Гагарин был первым

               Покорители космоса или дорога к звездам: записки журналиста       
Небо всегда манило своей загадочностью, поэтому неудивительно, что люди стали исследовать космическое пространство. О, сколько было вложено в это сил, трудов, материальных средств! Хотелось бы, чтобы с годами у людей не пропадал интерес к познанию истории, чтобы память хранили не только старшие поколения, но и младшие, хотя бы из страниц учебников истории, а эти самые учебники писали бы подостоверней. Итак, начинаем путешествие в наше великое прошлое… Поехали!
Думаю, что знаменитую дату 12 апреля 1961 года знают все. Разве можно позабыть дату Дня первого космического полета человека – Юрия Алексеевича Гагарина? Это начало эпохи непосредственного проникновения человека в космос. В этот знаменательный день с космодрома был запущен «Восток-1» - космический аппарат, впервые в мире доставивший человека на околоземную орбиту. Совершив один виток вокруг Земли за 1 час 48 минут, аппарат приземлился в Саратовской области. Полет советского космонавта стал грандиозным свершением и отправной точкой развития пилотируемой космонавтики. После этого любой мальчишка с детства мечтал побывать в космосе и повторить подвиг, а родители считали за честь называть мальчиков прекрасным именем – Юрий!
Первые годы развития космонавтики характеризовались не сотрудничеством, а острой конкуренцией между государствами (так называемая Космическая гонка). Международное сотрудничество стало интенсивно развиваться только в последние десятилетия, в первую очередь, благодаря совместному строительству Международной космической станции и исследованиям, проводимым на ее борту.
Сегодняшний день характеризуется новыми проектами и планами освоения космического пространства. Активно развивается космический туризм. Пилотируемая космонавтика вновь собирается вернуться на Луну и обратила свой взор к далекому Марсу. Сегодня в мире на космические программы ежегодно тратятся миллиарды долларов.               
В школе будущий космонавт записался во все кружки: собирал самолет с резиновым мотором, снимал себя и друзей на фотоаппарат «Фотокор», варил специальный кристалл для детекторного приемника, играл на трубе, читал стихи, играл главные роли в спектаклях.
Мальчик рос смелым: съездил в Москву на крыше вагона без билета и прыгнул с моста в реку Гжать на спор.  В 13 лет стал крестным отцом своей племянницы Тамары, с тех пор осознанно отвечал за ее жизнь. После 6 класса поехал в город Люберцы, Московскую область, получать профессию в ремесленном училище. И училище, и седьмой класс он закончил на «отлично», а по утрам всегда делал зарядку. А потом был индустриальный техникум на Волге в городе Саратове, где он тоже стал лучшим студентом. Его взяли в школу пилотов при аэроклубе благодаря хорошей физической подготовке, отличному вестибулярному аппарату и «настоящей» улыбке, хотя у него не было высшего образования, десятилетку даже не закончил. После он поехал в Оренбург, в военное авиационное училище, где готовили летчиков-истребителей. Его приняли сразу, ведь к этому времени он выполнил почти 200 полетов на самолете Як-18. Юрий Гагарин – пример для всех мальчишек разных поколений.
О, как он мечтал о космосе! Представьте только, тогда о космосе думали редкие люди, а уж про космические полеты писали только мечтатели.
Была создана комиссия, которой поручили из множества молодых мужчин, желающих стать космонавтами, отобрать самых здоровых, умных, смелых, надежных и честных. Самым пригодным для полета в космос был Юрий Алексеевич Гагарин.
Это была настоящая победа! Только победа не оружия, а человеческого разума. С тех пор его имя, его улыбка известны каждому человеку.
После своего полета, Юрий Гагарин написал: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!».
Из двадцати претендентов отобрали шестерых, Королев очень торопился, так как были данные, что 20 апреля 1961 года своего человека в космос отправят американцы. И поэтому старт планировалось назначить между 11 и 17 апреля 1961 года. Того, кто полетит в космос, определили в последний момент, на заседании ГК, ими стали Гагарин и его дублер Герман Титов. Было подготовлено три сообщения ТАСС о полете Гагарина в космос. Первое — «Успешное», второе на случай, если он упадёт на территории другой страны или в мировом океане — «Обращение к правительствам других стран», с просьбой помощи в поиске, и третье — «Трагическое», если Гагарин не вернется живым.               
Старт корабля «Восток-1» был произведен в 09:07 12 апреля 1961 года по московскому времени с космодрома Байконур. Выполнив один оборот вокруг Земли в 10:55:34 на 108 минуте, корабль завершил плановый полет (на одну секунду раньше, чем было запланировано). Позывной Гагарина был «Кедр». Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалеку от Энгельса в районе села Смеловка. Там такого высокого гостя никто не ждал. В 10:48 радар близлежащего военного аэродрома засек неопознанную цель — это был спускаемый аппарат, — а чуть позже, за 7 км до земли, в соответствии с планом полета, Гагарин катапультировался, и целей на радаре появилось две. До шестого возвращения советского космонавта из полета, космонавт приземлялся на землю не в спускаемом аппарате, а парашютным способом — отстреливался, как парашютист. Космическое агентство США длительное время пыталось занимать позицию, согласно которой полным космическим полетом нужно считать полет, при котором возвращение проходит с аппаратом, но данная позиция была не принята мировым общественным мнением.
Первыми людьми, которые встретили космонавта после полета, оказались жена лесника Анна Акимовна Тахтарова и ее шестилетняя внучка Рита. Вскоре к месту событий прибыли военные из близлежащей части. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».
Тем временем из Энгельского аэропорта вылетел вертолет Ми-4, в его задачу входило найти и подобрать Гагарина. Они первыми и обнаружили спускаемый аппарат, но Гагарина рядом не было, ситуацию прояснили местные жители, они сказали, что Гагарин уехал на грузовике в Энгельс. Вертолет взлетел и взял курс на город. По дороге с него увидели грузовик, с которого махал руками Гагарин. Гагарина подобрали, и вертолет полетел на базу в Энгельсский аэропорт, передав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром».
На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали, у трапа вертолета было все руководство базы. Ему вручили поздравительную телеграмму Советского правительства. На «Победе» Гагарина повезли в диспетчерский пункт, а затем в штаб базы, для связи с Москвой.
К полудню на аэродром Энгельс с Байконура прибыли два самолета: Ил-18 и Ан-10, на которых прибыли заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Агальцов и группа журналистов. В течение трех часов, пока устанавливали связь с Москвой, Гагарин давал интервью и фотографировался. С появлением связи он лично доложил Брежневу и Хрущеву о выполнении полета. После доклада Гагарин сел на самолет Ил-14 и полетел в Куйбышев (сейчас Самара). Было принято решение во избежание шумихи сесть где-нибудь подальше от города. Но пока глушили двигатель и монтировали трап, народу собралось неимоверно много, подъехало местное партийное руководство. Когда смонтировали трап, первым вышел из самолета Гагарин, он поприветствовал собравшихся. Гагарина увезли на обкомовскую дачу на берегу Волги. Там он принял душ и нормально поел. Через три часа после прилета в Куйбышев Гагарина, туда же прилетели Королев и еще несколько человек из Госкомиссии. В 9 часов вечера накрыли праздничный стол и отметили удачный полет Гагарина в космос.
108 минут полета навсегда изменили жизнь Юрия Гагарина. Летчик истребительного авиационного полка в одночасье стал одним из самых знаменитых людей в мире. Настолько велико было желание советских людей встретиться с первым космонавтом, что в течение трех лет встречи и поездки отнимали у Юрия Гагарина большую часть времени. По свидетельству Н. П. Каманина, дополнительную нагрузку создавало то, что такие встречи часто сопровождались застольем.
В 1964 году Гагарин стал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов. Он также вел большую общественно-политическую работу, являясь депутатом Верховного Совета СССР 6-го и 7-го созывов, член ЦК ВЛКСМ (избран на 14-м и 15-м съездах ВЛКСМ), президентом Общества советско-кубинской дружбы.
Гагарин учился в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского и поэтому некоторое время не имел летной практики, также сказывалась и общественная деятельность. Первый после перерыва самостоятельный вылет на МиГ-17 он совершил в начале декабря 1967 года.
Гагарин был дублером Владимира Комарова в полете на корабле Союз-1, полет закончился гибелью космонавта. Главной задачей этого полета была отработка отечественной лунной программы. Юрий приложил немало усилий для осуществления лунных космических полетов и сам до своей гибели состоял членом экипажа одного из готовящихся лунных кораблей.
После защиты дипломной работы в академии Жуковского, Ю. А. Гагарин приступил к летной практике — тренировочным полетам на самолете МиГ-15УТИ (учебно-тренировочный истребитель с двойным управлением — «спарка»). В период с 13 по 22 марта он совершил 18 полетов общей продолжительностью 7 часов. Перед самостоятельными вылетами ему оставались последние два контрольных полета — с летчиком-инструктором, командиром полка, Героем Советского Союза Владимиром Серегиным.
27 марта 1968 года в 10:18 Гагарин и Серегин взлетели с подмосковного аэродрома Чкаловский в Щелково. На момент взлета условия видимости были нормальными — нижняя кромка облаков была в 900 м над землей. Выполнение задания в пилотажной зоне должно было занять не менее 20 минут, но уже через четыре минуты (в 10:30) Гагарин сообщил на землю об окончании задания, запросил разрешения развернуться и лететь на базу. После этого связь с самолетом прервалась.
Когда стало ясно, что у самолета уже должно было закончиться топливо, в зоне полетов начались поиски, которые продолжались более 3 часов. В 14:50 одному из вертолетов удалось обнаружить обломки самолета МиГ-15УТИ примерно в 65 км от аэродрома, в районе деревни Новоселово, в 18 км от города Киржач Владимирской области. Утром следующего дня на ветке нашли клочок летной куртки Гагарина с талонами на питание. Позже был обнаружен бумажник с водительскими правами и фотографией Королева.
Для расследования катастрофы была создана Государственная комиссия, но даже после многомесячной работы сотен специалистов комиссия не смогла однозначно объяснить причины трагедии. В результате отчет комиссии был засекречен и его детали известны только из статей и интервью отдельных ее членов. По сей день причины и обстоятельства катастрофы не являются выясненными. Существует ряд противоречивых версий случившегося.
Перед полетом в космос Ю. Гагарин составил прощальное письмо — на случай, если погибнет. Это письмо вручили жене после его гибели под Киржачом.
В СССР был объявлен общенациональный траур. Это был первый случай в истории СССР, когда день траура был объявлен в случае смерти человека, не являвшегося на момент смерти действующим главой государства.
Урны с прахом Гагарина и Серегина замурованы в Кремлевскую стену.
Они – покорители космоса, обожатели общественности, кумиры. Но какой ценой им открылась дорога к звездам? Титанический труд, годы лишения и строгого режима, постоянная работа над собой, везение, внутренне обаяние – все это было. Вся их жизнь – дорога в космос. Но многое ли известно нам? Нам остается лишь догадываться, с какими почестями встречали героев. Но нам не дано даже представить сколько трудов за этими подвигами, сколько неудачных экспериментов, сколько лет подготовок.
Когда-то планы полета человека в космос, полета спутника Земли, выхода человека в открытый космос, высадки человека на Луну – были фантастикой, но сегодня – это уже наша история. Космонавтика развивается, и сегодня уже выход в космос вполне реален.
После подвигов великих космонавтов, мальчишек называли их именами, а сами мальчишки мечтали быть космонавтами. С годами появилось много песен, стихов, фильмов о наших героях. Память о них и о их подвигах будет жить в наших сердцах вечно.
Примечательно, что этот год – год юбилея полета в космос Ю.Гагарина, мы снова вспоминаем его славный подвиг, его бесстрашие быть первым космонавтом, которые все-таки не забыты и вспоминаются гораздо чаще, чем в юбилейные даты.


Рецензии