Гильотинированные цветы
Ф. Ницше. О великих событиях.
«Жизнь --- это кладезь радости; но там, где пьёт также чернь, там все колодцы отравлены… Священную воду чернь отравила своей жадностью, а когда она назвала наслаждением грязные мечты, то она отравила также и слова.»
Ф. Ницше. О черни.
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
На дворе царил погожий, насыщенный яркими красно -жёлтыми оттенками, сентябрьский день. Эти причудливые оттенки, одухотворённые мягким солнечным светом, переливались феерическими бликами в чистых каплях испаряющейся первой измороси. Подобная красота не могла бы оставить безразличным к этому чуду природы чувствительное сердце мало - мальски сентиментального человека. Дней, подобных этому, выпадает в году не столь уж много, потому они ценятся не меньше, чем те, которые составляют разгар курортного сезона в какой - нибудь Ницце или Овернье. Эти тихие красивые дни мягко и живописно отделяют летнюю беззаботность от осенней прохлады, и при этом благородно и утончённо соединяют пору созревания от поры увядания. В былые времена сия чудная пора служила превосходным трамплином для вознесения в головокружительные сферы горячих чувств светских любовников. В этой фазе эмоции, изрядно распаренные и приуспокоенные летним зноем, отмечали свой новый расцвет, как это случается с розовым бутоном: даже если любовному порыву суждено к зиме занять в сознании людей унизительное место рядового приключения, в осеннюю пору оно обретало своеобразную неповторимую, а потому и незабываемую прелесть. Как рядовой розовый бутон, произрастающий среди тысяч себе подобных, в пору массового цветения оказывается совершенно незаметным среди пёстрого моря колышущихся благоухающих цветов, так и человеческие чувства, какими бы они ни были бурными, не заставляют нас проявлять особой восторженности в отношении каждой отдельной пары, --- ибо в благоприятное время года, когда даже правилами приличия негласно поощряется игра в любовь, подобных пар можно увидеть сотни. Однако же к осени всякий «благовоспитанный» индивидуум более или менее достойно доводит свой роман к стадии завершения, после чего чувства занимают своё довольно скромное место наряду с красивыми словами, не столь давно выброшенными попусту сластолюбивыми устами,--- в бездонных чёрных пучинах древней Леты, -- этой бесконечной реки забвения, -- волны которой безжалостно поглощают всякие человеческие начинания и в которые, как ни странно, всякий человек подсознательно стремится окунуться с головой. Потому никого не удивляет вид кареты, в которой ранней осенней порой отправляются в Париж ОН и ОНА, как не удивляет, впрочем, и бросающееся в глаза расстояние, разделяющее обоих пассажиров. Не столь давно, всего два -три месяца назад они катили на юг и лица их выражали совсем противоположные эмоции: радость, тайну интимной близости, предвкушение счастливых дней и ночей, а не грусть, тоску, разбитость, холод, сквозящие из взглядов и жестов вчерашних любовников, словно из деревенских погребов. Ничего хорошего, как, впрочем, и ничего удивительного. Пристальный взгляд наблюдателя, привыкшего к виду карет с такими лицами, невольно остановится на той, из которой выглядывают лица с глазами томными и счастливыми. Они столь же необыкновенны, как необычен вид цветущей розы на фоне давно иссохших жалких остатков былого благоухающего моря; даже грязная крестьянка со всем её примитивизмом, обратив внимание на такой цветок, невольно приостановится --- всего лишь на миг, но и сего окажется достаточно для смутных воспоминаний, для грустной, едва уловимой скупой улыбки, --- так же и путник, заметив счастливые лица молодых людей, глаза которых, вопреки неписанным законам «светского приличия», всё ещё излучают любовь и страсть, невольно залюбуется ими, вспомнит кое - что из собственного опыта, улыбнётся и, глубоко в сердце желая парочке счастья, с умилением проводит карету взглядом, наполненным добротой.
Прекрасная пора, на протяжении тысячелетий вдохновлявшая человечество на эмоции, чувства, поступки и мысли, находящиеся на ступень выше обывательских инстинктов, благодаря чему над бесконечной серой массой стада желудков во все времена рождались разноцветные радуги одухотворённости, желаний, высших побуждений, интеллекта, мудрости и любви, --- пора сия в 1794 году не пестрела каретами, парами, красотой, --- словом, ничем из всего того, что способно вдохновить поэта к возвышенной рифме, а певца --- на красивую песню. Казалось бы, осень как осень, ничем не отличающаяся от тысяч осеней, прошедших с момента сотворения мира, с её традиционной утренней изморосью, лениво опадающей листвой, едва уловимым для человеческого уха шелестом ежовых лапок, впечатляющими пейзажами, открывающимися в поразительном величии из окон тех шедевров архитектуры, которые возводились давно позабытыми мастерами не так давно упокоенного средневековья как родовые имения или летние дворцы аристократии, служившей оплотом державы. Только сейчас дворцы и замки выглядели осиротевшими, заброшенными, а пейзажи, несмотря на пестроту оттенков, игру солнечных лучиков в бесчисленных каплях росы --- унылыми. Шедевры, некогда блиставшие красочностью, аккуратностью, утопавшие в ухоженных садах и клумбах, ныне выглядели отталкивающе и даже, с вашего позволения, устрашающе: клумбы превратились в заросли буйных сорняков, стены представляли собой нечто схожее со старой, морщинистой стриптизёршей из захудалого трактира, сады и оранжереи, некогда взлелеянные заботливыми жёнами владельцев, были если не изрублены некими вандалами, то совершенно разрушены.
Иногда на фоне всеобщего запустения случалось видеть и кареты, но глаза их пассажиров светились теперь неутолимой злобой, жестокостью, похотью. Вместо влюблённых парочек на ободранных сидениях покоились прикрытые лохмотьями зады солдат национальной гвардии, проституток нижайшего пошиба и голодных детей --- тоже выходцев из социальных низов. Кареты молниеносно проносились мимо заброшенных аристократических гнёзд, а пассажиры, вопя во всю глотку пьяные пошлые песни, сверлили окрестности пронзительными взглядами, свидетельствовавшими о непримиримости пролетарского патриотизма, а также о том, что получив власть, изгнав либо уничтожив монархистов, новые владельцы всё ещё не были способны стать заботливыми хозяевами конфискованных у аристократов строений, садов, клумб и страны в целом. Призраки равенства, братства, свободы, справедливости и прочих утопических идеалов бродили по многострадальной земле франков, оставляя на её поверхности вовсе не призрачные кровавые отметины. От этих отметин не представлялось возможным ни спрятаться, ни отвести взор; поэтому вся красота и очарование природы меркли в глазах человека, сидящего на вершине утёса. Его глаза источали неутолимую грусть, они были устремлены в какую - то невидимую точку, находящуюся за пределами необозримой дали. Он пребывал в неизменном положении, вероятно, достаточно долго, о чём можно было судить по реплике одного из трёх дозорных -- солдат гвардии, совершающих очередной обход окрестностей:
--- Глядите: статуя!
Его спутники, подчиняясь всевластному любопытству, обратили взоры в указанном направлении. От «статуи» их отделяло весьма изрядное расстояние --- около тысячи футов, однако благодаря превосходной погоде и освещённости утёса нужно было быть совершенно слепым, чтобы не заметить сидящего человека и не определить, что человек этот --- мужчина.
--- И правда! --- со смехом, не лишённом некоторой примеси ехидства и удивления, воскликнули дозорные и переглянулись.
--- Кто это может быть?--- спросил старший из патриотов, всматриваясь прищуренными глазами в силуэт незнакомца.
--- Наверное, кто - то из пастухов, -- предположил другой, ровесник старшего, прикладывая правую руку ко лбу вроде козырька, словно в попытке опознать земляка, пребывающего в непривычной для зрителя позе отрешённой задумчивости.
продолжение здесь: http://planeta-knig.ru/shop/1248/desc/gilotinirovannye-cvety
Свидетельство о публикации №211032701568
С Уважением
Галина Емельянова 06.08.2011 07:25 Заявить о нарушении
Геннадий Демарёв 06.08.2011 14:13 Заявить о нарушении