Об актере и режиссере Михаиле Зонненштрале

Каждый человек в своей жизни мог быть знаком с гениальным человеком, осознавая это, или нет.  Как правило, это очень тихие, застенчивые люди, просто нелюдимые. На контакт идут неохотно. Но если самим надо что-то, то будут кругами ходить, пока, наконец, всё-таки не осилят свою природную застенчивость. И вот тут-то ты и должен проявить большое такт, чтобы общаться с ним, не давая понять  ему, что ОН – ДРУГОЙ!!

 Мне повезло, я  знала такого человека. Я догадывалась  - он  не такой, как все!  Это был долговязый молодой человек,  просто большой ребенок.  От него исходила аура тепла и доброты.   Его фамилия в переводе с немецкого обозначает СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ. Он и был таковым   - солнечным  человечком!

Я говорю о Мише Зонненштрале, актере театра сатиры.

Михаил Георгиевич Зонненштраль  родился 5 марта 1956 года в Москве, в семье учёного и конструктора Георгия Александровича Зонненштраля.  Михаил обучался  в МАИ, и пришлось закончить его по настоянию отца Миши, так как театральная группа МАИ навсегда расставила всё на свои места,   он - актер! Он – режиссер!  Здесь он начинает заниматься режиссурой. Окончив МАИ, он вновь поступает в институт, и  это был уже  театральный  институт.  Другой  человек, зная, что не будет инженером, бросил бы давно институт, и поступил  в институт «своего призвания». Но Михаил  не хотел расстраивать отца!  Получив диплом инженера, по специальности не работает,    он поступает в 1984  году в Театральное училище им.  Б.Щукина (мастерская А.Г.Бурова).

В училище был поставлен спектакль  немецкого драматурга Карла Виттлингера «Человек со звезды». Интригующий сюжет пьесы не поддается краткому пересказу. Действие спектакля происходит в клинике для душевнобольных. Сложные  трагические  роли. Это был спектакль психологически сложный, со сложной формой. Со cложными  трагическими ролями. Это был спектакль-открытие.  Открытие нашего Миши.

Михаил и в Театре сатиры, в который он поступил  актером  после окончания училища, также занимался режиссурой, не простой режиссурой. Спектакли-фарсы, человека держит в напряжении сюжеты пьес. Исполнение всегда отменное. Актеры любили работать с режиссером Зонненштралем, любили его,  верили ему. С ним было работать очень интересно.  Думаю, они понимали, что человек он неординарный. Да и сам Михаил, в спектакли  брал  тех актеров, которым доверял, которые могли до конца открыться!

Первый спектакль, поставленный Михаилом  в Театре сатиры в 1988 году, после которого собственно я и обратила на него более пристальное внимание, спектакль,  который вошел в мою судьбу, в мой мозг, и я по сей день вспоминаю это уникальное действо, был спектакль «Контракт» по пьесе Славомира  Мрожека, поставленный  и сыгранный  на Малой сцене театра совместно с Валерием Гаркалиным ,  на тот момент, актером  кукольного театра им. Образцова
 
Постановка стала событием в театральной жизни Москвы, зрители осаждали Малую сатировскую сцену, на которой два артиста играли абсурдистскую пьесу.
Чем же спектакль так запомнился мне? Спустя годы я задаю себе вопрос - в чем же секрет и загадка этого спектакля? И понимаю, всё очень просто – его поставил гениальный человек, но немаловажная деталь, что сам он там и играл!! Он делал то, что хотел делать сам!
Своим гротеском, своею свободой, он выходил за рамки вседозволенности на сцене, он мне напомнил кино, где актеры  подолгу репетируют, чтобы получилась та единственная  сцена, которая и входит в фильм. Здесь же всё сыграно на одном дыхании.  Было такое впечатление, что это не отрепетированное действо, а импровизация, причём не одного человека, а сразу двух. Это был детектив, и было страшно, что вот-вот и произойдёт то самое убийство, на которое был заключен контракт. Ты просто забыла, что это спектакль, и верила всему тому, что там происходило!
 
Забегу вперёд. Когда не станет Миши, спектакль «Контракт»  хотел воссоздать другой режиссер, со своим участием, и с Гаркалиным. Но ничего у них не получилось!! Не так-то это просто играть гротесковые спектакли, поставленные Мишей Зонненштралем  для себя!

Вскоре Михаил Зонннештраль делает спектакль   по пьесе  Артура Копита с длинным названием «Папа, папа, бедный папа, Ты не вылезешь из шкапа, Ты повешен нашей мамой, Между платьем и пижамой».  Валерий Гаркалин конечно же -  участник этого спектакля, а на главную роль Миша пригласил   звезду театра сатиры Ольгу Аросеву.
И этот спектакль был открытие. Гаркалин здесь играл умалешённого, а Ольга Аросева его маман, у которой покойный  муж ее был превращен в мумию и хранился в шкафу. Конечно же,  - спектакль-трагифарс!
 
 И вновь спектакль, и вновь не простой.  По роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»  Михаил Зонненштраль делает   свою версию пьесы, и называет её по названию главы шестой «Шизофрения, как и было сказано».  Что можно сказать, это опять очень сложное произведение  Михаила, к которому неоднозначно отнесется художественное руководство театра, как,  впрочем,  и ко всем работам Зонненштраля.  Скажу от себя, мне очень нравился, как и все Мишины неординарные постановки. Полет Маргариты и бал  - только чего стоят!  Один знакомый, студент юрфака МГУ, узнав, что я работаю в Театре сатиры, восхитился, и сказал, что Москва гудит по поводу  нашей постановки «Мастера и Маргариты».

Кстати, к вопросу о МИСТИКЕ этого прозведения Михаила Булгакова.   Пятерых актеров, главных участников спектакля, уже нет в живых, да и Миша, покинул нас безвременно. Вот и думайте!

И вот последняя постановка в театре.  Ольга Аросева попросила Мишу сделать ей спектакль-бенефис. Он взял пьесу Джона Патрика «Дорогая Памела» и получился спектакль «Как пришить старушку».

И опять, и опять,   всё тот же гротеск, всё тот же страх за героя, и всё также кровь стынет в жилах!

Хочу отдельно сказать, что музыка для всех своих  спектаклей подобрана изумительная, где надо перед сценами-развязки - тревожная, а где и лирическая, любовная!!

Что же это за режиссер такой, который так держит зрителя в напряжении?  Я бы дала ему описание – он ХИЧКОК театра. К сожалению,  это  режиссер, который ОПЕРЕДИЛ СВОЁ ВРЕМЯ. Да и учеников, продолжателей его дела, у него нет!

Бюджетный театр  времен перестройки 1991 годов, со скудным финансированием, и так много сделал для постановок  Михаила Зонннштраля.  И,  думаю,  не без помощи  Ольги  Аросевой, которая сразу обнаружила в Мише талант режиссера  абсурдистского театра, поняла уникальность его личности   и состоялись эти спектакли! Она всесторонне помогала ему в его режиссерской деятельности, особенно в переговорах с руководством театра. А это было необходимо. Так как,  первая профессия  Миши - инженер,  это  помогало ему в работе. Все свои  оформительские металлоконструкции, а именно из них и состояли все его спектакли,  он рассчитывал сам, а  папины знакомые на заводах реализовывали его творческие задумки. Это и утяжеляло оформление.  Поэтому,  Мишины спектакли, были не выездные на гастроли, а для театра – гастроли, очень важно.

Ничего, к сожалению,не сказала об актёрской деятельности Михаила Зонненштраля. Скажу только, что он играл Подсекальникова в спектакле "Самоубийца" Н.Эрдмана, и делал это так лихо, как собственно и умел играть.
 
Можно много писать еще об этой уникальной личности. К сожалению,  он безвременно покинул нас, трагически погиб. Но сейчас в театре еще продолжает Ольга Аросева играть спектакль «Как пришить старушку». Если Вам интересно, приходите в театр! Отдайте дань памяти этому удивительному человеку по имени Михаил Зоннештраль, не понятого руководством театра, но очень любим, теми, кто знал его. А зритель, благодарный зритель, до сих пор помнит его, на спектакль «Как пришить старушку» билетов не достать!

За некоторое время до гибели, Театр имени Моссовета пригласил  Михаила для постановки "Заповедника" по повести Сергея Довлатова. Но  закончить спектакль  Михаил не успел. 7 июля 1997 года  он трагически погиб, сорвавшись с балкона. Похоронен  Миша на Троекуровском кладбище в Москве.
"Заповедник" был закончен Ольгой Анохиной и до сегодняшнего дня  также успешно идёт на сцене  «Под крышей"  театра им. Моссовета.

P.S.   Михаил Зонненштраль первый в России  поставил спектакль по пьесе Артура Копита "Папа, папа, бедный папа..."  и спектакль по пьесе  Славомира Мрожека "Контракт" .  Да и немецкий  драматург Карл Виттлингер,  также мало знаком отечественному  зрителю.   Сейчас  в интернете не нашла произведения этих авторов. А в то время, когда практически еще не было интернета, где он находил такие произведения,  которые хотел донести до зрителя?

  Уникальная   личность! Как жалко, что Михаила сейчас нет с нами!



5 марта  2011 года ему было бы  всего 55 лет.


Рецензии
Очень интересная личность! К сожалению, не смог найти в интернете ничего из его творчества, хоть маленького эпизода:((( Но, смотря на Гаркалина, пытаюсь представить их дуэт... Наверное, это было феерическое зрелище! Жаль, что он так рано ушел.... Спасибо Вам за "наводку"....

Накатимур   23.02.2015 17:48     Заявить о нарушении
Спасибо, Теймураз! Да, Миша Зонненштраль был очень скромен, и совсем не снимался в кино! Только, когда-то в молодости, будучи студентом училища снялся. Не помню, что был за фильм? Просто я его случайно увидела в фильме! Устати, многоие БОЛЬШИЕ актеры не любили сниматься!Например Георгий Павлович Менглет! Да и мой супруг Владимир Носачев, засл.арт.России, ведущий актер театра сатиры, ну не могу я его "вытолкнуть" в кино! Они скромны и не честолюбивы! Сейчас молодежь, лишь бы заработать, готовы на всё. У нас одна актриса просто уволилась, чтобы ТОЛЬКО сниматься в кино! А ведь у неё были роли!. Но зарплата ведь мизерная!! И чтобы содержать семью идут в кино, если, конечно, восстребованы! Как на западе находят АГЕНТА, они то и ищут роли своим подопечным!

Ольга Гелашвили   23.02.2015 18:03   Заявить о нарушении