Тайны эфиопского календаря. Гл. 6

Глава шестая

ТАЙНЫ  ЭФИОПСКОГО  КАЛЕНДАРЯ

    Согласитесь, что помолодеть сразу на восемь лет не так уж плохо,  даже если вам идёт только четвёртый десяток...
    - В каком году вы родились? - спросил я как-то знакомого журналиста из местной газеты "Аддис Земен" («Новое время»). В отличие от большинства своих коллег он одевался "старомодно": на нём были белые брюки, похожие на галифе, и белая шамма-накидка из тонкой хлопчатобумажной ткани.
    - В тысяча девятьсот тридцать четвёртом.
    - Значит, мы ровесники. Вы тоже перешагнули возраст Христа…А ваш наряд, кстати заметить, вас очень молодит.
    - Наверное, поэтому я и предпочитаю носить национальный костюм, - улыбнулся он. - А насчёт моего возраста вы ошиблись. Мне ещё только двадцать семь.
    - Странно... Видимо, у вас в «Новом времени» как-то по-новому считают время…
    Однако этот каламбур не прошёл: мой «одногодка» говорил  вполне серьёзно. Ему действительно двадцать семь. А во всей этой  путанице, как выяснилось, «виноватым» оказался… эфиопский календарь, который в настоящее время отстаёт от европейского на 7 лет 8 месяцев и 11 дней. Как же такое случилось?.. 
 
    Не мало светил церкви потрудилось над тем, чтобы исчислить время, прошедшее от "сотворения мира". Но несмотря на то, что в своих "изысканиях" они пользовались одним и тем же источником - Библией, к единому мнению теологи так и не пришли. После них осталось не менее двухсот версий.
    По мнению византийского духовенства, "сотворение мира" относится, если пользоваться современной хронологией, к 5508 году до н.э. Александрийская (коптская)  церковь, которая главенствовала в Эфиопии до I959 года, считает, что Византия, а за ней и вся Европа, видимо, всегда торопилась жить, так как «в действительности» мир был сотворён на восемь лет позже!.. Эта разница осталась и после того, как Эфиопия, вслед за всеми христианскими странами, стала  исчислять время от «рождества Христова». А посему наш 1969 год (с 1-го января по 10-е сентября) является частью 1961-го эфиопского. Но… 11-го сентября, или в первый день месяца мескерем, Эфиопия праздновала начало своего нового, 1962-го года.
    И снова загадка: почему именно 11 сентября? Хронология и на этот счёт даёт исчерпывающее объяснение. Но пока, чтобы "не оторваться от действительности" и не утратить связей с сегодняшним днём, попросим науку о времени чуть-чуть подождать.

    Когда ночь чёрной шаммой окутала  город и бегущие по холмам улицы засветились огнями электрических ламп,  небо Аддис-Абебы озарилось вспышками фейерверка.  Почти до самого утра то там, то здесь они взрывали темноту, вызывая восторг не только у любителей пиротехники... Мохаммед, наш "зэбэння", то есть сторож, при звуке каждого выстрела то причмокивал, то покачивал головой, то поднимал руки вверх, простирая их, видимо, к трону Всевышнего.
    Появился дворник Абабуля со связкой длинных эвкалиптовых веток. Ко всеобщему удовольствию, - поскольку весь наш запас бенгальских огней уже истощился, -  он поджёг свой "веник" и, словно факелом, стал чертить темноту. Влажный воздух тотчас наполнился приятным запахом.
    - В канун Нового года мы жжём «чибо», чтобы праздник был ярче, - объяснил он.
    До самого рассвета не смолкали хлопки петард, лай собак  и однообразное ритмичное пение, доносившееся, пожалуй, из каждого двора. Это было в ночь на 11-е сентября. Двадцатью одним пушечным залпом встретила Аддис-Абеба свой Новый год, ровно в шесть утра (именно в этот час в Эфиопии наступает новый день и новое число в календаре).
    Наверное, город так и не ложился спать: по улицам, ещё не успевшим просохнуть от предрассветного дождя, уже двигались толпы людей, одетых во всё белое. (В Эфиопии любят этот цвет). Звон церковных колоколов звал на торжественную службу.

    У входа в храмы - вереницы легковых машин, велосипедов. Поодаль стоят мулы и лошади. На них прибыли в столицу жители деревенских тукулей. Говорю -  деревенских, потому что  и в самой столице, на окраинах, ещё часто встречаются эти веточные хижины с конусообразной крышей из соломы.
    Особенно многолюдно возле храма святого Рагуэла, что находится в районе «марката». Грязные после дождя подъезды к этой ничем не примечательной церквушки охраняются полицией и солдатами. Здесь, по традиции, со всей своей свитой присутствует сам император.
    Как только закончилась служба, - она проходила во дворе, - кресло императора подняли вверх и под восторженные возгласы толпы, похожие на наше улюлюканье, понесли вокруг храма. Все, кто мог присоединиться к кортежу, поспешили следом. Процессия замыкает круг. Император, попрощавшись с духовенством,  садится в машину и под салют стоящих вдоль церковной ограды солдат выезжает за ворота. Толпа людей в белом, и вместе со всеми - исковерканные проказой нищие, тотчас устремляются в церковь.
     На паперти стоит священник. Тесня друг друга, верующие исступленно лезут поцеловать деревянный крест в его руках. Потом -  самое неожиданное. Под церковными сводами появляется группа священнослужителей.  Один из них - с большим барабаном. Они становятся в круг и под ритмичные глухие удары начинают петь и пританцовывать. И всё это у подножия огромного распятия…
       
    Весь день ликовала Аддис-Абеба. На улицах собирались импровизированные базарчики с обязательными корзинами-клетками  для  птицы   и  с  небольшими отарами  овец.
   Покупатель, выбрав барана, хватает его за передние ноги и тащит  куда-то. Наверное, прямо на шашлык... Здесь же продаются только что содранные шкуры и свежие туши.
    Группы подростков  (у кого-то из них обязательно небольшой тамтам)  ходят от дома к дому, поют у калитки однообразную песню «Абабайе хойи, Мескерем табайе!..» - и ждут, когда добрый хозяин вынесет им гостинец.  «Будьте счастливы, Мескерем пришёл!..»
    
    Говорят, всё на земле боится времени, а время боится... нет, не египетских  пирамид. Я бы сказал - "Священного Нила", на берегах которого были воздвигнуты эти каменные стражи истории. Нил породил не только одну из самых древнейших цивилизаций, но и само... Время.
    Дело в том, что разлив этой реки, с которым совпадал первый восход звезды Сотис (Сириус) и солнцестояние, предвосхищал начало цикла сельскохозяйственных работ египтян. Период от одного разлива Нила до другого стал у них единицей счёта времени. На протяжении тысячелетий египетский год делился на I2 месяцев по З0 дней в каждом. За двенадцатым месяцем следовал ещё один, состоящий из…  5 дней, посвящённых памяти умерших и покаянию в грехах.
    В 25 году н.э. в Александрии календарь древнего Египта был реформирован. Один раз в четыре года к этим 5 добавочным дням, или "тринадцатому месяцу", прибавляли ещё одни сутки. Год начинался 29 августа, или - по Григорианскому стилю – 11 сентября.
    Александрийским календарём пользуются копты-христиане современного Египта. Он является также официальным численником Эфиопской церкви и государства. Вот, кстати, почему Эфиопию часто называют «страной тринадцати месяцев». Последний, тринадцатый  месяц - «пагумен» в високосный год  состоит из 6 дней, поэтому следующий эфиопский  год начинается не 11-го, а 12-го сентября; в том и другом случае это всегда 1-е число месяца по названию мескерем, своего рода эфиопского января. 
    Со стартом мескерема жители Абиссинского нагорья связывают приближающийся конец «больших дождей», питающих воды Нила, и, как в Египте, начало своего сельскохозяйственного года. Разве после этого нельзя сказать, что Нил – прародитель Времени, которое до сих пор таким оригинальным образом связывает современную Эфиопию со «Страной пирамид»?
    Новогодний номер газеты «Эфиопиэн геральд» вышел со своеобразным рисунком на первой полосе: в свете лучей заходящего солнца восседает, как указано в подписи,  святой Марк - лысый, но с длинной бородой, старец. Вокруг его головы, как и положено, - нимб. В правой руке - перо. На коленях раскрыта "боговдохновенная книга". Улыбаясь, он смотрит в "небеса", туда,  откуда пробивается сквозь тучу луч "святого благовествования"...
    Оказывается, новый, I962-й эфиопский год считается Годом св. Марка, в  честь одного из четырёх авторов Евангелий, включённых в свод "священных писаний" христиан - Новый Завет. Прошедший I96I-й был годом св. Матфея. А 196З-й будет назван в честь св. Луки (годы св. Луки всегда високосные). Потом придёт очередь св. Иоанна. А затем - "всё опять повторится сначала".
 
    Эфиопский Новый Год - сложный праздник ещё и потому, что в его конце, в последний день пагумена – 10-го сентября (11-го - в эфиопский високосный год), христиане отмечают день Кыдуса Иоханнеса, то есть Иоанна Крестителя, которому здесь как бы отводится роль местного "Деда-мороза". Что касается Снегурочки, то эфиопский календарь таковую не предусмотрел. Нет у эфиопов и новогодней ёлки. Вместо неё - длиннолистые веточки зембебы, похожие на пальмовые. Их дарят друг другу в Первый Мескерем.
    В свой Новый Год эфиопы говорят "Добро пожаловать, Энкутаташ!" Что же означает это слово?
    Легенда рассказывает, что, когда Царица Савская возвратилась из Иерусалима после своего "государственного" визита к царю Соломону, которого, как свидетельствует Библия, она щедро одарила, подданные страны Шебы встретили царицу подарками и возгласами «Энкутаташ!», что по смыслу – «Да умножатся твои богатства!»
    Основным богатством Царицы Савской стал её сын Менелик, рождённый от царя Соломона и положивший начало ныне здравствующей императорской династии. А приветственным словом «Энкутаташ!» эфиопы с удовольствием обмениваются, особенно на свой Новый Год, когда и нам хочется пожелать: пусть умножаются твои богатства, Эфиопия! – из года в год, «от Кыдуса Иоханнеса до Кыдуса Иоханнеса», как говорят жители этой библейской страны.

(Продолжение – «Мэскаль – праздник Креста и весны». Гл.7)


Рецензии