Рябушинка, колледж. Деревья умирают стоя

     На левом крутом берегу Пехорки у нового федерального моста через неё, на месте бывшей усадьбы дореволюционного учёного и предпринимателя Д.Рябушинского, спонсировавшего развитие российской авиации, расположился Московский гидрометеорологический техникум – по-новому, как в Англии – колледж. Одна из улиц Северного Кучино сегодня носит имя Рябушинского, да и сам исторический хуторок-усадьбу часто называют по-старому – Рябушинкой.
    
     В колледже – одном из образовательных заведений города, не подвластных муниципальным властям, учатся дети из Железнодорожного, Балашихи и из других мест.

     В начале семидесятых годов прошлого века гидротехникум реконструировался – над первым каменным этажом взамен деревянных конструкций выросли ещё три кирпичных этажа с новыми аудиториями, на крыше установлен радиопрозрачный антенный шар, в полуподвале сохранилась хорошая столовая. Рядом, соединённый тёплым коридором с основным зданием, – большой спортзал. Разрушенная церквушка, приспособленная в послевоенные годы под жильё, была расселена и перестроена под обеспечение учебного процесса. Здесь же – метеоплощадка, через дорогу – комплекс общежитий и стадион. Внизу, у речки был построен тир для стрелковой подготовки будущих обитателей метеостанций Заполярья, Сибири и других уголков шестой части Земли. Все территории обнесены рабицей и железобетонными заборами. Учись, ребятня, набирайся ума-разума, практического опыта и физического здоровья!

     В новых экономических условиях сегодняшней России учебные процессы в техникуме-колледже продолжаются. Правда, поменьше стало иногородних студентов – часть общежитий пришлось превратить в ведомственные гостиницы. От тира остались одни воспоминания – его давно уже разобрали на кирпичи, построив гаражи и хозблоки на огороженной территории. Недавно сгорела церквушка. Заглох, зарос крапивой стадион – изредка летом здесь ещё играют в волейбол местные жители. А в остальном… почти всё хорошо. Если бы не унылый, даже в чём-то зловещий и устрашающий вид ландшафтного усадебного парка с его двумя белокаменными лестницами, спускающимися дугами к фонтану. Эти украшения природного парка сейчас – как в бразильских джунглях заброшенные поселения древних инков – всё заросло бурьяном, засохли все деревья, в низине, на месте бывшего тира – болото, по склону горки – свалка бытового мусора, на верхней территории – кучи учебных отходов, металлолома, обломков мебели. Это страшно, это раздражает и ничему хорошему не учит. Это разлагает студентов. Но это – только с точки зрения видеоэкологии, о которой мало кто что знает.

     Помещения колледжа постоянно используются в выборные кампании. Бывают здесь и будущие депутаты, и представители городских властей и избирательных комиссий. Все всё видят.

     Осенью и в начале зимы здесь побывал заместитель главы городской администрации господин Григорьев Сергей Николаевич. Однако узнав, что колледж – объект федеральный, он только покачал головой – дай Бог разобраться с городским хозяйством, с той же Рябушинкой, её дворами и разбитыми дорогами.

     Погибший парк – не подарок природе. В соседнем Балашихинском лесопарке развешаны пластмассовые ловушки для насекомых – вредителей леса. Изучаются их новые виды, изыскиваются средства борьбы, раньше привлекалась даже авиация для рассеивания соответствующих химикатов. Никак не поймут лесничие, почему так много деревьев засыхает в окрестностях Северного Кучино. На расстояниях до одного километра от колледжа уже не осталось ни одного живого старинного вяза, вдоль Леоновского шоссе засохли остролистые клёны, по обоим берегам пруда погибли рощицы американских клёнов. Сохнут старые дубы, липы и берёзы. Только хвойные деревья ещё как-то держатся – их смолы и фитонциды губительны для гнилостных бактерий и насекомых. Даже соловьи, которых здесь было по весне великое множество, переселились в дальние ольшаники.
 
     Что же такое засохшие деревья? Кладбище сухостоя – настоящий рассадник древесных болезней, питомник для насекомых-вредителей, зимующих в рыхлой, тёплой древесине. Дерево умирает постепенно. Засыхают отдельные ветви и сучья. Трещины в коре заполняют разносимые ветром бактерии, споры древесных грибов-копыт, лжеопят и вполне съедобных летних, осенних и даже красных кленовых опят. Грибы питаются белком древесной целлюлозы, а когда она кончается, кончаются и грибы. Им на смену, а часто и вместе с ними на гибнущем дереве, под корой поселяются многие виды бактерий, жуков-короедов, личинки которых также питаются как ещё живой, так и подсыхающей древесиной, отлично в ней зимуют. Только дятлы и другие птицы могут с последними кое-что сделать, то есть съесть. Опадает кора, отваливаются ветви и сучья – часто на головы прохожих, на транспорт. При хорошем ветре сваливается и само сухое дерево. Его ствол превращается постепенно в труху и в гумус, на котором растут кустарники и травы. Очень старые и очень толстые деревья ещё долго могут стоять с полуобломанными стволами. Вот так и выглядит сегодня ландшафтный усадебный парк при Московском гидрометколледже по улице Гидрогородок в Северном Кучино.

     Некому ухаживать за парком? Отдайте землю городу, уберите с болота бетонный забор – здесь, у купален и водопада можно расширить и оборудовать пляж, построить чайную на хорошей родниковой воде, благоустроить запущенный исторический уголок.

     Вред от засохшего парка очень велик. Зараженные от него и умершие уже в окрестностях деревья всё равно приходится спиливать городской службе, если эти деревья во дворах, у детского лагеря «Родничок» и у городских дорог, или рабочим Балашихинского леспаркхоза, если деревья за городской чертой. Так не проще ли, невзирая на ведомственную федеральную принадлежность территории колледжа, общими силами города, леспаркхоза и самого хозяйствующего субъекта ликвидировать в порядке профилактики весь сухостой, очистив землю от скверны, чем непрерывно бороться с последствиями? И надо-то всего-навсего спилить стоящие стволы, разделать на брёвна всё, что упало и спилено, вывезти или сжечь эту заразу на месте, лучше бы в твердотопливной котельной, да нет её поблизости. Вздохнёт тогда природа. Чище станет воздух. Вернутся соловьи. Спасибо скажут все живущие рядом, приезжающие сюда на отдых, на службу, на работу и учёбу.
 
     Дело – за организацией такого мероприятия, которое должно пройти под руководством городской администрации, с привлечением экологического отдела, общества охраны природы. Исполнителями должны стать ПТП ГХ и Балашихинский леспаркхоз. Наверно, могли бы помочь справиться с этим нелёгким делом и другие организации, расположенные по соседству. Городская администрация смогла бы инициировать и решение земельных вопросов с последующей рекультивацией и благоустройством заброшенной территории. Если нужна помощь губернатора – можно обратиться и в областную администрацию.

     Необходимость решать эти проблемы давно назрела.

     Примечание - Год 2011. За восемь лет положительных изменений на территории МГМК не произошло. В апреле 2008 г. сгорел одноэтажный деревянный домик полярников. Обгорелые брёвна так и лежат неубранными. Само перестроенное здание бывшего усадебного дома обновлено, обшито сайдингом. К 65-летию Великой Победы фасад МГМК украшен соответствующей символикой. Общежитий больше нет - есть две гостиницы, занявшие стадион под свою автостоянку, на которую не пускают клиентов других арендаторов, расположившихся в бывших общежитиях. Например, многочисленные клиенты подвального тира УМЦ "Атом" оставляют свой транспорт на газонах Гидрогородка. После летнего прошлогоднего урагана, зимнего ледяного дождя и снегопадов продолжали и продолжают падать переросшие, засыхающие и погибшие старые деревья, до которых так никому и нет дела. Даже главный лесничий городского округа Железнодорожный - начальник экологического отдела А.Горячев не располагает полномочиями по наведению порядка на ведомственной территории МГМК...
    
     Возвращение к содержанию сборника «Заповедными тропами жизни»: http://www.proza.ru/2018/01/17/2231.

     2003 – 2018


Рецензии