Божья Милость

       Летний день, предзакатное время… Это было в 1977 году…
Пассажирская судьба набитого людьми автобуса прижала меня к заднему стеклу и я смотрел  на выбегающую из-под колес дорогу весь час от одной конечной до другой.
       И чем бы запомнился этот час, если бы не плыла по небу за мной , неубывающая мощная ультрамариновая туча, а на ее фоне двойная, яркая, насыщенная цветом, полная,  во все небо, без изъянов по форме, и…   вызывающая восторг -  красивейшая радуга. Я смотрел и смотрел на эту красоту…
       Из-за вполне сформировавшейся во мне привычки размышлять над сущностью обозначаемого тем или иным словом явления, я стал искать смысл слова « радуга».
       Первое , что пришло в голову – это несложное этимологическое рассуждение: «радуга» - «дуга РА», то есть «дуга солнечного Бога «РА». Вообще-то нормальное рассуждение для нормального дилетанта. Тем более, что совсем незадолго до этого я прочел удивительную книгу О. Сулейменова «Аз и Я», а  исследования этого двуязычного ( казахского и русского) поэта и писателя, подтолкнули меня обратиться за помощью к другим источникам информации.
       Оказывается русское ( ну, совсем же русское!) слово «радуга» восходит к санскритскому «радхас» или «радха», что в переводе означает «радость, милость, благословение».  А через некоторое время еще вспомнилось, что личное имя «Радха» носила возлюбленная индусского Солнечного Бога  Кришны, его женская ипостась.
      Вот так !  Радуга сопровождает и рождает движение мысли к солнечному источнику. И для меня всё  стало намного красивее и глубже по смыслу, по фактическому смыслу взаимоотношений Солнца и Земли, и по - новому зазвучали солнечные мифы.
     По- видимому, не случайно многие ученые считают мифы эмоциональной формой записи ( фиксирования в памяти человечества) реальных знаний об устройстве мироздания.
    Слог «Ра» в русском языке действительно распространен не менее, чем в других языках. Вообще-то  слог «Ра» распространен по всему земному шару, и по примеру самого Солнца пересекает условность границ языковых семей, их ветвей и самих языков. И везде он близок к  явлениям  Солнца  в самых разных аспектах, будь то в цвете, или в мифологической символике, или в религиозной терминологии  вне зависимости от принадлежности к
«мировым» религиям или к   «язычеству».
     От этого внутреннего, личного микрооткрытия я пришел в такой же восторг, как  и тогда, созерцая саму радугу  над рекой и дорогой вдоль нее.

Передо мной вдруг приоткрылся солнечный аспект русского языка! Оказывается , река  Волга в древние времена называлась  «Ра»!
       А Реки в мифах и сказаниях – это такие  Богини, супруги Богов, которые  воплощали в себе  РЕЧЬ или несли ответственность за нее для человека…
О. как важна Речь для человека! Именно речь и отличает человека от других земных существ…  И чудится, что улыбается гений Пушкина : « А как речь-то говорит, словно реченька журчит…»
      Написанное в те дни стихотворение «РА» - это сконцентрированная эмоциональная догадка, в истинности которой, как и в том, что мифы – это эмоциональные символы древнего Знания, меня уже невозможно разубедить…

Радугу можешь увидеть ты завтра,
Может быть, видел сегодня, вчера…
В слове сияет как истинный Автор –
Солнце – могучим созвучием « РА»!

Радость  и Равенство, Правда и Братство,
Разум, Страдание и Красота –
Русского слова несметны богатства,
Есть глубина, но ведь есть Высота!

Солнцем посеяно слово Россия,
Здесь не угаснет вовеки  ИскРА,
Солнце дает нам и Веру и Силу,
«Ве-ра» прочтите как Ведати – РА…

Искры огня  Раз - рас –таются в пламя,
В пламя победы. Победы Добра…
Радость великая, вечная с нами,
Радостью, радостью внемлите «РА»!

    Магнит впечатлений о Прекрасной Радуге отзывался во мне все последующие годы сутью своего санскритского эквивалента, который означает «Божья милость»…
     Наше обычное воспитание зиждется на различных «авторитетах», которые так или иначе обозначались всеми, кто нас «воспитывал»: родителями, учителями в школе,  улицей, преподавателями  институтов, или он ( авторитет) рос под обаянием какого-нибудь книжного героя, или…   много разных «или» встречается человеку в продолжение жизни… Но всегда за свой выбор ответственны только  мы сами…
     Но чрезвычайно редко ( а то и никогда, ни разу за всю жизнь ) человек самостоятельно приходит к какому-то значимому для него выводу, своеобразному личному  «микрооткрытию». И пусть потом человек соприкоснется с похожим, или даже идентичным взглядом на то или иное явление, но это его первоначальное , своё видение ( или ведение), приобретенное не опосредованно через третьи руки, а добытое непосредственно, прямо из Океана Знания, навсегда останется тем глубоко личным ( только ему принадлежащим) знанием, потому что человек в этом случае имеет возможность это знание применять,  и оно Никем и Никогда уже не будет у него отобрано. Оно имеет такое качество, о котором говорится, что «Это» невозможно описать обычными словами, но и скрыть печать  «ведения»  также невозможно, так как  его  некий особый «отсвет» остается в человеке навсегда.
        Я завел особую записную книжку, в которой собирал слова со слогом «Ра»… А что же означает сам слог «Ра», если прочесть его по названиям букв, ведь буквы в древнерусской азбуке имели названия…
      Если прочесть названия букв церковно-славянской азбуки как самостоятельные понятия, то для  «Ра»  это будет «рьци аз», «Рцы Аз», то есть «речь Аза», или «говорю Я», или «речь Моя», потому что «Азом» себя мог называть только Бог, самосущий в своем «Я», беспредельном, всеобъемлющем и всепроникающем. Поэтому «Аз» - это «Я», но «Я» самого БОГА.
     «Аз» - первая буква в алфавитах ( азбуках) многих языков, особенно для индоевропейской семьи языков, и это совсем, по-видимому, не случайно…
      А если прочесть по названиям букв целое слово…Например, «РАЗУМ».
      «Рцы АЗ Ук Мыслите».
      «Изрекаю Я доктрину о Мысли».
        Вряд ли это случайно. Вот и немецкое слово «РАУМ», так похожее по звучанию на наш РАЗУМ, означает  « Пространство».
        Пространство и Мысль! В книгах «Живой этики» сказано что Мысль –это новорожденное существо Вселенной.
       Уверен, что создатели славянской азбуки Святые Братья Кирилл и Мефодий и это знали тоже.
      «От «А» до «Я»,-  мы говорим, когда хотим  обозначить действие «от начала до конца».

      А чем примечательна буква алфавита «Я», которая не имеет названия, как   большинство других букв славянской азбуки…
      Буква «Я», которая стоит последней в русской азбуке – это буква, обозначающая звук, составленный из двух звуков – «Й» и «А», то есть
« ЙА». Как сказано в словаре   современного русского языка – «Я» « является неточным обиходным названием звука «А» с предшествующей мягкостью согласного или йотацией». А если прочесть уже эти два звука «ЙА» как названия букв в древнерусском алфавите, то получится,  что «Я» или «ЙА» - будут  «иже Аз», а если перевести на современный русский – «который Аз».
     Буква «Я», то есть «который  Я», если говорит Бог о человеке, как бы напоминает по своему названию  в алфавите, что от «Я» человеческого до «Я» Бога  нужно подниматься от конца к началу алфавита, то есть к «А», или от «Я» до «А», или наоборот – спуститься от Божественного «А» до «Я», то есть от Бога до человека.
     Да и  Согласно Библии человек  создан по Образу и Подобию Божьему.
     Вот и последняя буква в алфавите , согласно словарям, «личное местоимение первого  лица, единственного числа, употребляемое для обозначения сознаваемой человеком ( и Богом тоже   ) собственной сущности, а также для обозначения говорящим самого себя».
     Вспомним:  «Аз есмь»…
     Случайно ли эти две буквы ( «А» и «Я») с фактически с одинаковыми смыслами «для обозначения сознающих себя сущностей», но отстоящих друг от друга как отстоит Творец от своего Творения, расположены авторами русского  алфавита в начале его и в конце…  Думается, что Кирилл и Мефодий, создатели славянской азбуки, в своей жизни вообще мало что делали случайно. И сами названия букв, и их особый порядок расположения по этим названиям от начала до конца, то есть от «А» до «Я», не только не случаен, но и содержит в себе  особый смысл, на что  давно обращали внимание многие.
     Я не собираюсь вступать в полемику с кем бы то ни было по этому поводу, но практически в жизни мне не пришлось встретиться с человеком, который бы в наше время рассказал русскую Азбуку так , как ее рассказывали самые обыкновенные школьники , «Филиппки», еще на рубеже Х1Х - ХХ веков, а ведь это было так недавно по историческим меркам : « Аз, буки, веде, глагол, добро, есть» ….   И так далее.    Проделать это для современного, даже весьма грамотного русскоязычного человека, вот так , сходу , оказывается совсем непросто.
     Но то, что эти слова-названия складываются в удивительный текст, похожий на текст молитвы, оказывается, даже заметить трудно или даже совсем невозможно для человека, воспитанного на «абвгдейке», на «ёклмн» и на «ёпрст»…
    А ведь произнесение этого глубочайшего по смыслу, по форме  и по сути молитвенного текста, должно  каждый раз  становиться своеобразным воздвижением «нерукотворного  памятника» и русскому языку, и святому
Кириллу ( Константину Философу),  и его святому брату Мефодию, и всему Мирозданию…
   « АЗ БУКИ ВЕДЕ!    ГЛАГОЛ  ДОБРО ЕСТЬ !  ЖИВЁТЕ ЗЕЛО ЗЕМЛЯ, ИЖЕ КАКО ЛЮДИ МЫСЛИТЕ!    НАШ ОН ПОКОЙ ! РЦЫ СЛОВО ТВЕРДО : УК, ФЕРТ – ХЕРУВИМ, ЦИ ЧЕРВЬ!»
    Перевод на современный русский язык практически подстрочник : «Аз пребываю в Знании! Глагол Добро есть! Живете очень земным ( по-земному), которые как люди мыслите. Наш ОН Покой! Говорю ( изрекаю) твердое слово: Наука тебе ( Учу тебя), пустой человек, к херувимам ( идешь) или к червям( или в ад) ! »
     Действительно , надо быть святым, чтобы  изначально, то есть «искони», сразу от Азбуки, позвать славянского человека к Знанию  так кратко  ( не для молитвы многословие) и удивительно точно связать Бытие Бога и Знание.
     «Аз буки веде!...» -   « Я (Бог) пребываю ( бытую, нахожусь, существую) в Знании ( Ведении)». Они указали, устранив понятие личного Божества, Его местопребывание.
      Как тут не вспомнить   притчи разных религий о том как Учителя посвящают учеников в суть вопроса о местопребывании Бога. «Царство Божие вне нас и внутри нас», - указывает Библия .  А в древнеиндийском грандиозном эпосе «Махабхарата», в философском  тексте Бхагавадгиты содержится целая глава под названием « Йога созерцания вселенской формы».
      И не случайно в наименованиях букв в славянской азбуке  есть два слова, обозначающие собственно «СЛОВО». «Слово» , произносимое обыденно людьми, и «Слово Предвечное», то есть «Логос» древних греков, который на русском  языке звучит как  «Глагол».
      О, как близко к Божественному бытию стоит «Глагол»!  Но так и должно быть! Потому что «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Евангелие от Иоанна 1-1). Иоанн говорит в этом тексте именно о «Логосе», то есть о Слове Творящем, из которого и которым были созданы все миры, в котором была «жизнь и свет человеков», и воплощением которого стал Христос , « И Слово стало плотию…» ( Иоанн, 1-14).
     «Глагол добро есть», «Слово Предвечное добро есть»,  «Христос добро есть»! И нет доказательств обратного…
      Но! Те, « которые мыслят как люди, живут очень по- земному
( земным)». Такая констатация  состояния дум и настроений человека, в его страстной привязанности не к небесному, а к земному, не нова со времен Древней Индии и  Древнего Египта, от учений Будды и Христа. Эта оценка всегда оставалась своевременной, современной и необходимой составляющей любого высоконравственного Учения  в течение веков, если не тысячелетий.  И наше время тому не исключение.
     «Наш ОН Покой» указывает на основу равновесия… «Наш ОН Покой»…
      В этом троесловии Святые Братья указали не только цель, но и вектор устремлений человека, противоположного по духу  человеку, погрязшему в
земном неведении.
    То есть вектор устремлений человека, направленный к Нему, к Богу. Этот особый вид равновесия, или  Покоя , есть не равновесие упавшего в яму камня, но маятника, прикрепленного к  Тверди Небесной.
       Маятник крепится к прочному, неколебимому, расположенному вверху, и Это  Прочное и Верхнее, какие бы колебания ни совершал маятник , останется тем Покоем, к которому устремляется маятник человеческих устремлений для обретения Покоя  или Равновесия…
       «Говорю ( изрекаю) твердое слово».
         Вот  где, на каком месте  в Азбуке , в отличие от «Глагола-Логоса» и от Него и Его бытия  находится обыкновенное «слово».  Но Святые братья, даже обыкновенное слово, произносимое ради истины, наделяют свойствами, которые обозначены ими наименованием буквы «Т» - «твердо». «Твердо» во времена Кирилла и Мефодия означало Небесную твердь. Но это не в том смысле, который придают словосочетанию «небесная твердь» высокомерные современные люди в большинстве своем. Ведь они приписывают свое  невежество, конечно, древним людям, якобы имевшим всего лишь примитивными представлениями об устройстве Вселенной : « звезды прикреплены к хрустальному ( или алмазному) небосводу, который куполом накрывает плоскую землю», « ну, а на купол прикреплены  светляки-звезды».
      Но для Святых братьев , Твердь небесная – это  твердость, незыблемость законов Мироздания, по которым должен жить и человек на земле : «Как наверху, так и внизу!». Это знали все философские и религиозные  системы с самого  начала  обозримой   древности . Законы едины как для Макрокосмоса, так и для микрокосма – человека. Об этом не мог не знать и Константин-философ. Он был человеком глубочайших  и обширных знаний по меркам не только тысячелетней давности.
       «Ук, ферт -  Херувим , ци  червь!» -  заключительная фраза молитвенной азбуки Святых братьев.
        «Ук»  на церковно-славянском означало  «доктрина», то есть Наука, Учение.
       Помню, как моя бабушка,  на неудовлетворительные у кого-нибудь отметки в школе, говорила: « ох, неук!»  То есть «неуч».    «УК» через чередование гласных   «к» и «ч» содержится  в таких словах, как  «учитель», «ученик», « учебник», и во многих других словах, связанных с добыванием и передачей Знаний.
       Буква «Ф» имеет в кириллице название «Ферт», что, в свою очередь, означает «беспокойный человек, смутьян, щеголь, самодовольный, развязный человек», то есть обозначает людей, которых совершенно обоснованно иногда называют пустыми или пустышками. Именно  к ним обращено простое и понятное обУчение пустых людей через Твердое слово, через ясные ориентиры, ведущие к высокому Знанию, но одновременно указывающие на результат выбора, свободного выбора «Фертов», оглашенного как азбучная истина Святыми братьями – «Херувим, ци червь».

    Буква «Х» имеет в кириллице название «хер» или «Херувим». Херувим это посланник рая.
    Буква  «Ц» имеет название «ци», что переводится как «ли, разве, или, если, однако, хотя».
    Буква «Ч» означает «червь» и еще «ад». Таким образом последние три слова этого буквенного текста означают : « к посланникам рая или в ад ( к червям)».
     Все последующие буквы, кроме «Я» ,  не имеют обозначения в виде понятия. Да это и не нужно было , по-видимому, Кириллу и Мефодию.  Они уже позвали славян к высокому смыслу своего земного бытия.
     Славянская Азбука ( Алфавит) содержит в себе не одну тайну. Это текст, которым Святые братья Кирилл и Мефодий посвятили весь славянский мир в тайны Мироздания, приоткрыли завесу над гармонией сфер , связали  воедино Букву и Число, Материю и Дух…

Со всех колоколен пасхальные звоны…
И в колокол неба, в раскат громовой
Вливается проповедь вечных законов,
Восторг Воскресения
Каждой весной…

Небесная Твердь, Неземная Твердыня,
Алмазные звезды в оправе Основ!
Пространство Любви, отраженное в Сыне,
Рождает миры
В самом  Сердце Миров…

Рождение мысли и мира сокрыто
В космических вихрях, в пеленах Огня,
И сердце трепещет от Силы Магнита.
И Молния Жизни
Пронзает меня!

Надежда Любви – Воскресенье Христово!
И Вера , и Мудрость грядущего дня…
Я славлю тебя, Воплощенное Слово!
Господь Мой, и Бог Мой!
Спаси Ты меня…

Апрель  2009 г.
( пасхальные дни)


Рецензии
Есть понимание связи букв с музыкой, но уход в оккультизм уводит от истинного понимания АЗБУКИ: хвалебное воспевание Творца.

БУКВИЦА

Я – основа грамоты знания.
Слово – сосложённое добро есть,
вкладывайте душу усердно в него, –
с земной почвой схожим,
и, как люди, осмысляйте.
Наше (букв) он созвучие.
Произноси слово уверено.
Учение
искусное отделяет от искусственного.
Плод обучения – грамотность,
читай, складывай, осмысливай,
чтобы внять её.
Их (всё это, буквы) связав в малом (слове) –
свяжешь и в большем (предложении).
Гусли души прославляющей
рокочут струнами этих Букв.

А-Б-В: Я – Буква Ведания.
Г-Д-Е: Глагол (слог) – Добро Есть.
Ж-S: Оживотворяйте Зело (усердно) (его),
З-И: (как) Земля (земная почва) Который
I: И,
[Г’ервь: Озвучив,]
К-Л-М: Как Люди Осмысляйте.
Н-О-П: Наш (букв) Он (слог) Покой (созвучие, гармония).
Р-С-Т: Рцы (произноси) Слово Твердо (уверенно).
У: Учение
Ф-Х-ОТ-Ц: Искусное Отделяет От Искусственного.
Ч-Ш-Щ: Черва (плод) Изучения – Грамотность,
Ъ-Ы-Ь: Читать (буквы), Складывать (их в слоги), Осмыслять (слова) –
Ять-Ю: Ять (внять, понимать) Её (грамоту).
Я (а йотированное): Их (всё это, буквы)
[е йотированное: его – слог]
[W – омега: ,Объединив Узами,]
Юс малый: Связь (связав) в малом (слоге) –
Юс большой: (свяжешь), (получишь) Связь в большем (слове).
Иотов Юс малый: Понимание Связи малой (в слове) –
Иотов юс большой: (даёт) Понимание Связи большей (в предложении).
Кси-Пси: Гуслями Душа прославляющая
Фита–Ижица: Рождает на свет эти Буквы Грамоты.

Виталий Евграфов   24.01.2016 02:15     Заявить о нарушении