистической чёрной дыры, может повлечь перестановку сфер влияния местных бизнесструктур, что стоит учесть ещё на стадии поиска инвесторов для предупреждения возможных препятствий.
Любая городская застройка с просторными бульварами – уже является полноценным и вполне самодостаточным решением, с точки зрения разумного планирования городской среды. Но города, если посмотреть на них сверху, представляют собой серую сплошность из крыш и асфальта, рождая в себе особую зону, где жить становится тяжело и дорого. Тогда, почему бы не отыскать специальные принципы грядообразования, которые расставили бы всё на свои места, хотя бы там, где они более всего нужны!


Центр ядра и окраина периферии

Концепция градообразующего кластера, или кластера, образующего выраженную административную единицу, которая не является районом в сплошной застройке города, требует специальных решений центра и периферии:
Строительный комплекс с высотными доминантами группируется в ядре кластера, сохраняя принцип разграничения точек локализации и периферии, обращая её в системообразующее звено для модели внешних перемещений. Таким образом, пути сообщения сводятся к пешеходным кластерам, формирующим между собой дорожно-транспортную развязку без пересечения в разных уровнях с однополосным движением по внешним кольцам1 массива нижнего яруса застройки, покатые крыши которого отражают свет к возвышающимся над ними центральным зданиям с зигзагообразным остеклением его фасада для наименьшего отражения света, в том числе и наиболее интенсивного близкого к вертикали угла освещения от небосвода. Этажи имеют завышенную высоту, так как высотность здания обусловлена схемой распределения освещения над максимально обширным малоэтажным ярусом. Само же высотное здание получает обширную площадь и наилучшим образом приемлет использование инертного многоэтажного маятникового подъемника, в качестве вспомогательного подъемного транспорта, способного разгрузить интенсивный пассажиропоток и наиболее эффективно обслужить основную часть перемещений на шаговых, но наиболее протяжённых интервалах.
Помимо полезного доступа к дневному освещению всех скрытых от периметра внутренних комнат здания, но с общим потолком над перегородками офисных помещений, следует также учитывать порывы ветра, испытываемые высотным зданием высоко над землёй при всей обширной площади его фасада, можно сравнить со столкновением с груженым грузовиком. Конечно, это не актуально в случае разумного планового многоэтажного строительства, к которому прибегают на последней стадии градонагромождения, но гонка высот по всему миру и совершенствование технологий возведения фундаментов под высотные здания даёт все перспективы модели мачтовой конструкции верхней части здания вместо сложного и громоздкого каркаса, что, главным образом, позволит избежать ветровых нагрузок благодаря рассекающим их между собой - разобщённым обширным этажам, исполненными в качестве ригеля. Покатый верх в отпекаемой форме фасада этажей, склоняет здание на встречу опасной нагрузке. Также, данная схема здания полезна тем, что не имеет скрытых от освещения комнат. Этажи-диски удерживаются растяжками от центральной опоры; зазоры между ними при не значительном ветре могут ограждается подъёмной стеклянной витриной для предотвращения обмена внешней и внутренней температур.
Таким образом, строительный комплекс представляет собой вписанные в дифференцированную круговую развязку не стеснённые автомобильным транспортом мини-кластеры, с паркингом вокруг и стратегическим ядром в качестве масштабного здания. В таком, специальным образом спланированном поселении, станции внешнего сообщения соответствуют связанным между собой высотным доминантам застройки.
Многолучевые здания на периферии дают доступ к парковой зоне, получая прямое освещение от свободного горизонта и доступного небесного обзора. Такие отдаленные обширные здания предназначены для организации наиболее самодостаточного хозяйствования, т. е. наиболее независимого проживания в них, но с прямым сообщением к центру, минуя тело застройки. Организация жизни в таких зданиях, позволяет предельную простоту применения многоэтажного инерционного маятникового подъемника с минимальной высотой позиций: На этом же сайте можно ознакомиться с простейшими и наиболее совершенными механизмами лифта, что можно использовать в комплексе, перераспределяя приоритетные режимы перемещений между ними.
----------------------------------
1
Помимо автомобильно-дорожной кольцевой сети, которую можно проложить вместо граничных зданий в ходе последовательного развития проекта, внешнюю их сторону при достаточной обширности, можно выполнить пологими винтовыми дорожками, совмещаемыми в местах соприкосновения корпусов, симметрично чередуемых в своём массиве.


Переходное звено

Дифференцированный центр ядра – лишь необходимое включение в общую концепцию обширного центра, охваченного граничной застройкой наибольшей функциональности. А именно: вокруг ядра со станциями связи внешних и внутренних перемещений в центре изолированных кластеров, пропускающих транспортные поток в любых направлениях, образуется активная периферия в качестве замкнутого на самого себя проспекта со всюду равноценным положением на нём, с эффектом квадратичного развития полезной для доступа площади застройки. Транспортное кольцо такого мини-проспекта, как распределительного звена между внутренними и внешними сообщениями, несложно исполнить в качестве подвижного плота, достаточно устойчивого при заведённых под перрон краёв его платформы и беспрепятственно скользящего в специальном канале над слоем тяжёлой солёной воды в канале, касаясь её лишь только плёнкой, которая удерживает слой более лёгкой жидкости, для её равномерного распределения в плоскости скольжения1.

В наиболее полном варианте, такой, максимально активной зоной услуг, может стать не превышающее стоимость традиционного строительства, кольцевое здание для распределения по этажам рассматриваемых подвижных платформ, с размещёнными на них компактными комнатами поминутной аренды. Сопрягаемые подвижные платформы двигаются в противоположных направлениях, сокращая до четверти дуги окружности путь к самому удалённому пункту доставки, при чём, средний путь доставки приближает траекторию движения к кратчайшей прямой линии. Платформы представляют собой ж. б. перекрытие, преимущественно работающее на срез, без пустот и заполнения металла, в силу приобретения особых прочностных характеристик на поверхности воды. Слой воды удерживается пористым наполнителем в ложбине натяжных потолков, растянутых вдоль кольца, при поддержки балками со стойками на провисающих канатах. Всё это являет собой простую, надёжную и дешевую конструкцию. Варианты сообщения подвижных плотов с перроном и между собой могут быть самыми разными: пересадочные платформы, использование кривой тормозного пути самоката и покатых обочин для произвольного подъема, пересадочные шестерни или простейший механизм замкнутого хода винтовых эскалаторов без отдельных частей, на пример – кареток и лент на перилах; возможны способы сообщения между подвижным и соседним неподвижным уровнями простейшими способами использования принципа маятникового движения, возможно комбинированное использование
В кольцевом здании организован прямой доступ к залам ожидания, закрытым комнатам, развлекательным комплексам и другим местам публичного отдыха.

Таким образом, центр, образующий поселение, разделяется двумя взаимодополняющими концептуальными решениями для перераспределения транспортных потоков, что не имеют ни приоритетного центра, ни менее активной окраины.


Здесь, на ближайшей к центру территории жилой застройки можно использовать сплошную схему плана с шахматным чередованием верхнего и нижнего яруса, чтобы угловые комнаты верхнего яруса имели дальние виды в проредях над нижним. Нижний ярус имеет уклон стен, образующих световод – воронку светоотражающего стекла, пропускающего преимущественно прямые лучи. Таким образом, равномерно распределённой освещение проникает в комнаты через углы-окна, что, надо отметить, является удачным планировочным решением, благодаря которому, вся линия стен неразрывна для её функционального использования, а также разрешается проблема меблировки в углах помещения. План стояка такого, по преимуществу, гостиничного комплекса содержит не более одной комнаты – важно добиться максимального количества конусообразных крыш, что наилучшим образом инсолирует дневное освещение. В данном случае, можно провести прямую аналогию между инсоляцией света над конусообразными крышами и примером из гидродинамики: так, на носу корабля ниже ватерлинии, для уменьшения сопротивления его движению в воде, устанавливается специальная торпеда, рассекающая воду от её наиболее выступающей вперёд точки, защищающей ребро угла. Использование конусообразной формы крыши, минимизирует отражение косых лучей света, пропуская их дальше, вглубь. Частичное их отражение улавливается верхним ярусом, покрытым обыкновенным светоотражающим жалюзи, пропускающем свет снизу.
Световой колодец удобно использовать в качестве шахты лифта: Таким образом, вся прилежащая к ядру района территория используется по максимуму, при минимальных тратах на этажность, вытесняя парковую зону в пространство между кластерами.
--------------------------------------
1
Так минимизируются силы сопротивления изгибам неравномерно нагружаемой платформы. Данный приём особенно полезен в механизме гигроскопического аккумулятора

Тело застройки

В случае обширного разрастания кластера, требуется новое концептуальное решение очередного кольца застройки, которая оставляла бы максимум пространства для скверов, поглощая преимущественно косые лучи дневного света. Тогда, конструкции зданий, чередующихся в шахматном порядке, могут быть таковы, что виды от клиньев многолучевых зданий между ними наиболее глубоки, а вместительные энергосберегающие подъёмники (обменивающие грузы с противовесами1), обеспечивают интенсивный пассажиропоток прямиком к станциям-развязкам со скоростным беспрепятственным движением наземных сообщений: массив многолучевых зданий расставлен в узлах нижнего яруса, непрерывные корпусы которого закручены по скрещиваемым спиралям с диагональными лучами от ядра общего комплекса. Последние содержат дорожки с пологим спуском для произвольного ската к центру и от центра. Применяются коридоры с высоким уклоном, вместо лестничной клети с её постоянной позицией в плане.

______________________
1
Краткое описание механизма: c каждым спуском кабины вместе с ней в её верхнем положении отправляется довесок утяжелённому канату для преодоления сил трения и груз для разгона, что фиксируется вместе со своей сжатой пружиной на определённом интервале пути разгона-торможения. Противовесы, группируемые по величине их массы, выстраивают массив за задней стенкой кабины, размежевываясь консолями выпущенными от неё и сообщаемого с ней уровня. В верхнем или нижнем уровне груженая и закрытая кабина упирается в блокиратор, который удерживает более лёгкую из противовесных кабин, и, при давлении более чем в полторы массы противовеса, передаёт реакцию фиксаторам, соответственно оставляющим-захватывающим стержни-противовесы относительно кабины или уровня, пока перевес кабин не будет превышать массы единицы противовеса.
Такой механизм отличается высокой надёжностью, безотказностью, безопасностью, предлагая удачную футуристическую концепцию необходимого архитектурно-планировочного решения (более подробная информация: http://sites.google.com/site/yaroslavcherednichenko/apo ).


Рецензии