Святой нос

Первое знакомство с вертолетами и малыми самолетами типа АН-2 начиняется сразу, как только вы попадаете в тайгу, в горы, смовом, в геологоразведочную партию где-нибудь восточнее  Уральских гор.
Аэрогеологический Трест – солидная по тем временам организация предполагала участие авиации. Так, нашей партии, которая работала в высокогорной части Верхоянского хребта, был придан вертолет МИ-1. Маленькая двухместная стрекоза с великолепными летными данными, а может быть и благодаря великолепным вертолетчикам, служила нам транспортом при облете громадных площадей резко расчлененного горного массива.
Полетав по несколько часов на этом аэроплане, натсрлсишись страхов, все отказались от
подвига и звания аэрогеолога. Выбор пал на меня.
Я абсолютно не понимал, как эта штука летает, не понимал, почему вертолет, подлетая к
вертикальной стене горного цирка, не поднимается, как птица вверх, а наклоняет свой нос вниз и летит параллельно скале вверх.
Позднее я узнал, что такое авторотация, сам управлял вертолетом, падал в долину, видел вынужденные посадки и гибель людей.
Но первые полеты на МИ-1 оставили в душе незабываемые воспоминания.
Много лет спустя, да и сейчас, когда я стар и сед, снятся эти полеты над горами и долинами, снежные бараны на хребтах, громадные таймени на перекрестках горных рек, лоси и медведи, которые притаившись, думают, что я их не вижу.
Целый полевой сезон я провел в вертолете вместе с моим большим другом – вертолетчиком Лёхой Горелым.
Наш день начинался с того, что мы садились в вертолет и летели к реке. На косе, под винтами, комаров не было, и мы умывались под выхлопными трубами, приводили себя в порядок, ловили двух тайменей на завтрак своим коллегам и летели на работу. А работа была такая. Я с картой сидел на месте пассажира и, благодаря прекрасной видимости и обзору, наносил места выхода кварцевых жил. Затем, облетев значительную территорию, мы садились на водоразделах, где были самые крупные развалы кварца, я выскакивал и собирал наиболеекрупные и прозрачные кристаллы.
Это стратегическое сырье под названием пьезокварц высоко ценилось. Знаменито оно своими свойствами, которые сводились к следующему: при сжатии по одной оси по другой возникало электричество. Реактивная техника тех времен и многие другие отрасли не могли обойтись без этого сырья. Именно поэтому, вместо пешего хода использовался дорогостоящий вертолет. Результат был моментальным, через год уже приступали к добыче драгоценных кристаллов.
Я располагался на развалах кварца, которые образовывали уступ среди глинистых сланцев, держа на изготовку карабин, но и не забывал в то же время о главной работе. Вертолетчик в это время обнаруживал стадо снежных баранов и гнал их шумом летящего вертолета в мою сторону. Иногда это удавалось, и я стрелял по дичи, которая перебегала с одного склона на другой. Водоразделы были настолько узкими, а склоны крутыми, что можно было с одной точки наблюдать долины и реки по обеим сторонам хребта. А превышения там по 2-2,5 тысячи метров.
Редко мы оставались без добычи, а баран к столу наших товарищей всегда был желанным подарком.
На обратном пути шли низко над речкой и смотрели, где стоят таймени. Садились на косу, бросали блесну, вылавливали великолепную рыбину и летели на базу.
Налетал 120 часов, получил двенадцать дней отгулов и 10% надбавки за взлет-посадки.
Так закончилась моя карьера аэрогеолога.
Был еще один эпизод в моей жизни, когда начальник ЦКГБ по Верхоянскому району вызвал меня и сказал, чтобы задействовал вертолет и вылетел в район Хребта Черского. Задача была обозначена: найти стадо, где самый крупный вожак, встретить «Высокого Гостя» на своей базе, а затем сопроводить его на отстрел этого экземпляра.
Позднее я узнал, что в нашем поселке срочно построили охотничью избушку, украсили ее оленьими шкурами, поставили цветной телевизор, который в принципе не мог работать из-за отсутствия ретранслятора.
Ждали высокого гостя из ЦК, надеялись, что это будет Леонид Ильич – любитель охоты и мой дядя (по преданиям нашего отдела кадров). Сотрудники КГБ знали, что легенда, но не опережали событий и поручили организацию охоты мнимому племяннику.
На базу поступила радиограмма: «Вам делам службы вылетает Пастухов т.ч.к. Находится на месте т.ч.к.» Прилетели два вертолета. Из одного вышли два бравых молодых человека, и один из них каменным голосом произнес: «Киреенко ко мне!» Я подошел. Меня осмотрели, ощупали и под руки отвели в вертолет. Там сидел сам начальник нашего КГБ товарищ Пастухов. Я знал его давно и привык к Дальстроевским шуткам, но каково было моей жене, которая была здесь среди геологов, не зная и не ведая, куда меня увезли органы.
Второй вертолет в это время вертел винтами и взлетел вместе с нами.
Летим к баранам. Высокий гость оказался братом Шахиншаха Ирана и прилетел добыть рога снежного барана. Нужное животное убили, помощники срубили ему рога вместе с лобовой костью и отправились назад.
Брата Иранского Шаха я так и не увидел, хотя и был на охоте вместе с его свитой. Высокий гость улетел, а избушку быстро разобрали и все перевезли в поселок. Так закончилась моя Королевская охота.


Рецензии
Киреенко, как всегда, щедр на свои личные "подвиги". Умиляет описание, как он пилотировал вертолет:
"Позднее я узнал, что такое авторотация, сам управлял вертолетом, падал в долину, видел вынужденные посадки и гибель людей".

и другие "подвиги" храброго автора (как "умывались под выхлопными трубами Ми-1", поднимался на вертолете "вдоль вертикальной стены горного цирка" и прочая...).

Если не заострять внимание на том, что в Ми-1 кроме пилота могло разместиться еще 2 человека (у Киреенко - почему-то только 1), то возникает вопрос: неужели Киреенко приобрел летные навыки, будучи пассажиром Ми-1? Неужели начальник ЦКГБ мог отправить в полет над горами хребта Черского геолога Киреенко, не состоящего в штате эскадрильи, и даже не пилота по профессии, на такое "важное гос. задание"? (когда даже не каждый пилот имеет допуск к полетам в горах). О том, что Киреенко не был пилотом, говорит он сам (о начале полевого сезона):
"Я абсолютно не понимал, как эта штука летает...".

Остается только восхищаться, как он быстро освоил нехитрые премудрости воздухоплавания и достиг таких высот, что даже сам начальник ЦКГБ уже отправляет его на особо ответственные задания.

Кроме того, что-то не видал я в Верхоянских горах ни таких вертикальных стен цирков, о которых пишет автор, ни карьеров по добыче пьезокварца, хотя Киреенко говорит:
"Результат был моментальным, через год уже приступали к добыче драгоценных кристаллов".
Может он уточнит, куда девались эти "места добычи".

Но имею ли я право это спрашивать, если тут разворачивались таке события (цитата):
"начальник ЦКГБ по Верхоянскому району вызвал меня и сказал, чтобы задействовал вертолет и вылетел в район Хребта Черского".

Я впервые слышу, чтобы указание на вылет для Киреенко давал не командир авиаотряда, не руководитель полетов, и даже не диспетчер, а лично начальник ЦКГБ! Может, этот начальник проводил и техобслуживание вертолета, и его заправку? Обычно вопросы полетов решаются с начальником аэропорта, а не с каким-то геологом, по определению летавшим ТОЛЬКО ПАССАЖИРОМ!

Вообще Игорь Киреенко поражает размахом своей бурной деятельности. Он и пилот вертолета, указания которому дает лично начальник ЦКГБ, и капитан дальнего плавания (рассказ "Форма вертухая"), который сам предъявляет, сам судит и сам приводит в исполнение приговоры на всей территории Арктики (!). Он же и охотник, с легкостью валящий лося, и борец с медведем, у которого на каждой лапе почему-то "по четыре когтя", и знаток северной тайги, где у него почему-то растут "дубы", и знаток полярной фауны, где видел множество "черных лебедей" (на самом деле обитающих в Австралии), и знаток географии, у которого море Лаптевых простирается почему-то "от Лены до Колымы".
Но самое главное - он очень именитый геолог: и "начальник партий", и усмиритель "воров в законе", и открыватель "многих месторождений" золота, олова, сурьмы, алмазов (уж всего и не перечислить), а теперь, стало быть, и пьезокварца. Ай-да Киреенко!

Касаемо рассказов Киреенки: как говорил Илья Сохатых в фильме "Угрюм-Река": - Ну и брехун же ты, братец!


Николай Горный   03.06.2013 11:54     Заявить о нарушении