Югославия. 2. Пешочком через границу

      Мама написала письмо, где сообщила, что приедет с детьми только к началу школьных занятий, то есть к 15 сентября, поэтому я решила воспользоваться приглашением Отилии и поехать к ней в гости. Часть неиспользованного отпуска пришлась очень кстати. Супруг мой был в Балше и занят работой, а я была предоставлена сама себе. Благо, мой загранпаспорт был «свободен» от любых посягательств и запретов и я могла, как всегда, ехать куда угодно и на сколько угодно.
      Купив билет на поезд Бухарест – Тимишоара, я утром следующего дня прибыла в пункт назначения. Автобусом я добралась до пограничного пункта, прошла все таможенные формальности и пешком пересекла границу.
      На той стороне меня ждала Отилия со своими друзьями и с машиной. Завидев меня, они стали махать мне руками, и что-то радостно кричать. Пограничники с удивлением смотрели на эту сценку.
      До Бегеиць мы ехали около часа. Нушка, мама Отилии, уже ожидала нас за накрытым столом. Семья Отилии состояла из её матери, отца, брата Октавиана и её самой. Это были очень приятные и гостеприимные люди. Стол был накрыт прямо в саду дома, среди фруктовых деревьев, что придавало встрече особо приятную атмосферу. Я всегда мечтала о собственном доме с садом, но у нас, его никогда не было. Мать Отилии, Нушка, была всего на три-четыре года старше меня, но подругами мы стали именно с её дочерью.
      Я всегда более комфортно и раскованно чувствовала себя среди своих сверстниц или же женщин, что моложе меня. Будучи, сама по характеру оптимисткой, фантазёркой и с чувством молодого задора, мне больше импонировала компания молодых, чем женщины старше меня по возрасту. К ним я относилась с уважением, если они этого на мой взгляд того заслуживали, слушала их советы, принимала их, если они соответствовали моим принципам и на этом, пожалуй, наши отношения заканчивались.
 
      Ехать в Белград надо бы было завтра с самого утра, поэтому после обильного обеда Отилия предложила сегодня поехать на велосипедах к реке Бега. Поговорка, что езда на велосипеде и катание на коньках – никогда не забываются, но меньшей мере неправда. Я в детстве осилила и то и другое, но, оседлав в тот день велосипед, и будучи в полной уверенности, что смогу это сделать, я врезалась в закрытые ворота забора. Отилия рассмеявшись, отменила своё предложение, и мы к реке направились пешком.
      Я ничуть не жалела, что мы не поехали на велосипедах. Наш путь лежал через лесопарк. Осенние ароматы цветов и трав, не жаркое, слегка пригревающее солнце, щебетанье и вскрики пернатых, готовящихся к далёкому путешествию в тёплые края, дарили мне умиротворение и покой душе.
      Отилия, вероятно, испытывала также подобные чувства, потому что всю дорогу до реки мы не проронили ни слова. Она шла на несколько шагов впереди меня и её тонкая фигурка то исчезала, то появлялась среди деревьев. Неожиданно она остановилась, сбросила с себя сарафан и, подняв его над головой, и, вращая им, закричала мне:
- «Иди скорее, мы уже пришли!».
Со своего места речку я не видела, но когда подошла поближе к Отилии то увидела, что мы стоим на высоком берегу реки, а до речки надо было ещё спускаться по косогору.
      Вода была почти тёплой, мы искупались и вышли на берег слегка продрогнув. Солнышко быстро обласкало наши тела своим теплом, а вот в глазах Отилии я заметила то ли обиду, то ли грусть. Мне было бы жаль, если бы я стала причиной её огорчения, поэтому я первая завела разговор, чтобы исподволь узнать, что же её огорчило. Не люблю лезть в чужую жизнь и давать ненужные советы, но на этот раз я волновалась, что мой приезд стал тому причиной.
      Когда я заговорила, казалось Отилия только, и ждала моих вопросов. Я спрашивала о многом: почему в городке говорят только по-румынски, как они, румыны, оказались на этой территории, об их быте, о том, как они проводят свободное время и о многом, многом другом.
      Отилия оживилась, рассказывала с удовольствием. Когда же я задала сакраментальный вопрос, собирается ли она замуж, Отилия вновь помрачнела, и сказала мне, что собственно она потому и пригласила меня на речку, чтобы разговора не слышала её мама. Отилии даже не нужен был мой совет, она просто искала сама для себя выход из сложившейся ситуации и ей необходимо было с кем-то поделиться. Ни с кем из своего городка она говорить на эту тему не могла по определённым и обоснованным причинам. Так я поняла её печаль.
      Дело в том, что уже многие десятилетия румыны-переселенцы ограничили сами себя внутриобщинными браками. Результатом таких браков стали рождаться дети с определёнными генетическими отклонениями. Родители нынешней молодёжи придерживаются тех же неписаных законов, какими руководствовались и их предки, то есть румыны должны сохранять чистоту нации. Однако современная молодёжь не желает следовать этим правилам, но и не хочет идти поперёк воли родителей.
      С Отилией случилась такая же история. Юноша, серб по национальности, полюбил Отилию. Отилия тоже полюбила этого юношу, но родители Отилии против этого брака. Они встречаются тайком, ну прямо Ромео и Джульета! Отилия обещала познакомить меня с этим юношей. Он живёт в городе Нови Сад. Что ей посоветовать я сразу как-то и не придумала, поэтому согласилась встретиться с юношей. И всё-таки эгоистическое чувство радости, что не я причина печали Отилии, прибавило мне храбрости, и я посоветовала ей набраться терпения и попытаться постепенно, деликатно подготовить своих родителей к неизбежности именно этого бракосочетания.
      Вечером того же дня Отилия пригласила меня поехать с ней, её братом и их друзьями в ресторан какого-то близлежащего городка. Пока мы собирались, пока мы ехали до места назначения, прошло довольно много времени и в ресторан мы попали к его закрытию, поэтому нас отказались обслуживать.
      Но поразило меня совсем другое. Зайдя в ресторанный зал, я увидела на полу множество битого прозрачного стекла. Отилия объяснила мне, что это такой обычай у них в стране, но не румынский. Напитки здесь подают с целым подносом недорогих пустых бокалов. После произнесённых тостов и выпитых напитков, бокалы разбивают о пол «на счастье»! В итоге, перед закрытием ресторана, нужно было быть или очень трезвым (что практически нереально), или очень опытным в подобных ситуациях.
      Позже я убедилась, что битьё бокалов (хотя бы одного, из которого выпил), это обязательный ритуал для всех без исключения, иначе будет обида, что «не желаешь счастья». «Не солоно хлебавши», как говорится, мы уехали из этого местечка. Но желание повеселиться не пропало, и брат Отилии сказал, что знает место, где таверна работает до самого утра. На завтра была суббота, на работу никто не должен был идти, и мы решили попытать «счастья» в другом месте.
      Ехали куда-то в ночь по незнакомым мне местам, пока свет фар не выхватил из темноты дорожный знак, указывающий направление к границе, в Румынию.
- «Куда это вы меня везёте?» - забеспокоилась я.
Ребята, засмеявшись, ответили, что везут меня обратно в Румынию. Отилия успокоила меня и сказала, что недалеко от румынской границы есть кабачок с цыганами, вот туда-то мы и направляемся. Я ещё ни разу в жизни не бывала в заведении с цыганами, поэтому с любопытством ждала этой встречи.
      Таверна одиноко стояла у дороги, а вокруг, сколько видит глаз, не было ни одного строения. Только сейчас я понимаю, какая была в те времена спокойная обстановка, в обществе. Ни тебе рэкета, ни бандитов на большой дороге, ни насилия. Конечно, где-то, что-то, когда-то видимо происходило, но далеко не в таких масштабах, как в нынешнее время. Исключения из правил, лишь подтверждали правила.
      В небольшом зале таверны на несколько столиков, только за одним из них сидело несколько человек, уже навеселе. Как и в других  подобных заведениях на полу были битые бокалы вокруг занятого столика. Тогда я поняла, что то, что я видела ранее в другом ресторане, не случайность, а закономерность. Но самым колоритным местом был угол зала, где играли на струнных инструментах четверо цыган. Они были одеты в свои традиционные национальные костюмы, а у одного из них ещё был и бубен. Завидев вновь прибывших, музыка зазвучала громче и энергичнее. Играли они больше национальные сербские мотивы с цыганским «акцентом»
      Было уже довольно поздно, поэтому мы заказали лёгкий ужин и напитки. После начала трапезы один из музыкантов подошёл к нашему столику и стал играть что-то на скрипке. Он играл ровно столько около нас, пока один из ребят не приклеил к его лбу купюру, смоченную в вине. Я думала. что цыган обидится такому самоуправству, но он отошёл, поблагодарив нас. Позже подобные сценки я наблюдала и в скромных румынских тавернах, когда подвыпившие посетители приклеивали ко лбу музыканта купюры, в знак благодарности.
      Сербы и словаки – били «во здравие» бокалы, но я-то была в компании румын, поэтому свои традиционные обычаи они присовокупляли к обычаям местных народностей. После выпитого мною, бокала вина, компания потребовала, чтобы я разбила стакан о пол. Я отказалась это сделать. Во мне заговорила практичная хозяйка, но отвертеться мне не удалось и я, с опаской, но всё же сделала это! Все были довольны и сказали мне, что я теперь «своя в доску».
      Если в Италии предпочитают вина крепким напиткам, то в Югославии наоборот, - крепкий напиток «Шлибовица», является предпочтительнее вина. Мы же с Отилией пили вино, а я ещё и разбавляла его так, как пьют в Румынии, минеральной водой. Всем нам было весело, мы смеялись и пели песни. Стесняться мне уже было некого, так как в кабачке осталась только наша компания.      
      Расхрабрившись, я подошла к цыганам и попросила их сыграть «Очи чёрные». К моему великому удивлению эта мелодия им была неизвестна. Они попросили меня напеть её, что я и сделала. Мелодия им понравилась тоже, и они играли её с большим воодушевлением, с таким же воодушевлением танцевала и я. Ребята подпевали и хлопали в ладоши. Всем было очень весело, а я чувствовала себя где-то на природе в таборе.
      Однако время неумолимо бежало вперёд, и Отилия обратила моё внимание на то, что пора бы уже возвращаться домой. Битые стаканы валялись на полу, и я спросила Отилию, если нас за это не накажут материально. Отилия ответила, что эта страринная и странная традиция никого не обижает. Напротив, это выгодно всем и рестораторам, и производителям. За битые стаканы всегда платят клиенты деньгами, превышающими реальную покупную стоимость, а производителям это только «на руку», поскольку спрос на этот товар всегда растёт. Расплатившись, мы покинули эту одиноко стоящую таверну, и пошли к машине.

      Я не особенно наблюдала за нашей компанией во время «пиршества», поэтому не заметила, кто, сколько пил и в каком состоянии они находились. Лишь подойдя к машине, я увидела, что все, кроме Отилии и меня были более чем «навеселе». На мой обеспокоенный вопрос, «а как же мы поедем?», водитель автомобиля ответил, смеясь:
- « А ты у нас зачем? Вот ты и поведёшь, а я буду тебе помогать!».
Пару раз я действительно садилась за руль автомобиля, когда меня с детьми брал с собой наш друг в воскресные дни, но водить машину я так и не научилась. Сначала я подумала, что он шутит, но он вполне серьёзно предложил мне сесть рядом с ним. Парень сказал мне, что поставит рукоятку скорости на самую малую скорость, а мне просто нужно держать руль прямо посреди дороги.      
      На моё, а скорее на наше, счастье на дороге, по которой мы ехали, не было ни единого вида транспорта, ни в сторону границы, ни от неё. Три часа ночи, тишина и я за рулём автомобиля. Я вцепилась обеими руками в руль и старалась ехать всё же по правой стороне, на всякий случай. Иногда меня слегка заносило вправо, близко к краю дороги, тогда полусонный, но явно осознанно наш водитель, держа ногу на педали газа, незлобиво поправлял меня:
- «Каролин, ну куда ты едешь? Ты что, впервые за рулём?».
Мне было и смешно, и немного страшно.
      Ехали очень медленно, наверное, 10-15 километров в час. Минут через двадцать у меня появилась уверенность в себе, и я держала крепко руль лишь одной рукой. На заднем сиденье машины брат Отилии и его друг мирно спали на обоих плечах Отилии. Городок Бегеиць находился примерно в пятнадцати-двадцати минутах езды от таверны, при нормальной скорости. Домой же мы добирались чуть больше часа, но доехали благополучно. Наконец-то наш водитель почти пришёл в себя, и мы с Отилией, выскользнув из машины у нашего дома, и тихонько пробравшись в свою комнату, быстренько «нырнули» в кровати. К счастью нас никто не ждал.
      Проснулись мы поздно, сами, никто нас не будил. В посёлке ложатся рано спать и рано встают. Нушка, мать Отилии, сказала, что заглянула к нам утром в комнату, но мы так сладко спали, что она не решилась нас будить, вот мы и проспали почти до одиннадцати часов утра.

      Сегодняшний наш день был расписан по минутам, поэтому, быстро позавтракав, мы отправились на автовокзал, и поехали в Нови Сад знакомиться с другом Отилии.
      В Нови Сад мы провели почти весь день. Друг Отилии оказался очень приятным юношей, говорящем на румынском и сербском языках. Отилия, кстати, тоже прекрасно изъяснялась на сербском языке. К вечеру мы вернулись домой в Бегеиць, а за ужином я попыталась исподволь завести беседу с родителями Отилии о разно кровных браках.
      Я рассказала о себе, о своём муже и не преминула заметить, что дети от таких браков получаются и красивые, и умные. Родители Отилии слушали меня внимательно-настороженно, но я не стала делать явных параллелей между мной и Отилией, чтобы не напугать их, будто я имею «негативное», по их мнению, влияние на Отилию.
      Уже позже, через несколько дней, перед самым отъездом в Румынию, я сказала Нушке, что познакомилась с другом Отилии и оказывается он тоже румын по отцовской линии на протяжении трёх поколений. На этот раз Нушка отнеслась более благосклонно к моему мнению. Чтобы закончить историю с Отилией, могу добавить, что она всё же вышла замуж за этого парня и родила ему девочку и мальчика, чудесных малышей. Надеюсь, в этом я сыграла не последнюю роль, так как родители Отилии благословили этот брак.      
      Но это случилось через несколько лет, а пока мы с Отилией радовались нашему короткому отпуску, наслаждаясь тёплыми осенними днями.

      За день до отъезда в Румынию мы с Отилией поехали в Белград познакомиться с её кузеном и погулять по городу. Кузен учился на последнем курсе какого-то института и был очень собранный и неразговорчивый тип. Он пригласил нас в кино.      
      Времени до отъезда из Белграда было ещё достаточно, девать его было некуда и мы согласились на это мероприятие. По сравнению с Румынией, как я уже говорила, Югославия была более открытым обществом. Здесь можно было увидеть, или услышать куда более откровенные суждения или действия, чем те, к которым я привыкла у себя на родине, или же в Румынии. Однако такого откровения я не видела даже в Италии. А может быть просто не «посчастливилось».
      Фильм, на который нас пригласил кузен Отилии, назывался «Эммануэла». Это уж в нынешнее время никого не удивишь эротическими фильмами. Но тогда? По крайней мере, для меня этот фильм был полным и откровенным сюрпризом.
      Неприятно было и то, что вначале сеанса я не обратила внимания на состав публики в зале, но по гоготу и громким комментариям к фильму я поняла, что в зале большинство из мужской публики.
      Хорошо, что мы сидели в последнем ряду, потому что, когда по окончании сеанса зажёгся свет в кинозале, я увидела, что зал битком набит солдатами, а из «женского населения», только я и Отилия. Она схватила меня за руку и потянула к выходу на улицу, обеспокоено приговаривая: «Быстрее, быстрее! Бежим отсюда!».   
      Хорошо, что дверь из кинозала открывалась прямо во двор кинотеатра. Мы выбежали на тротуар и потому, как Отилия что-то выговаривала своему кузену по-сербски, я поняла, что этот фильм и для неё был полной неожиданностью. Потом мы уже дома долго смеялись над своими после киношными страхами. Вот и закончился мой недельный отпуск, пора домой.
      На второй день утром Отилия и те же парни, с которыми мы ездили к цыганам, отвезли меня прямо на Румынскую территорию до Тимишоары. В Тимишоаре у Отилии тоже живут родственники. Мы распрощались, но прежде, чем отпустить меня, Отилия взяла с меня слово, что на следующий год я поеду с ней на Адриатическое побережье Югославии. Она сказала, что приглашает меня туда, и мне это почти ничего стоить не будет, поскольку основные расходы на поездку она берёт на себя, другими словами эта поездка подарок мне от неё. Мы расстались, надеясь на скорую встречу.

(продолжение следует)  Югославия 3.  Адриатика!
http://www.proza.ru/2011/03/27/1318
 


Рецензии
http://www.proza.ru/2015/03/25/660
вот бы ПЕШКОМ пройти через Границу-БИБЛИЮ...!!!

Виктор Хажилов   27.06.2016 10:06     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.