Размышления о дровах

     Нефть, труба, доллар. Газ, труба, евро. Двадцать лет российская экономика и почти все олигархи кормятся за счёт нефти и газа – невозобновляемых природных ресурсов. Которых, по разным оценкам, у нас хватит ещё лет на двадцать – пятьдесят. Начали поговаривать о консервации разведанных запасов для будущих поколений. Давно пора. К примеру, США свои ресурсы расходуют бережно, никуда не экспортируя, а наоборот, максимально получая важнейшие энергетические и химические продукты со всего света.
 
     Эволюция, революция, войны. Ни одному поколению жителей планеты не удаётся спокойно прожить без войн. Захват богатых энергоресурсами территорий. Захват бесценных недр и дешёвой рабочей силы. Собственное экономическое процветание, в том числе за счёт передела мира. Всё это, конечно, большая политика. Давайте-ка опустимся ниже.

     Газ – это благо. Торгуя газом на запад и восток, покупая на вырученную валюту новые трубы, насосы и вентили для расширения экспорта газа, мы превращаемся или уже окончательно превратились в сырьевой придаток стран-импортёров голубого топлива. Мы зависим от них и по промышленной продукции, и по продовольствию. То же касается добычи и экспорта нефти. Газпром и нефтянка – наиболее развитые и самые богатые секторы российской экономики.

     Поговорим о газе как о топливе. Газпром, экспортируя в громадных объёмах природный газ, ещё не обеспечил им полностью россиян. Хотя дополнительно миллионы семей в последние годы получили возможность пользоваться благом газификации. Баллонный газ – тоже газ, но способ его доставки потребителю требует значительных затрат, и благо становится слишком дорогим.

     В северную часть Железнодорожного газовая труба пришла в шестидесятые годы прошлого века. Чем грелись жители, к примеру, Гидрогородка? Все жилые и другие постройки имели собственные твердотопливные котельные. На улице Виноградной сохранились стены такой котельной, обогревавшей два восьмиквартирных дома. Свою котельную имела и обсерватория ГАИШ МГУ – стальная дымовая труба до сих пор служит громоотводом этому ветхому ведомственному жилому дому. В подвале корпуса Б была общая котельная всех трёх жилых корпусов и склад угля. Жители с удовольствием помогали разгружать уголёк, понимая, что без его основательных запасов зимой будет холодно. В ванных комнатах стояли дровяные титаны, на кухнях – дровяные плиты. Одних дымоходов и притоков в стенах корпусов А, Б и В сохранилось великое множество. А подвалы предназначались для хранения жителями дров для своих титанов и плит. Плитами не пользовались, предпочитая керогаз, керосинку и примус, которые можно увидеть сегодня в городском краеведческом музее. Керосин продавался в Кучино, у озерка, сохранившего имя «Керосинка». Там же, в память о былом, есть и хозяйственный магазинчик «Примус». Откуда брали дрова для титанов? Из лесу, вестимо. Какая сосна или ель упала, прочистку в посадках лесничество провело – зимой на санках дрова запасались даром. Заодно сжигалось в титане – большом таком самоваре-буржуйке всё, что становилось ненужным в доме и горело. А в ванной было так тепло!

     Всё это уже история. Хотя природный газ, проходя мимо, так и не дошёл до нескольких домов улицы Молодой Ленинец, куда его до сих пор привозят в тяжёлых баллонах из Ногинска по лесной разбитой дороге. Вопрос газификации ставшей городской улицы решается аж на уровне Аппарата Правительства РФ. Стоимость прокладки общей трубы вдоль улицы – 2 млн рублей. Живущим здесь горожанам и дачникам вскладчину столько собрать не удаётся – нужна небольшая поддержка от государства, области и городского округа.

     А что же с дровами и твердотопливными котельными? Последних в Железнодорожном давным-давно нет. Дрова нужны только нескольким баням да каминам в коттеджах. Для мангалов в моде стали готовые берёзовые угли. Сносятся ветхие деревянные постройки. Спиливаются переросшие и сухие деревья. Разделываются упавшие в непогоду стволы. Жители меняют мебель, выбрасывая старую в мусорные контейнеры. Меняют окна и двери, полы и плинтуса. Служба благоустройства не успевает вывозить на мусорные полигоны сотни кубометров отличного топлива. А, может, и не надо вывозить туда? Дровоотходы, как это называется на языке экологов и экономистов, образуются везде. Эти дрова было бы экономичнее использовать как топливо в центральных городских котельных, которые на перспективу следует оборудовать резервными твердотопливными котлами. Служба благоустройства могла бы взять на себя разделку и доставку дровоотходов в котельные и вывоз, а при правильной постановке дела – реализацию древесной золы – прекрасного минерального удобрения. И это не мечты. Это предложение. Больно видеть, например, как вдоль железной дороги, расширяющей для безопасности скоростных поездов зону отчуждения, валят и сжигают на месте уже не сотни, а тысячи кубометров древесины. Обогревая атмосферу, мы приближаем глобальное потепление климата.

     Потребителей дров с приходом газа становится меньше. Санитарная очистка леса не ведётся – дрова не нужны в газифицированной деревне. Лес валят только в промышленных масштабах, кое-где варварски, без восстановления. Леса центральной части России вообще постепенно вырубаются под новые поселения. Образуется не только деловая древесина, но и много дров. Дров, по большей части не нашедших спроса. А вот в Японии, где умеют считать йены, где мало природных ресурсов, где бережно относятся ко всему, что может быть использовано вторично, даже ставшие ненужными новогодние ёлки собирают отдельно, превращают в топливные брикеты и продают владельцам каминов как прекрасное калорийное и ароматное топливо. Может, у нас слишком мало каминов?

     Подождём лет двадцать – пятьдесят. Газ и нефть закончатся. Но ещё останется под землёю уголёк, в болотах, если весь не выгорит, – торф, а рядом – возобновляемый наш деловой и энергетический ресурс – русский лес. На него вся надежда. Во времена Великой Отечественной дровяные газогенераторы устанавливались на подножках советских грузовиков – и машины шли своим ходом! А про паровозы, пароходы и говорить нечего – что в топку бросишь, на том поедешь или поплывёшь. Не утони только.

     На снимке - фотокопия фрагмента картины О.В. Анастасова "Лес в Бабенках".

     Возвращение к содержанию сборника «Заповедными тропами жизни»: http://www.proza.ru/2018/01/17/2231.

     2008 – 2018


Рецензии