Глава 3. В лесостепь за земляникой

   

  Фото. В этом доме я жил в 1945 - 1950 годах. (Город Орск, посёлок Никель, переулок Заводской.)

   В ЧЕЛЯБИНСКУЮ ЛЕСОСТЕПЬ ЗА ЗЕМЛЯНИКОЙ.
 Живописец и поэт Тарас Шевченко в качестве рядового солдата часть своей ссылки отбывал в Орской крепости. Тоскуя по «ридной  Вкраине» и страдая от засушливого летом и крепко морозного зимой Орского климата, ссыльный художник однажды произнёс горькие слова: «Да разве может здесь расти хоть что – нибудь путное!» Речь шла о цветах, овощах, фруктах.

 В засушливом степном краю, где ещё совсем недавно не было оседлого населения, действительно, ничего этого не было. И не могло быть. Со временем, когда здесь появилось достаточное количество оседлого русского населения, ситуация изменилась.

 Она изменилась ещё сильнее, когда стала возможна организация массового поливного земледелия. И в окрестностях Орска, главным образом в пойме Урала, возникли сады и огороды с различными фруктовыми деревьями, с овощами и цветами на грядках.
 
 Но в середине сороковых годов прошлого века почти никакой ягоды в районе Орска  практически не выращивалось. Мы, дети, собирали иногда в Ущелье черёмуху и шиповник, а всякую другую ягоду нам заменял паслён, росший сорняком на огородах.

 Поэтому в конце лета 1947 – го года, когда Андрей и я узнали, что сравнительно недалеко от Орска в Челябинской области в лесостепи можно легко собрать много дикой степной земляники и, если повезёт, дикой вишни, мы мгновенно загорелись. И уговорили родителей отпустить нас в поход за земляникой.

 Правда, для этого сначала нужно было проехать в сторону Челябинска по железной дороге до станции Троицк около двухсот километров, а затем идти пешком в лесостепь ещё 10 - 15 километров. Родители, на удивленье, согласились. Всегда очень осторожный Всеволод Николаевич даже разрешил 17–ти летнему Андрею взять с собой охотничье двуствольное ружьё.
      
 Мы без проблем добрались до Троицка. Затем с попутчицами, не первый раз ехавшими сюда, вышли на земляничные поляны, окружённые березовыми перелесками. За день вдвоём собрали чуть меньше ведра ароматной земляники. И отправились обратно. Примерно 100 километров проехали на поезде местного сообщения до его конечной станции Карталы.

 До Орска оставалось ещё примерно столько же. Вечерело. Билетов на поезд, который должен был пойти в ближайшее время, в кассе не было. Следующий поезд до Орска, на который можно было взять билеты, должен был пойти только завтра.

 Я предложил попытаться уехать на ближайшем поезде - без билетов. Андрей предложил остаться и взять билеты на следующий день. Консенсус не был найден, каждый остался при своём решении. Не помню почему, ружьё оказалось у меня, а ведро с земляникой - у Андрея.


Рецензии
Владилен,
мне интересно, Вы делали какие-нибудь заметки, или вели дневник? Или это феноменальная память?
Поступить в те годы на физический факультет МГУ - вызывает восхищение.
Вы приводите очень много подробностей, примет времени, и, как человек, порывшийся в архивах, скажу, что Ваши воспоминания - очень ценные свидетельства эпохи, читаются с большим интересом.
С дружеским приветом,
Владимир

Владимир Врубель   17.05.2011 01:13     Заявить о нарушении
Спасибо за очень лестный отзыв. Дневников я в те годы не вёл. А память моя была, как мне кажется, обычной ёмкой памятью очень молодого человека. Когда же я стал писать о сравнительно недавних 90-х годах, насыщенных для меня массой совершенно новых событий, впечатлений и знакомств, оказалось, что память стала уже совсем не той - только контуры и очень мало подробностей. С дружеским приветом Владилен.

Владилен Николаев   17.05.2011 10:08   Заявить о нарушении