Время перемен 74-77

Мне было лет 13, была осень, чудесная пора, вечер, я вернулась с улицы, голодняя, веселая, полная чувств, которыми мне так хотелось поделиться с мамочкой...
В прихожей было темно, я стояла прислушиваясь к ругани на кухне.
Опять пьяный отчим что-то доказывал моей мамочке, она плакала... рядом с ней раздавался плач моей маленькой сестрички...
Как же я его ненавижу...
Еа полу кухни разбросана битая посуда, много мелких белых осколков... 
Это не мамочка била, я же знаю как она всегда очень бережно относилась к домашним вещам...

- Ну почему, почему надо ссориться и ругаться... Вот я вырасту - подумала я - у меня будет большой и светлый дом, к котором будет жить гармония и любовь, никто не будет ссориться, будут уважать решения друг друга. Мой дом будет блестеть от чистоты, и порядка, ...в нем не будет "битой посуды".

Мама попросила погулять с сестрой. Я взяла в руки маленькую доверчивую ручку сестренки, она младше меня на 12 лет и мы пошли с ней в мой любимый галантирейный магазин, в нем я могла долго разглядывать разные ниточки, пуговки и всякие нужности для рукодельниц, к сожалению я могла только разглядывать, не очень-то охотно мама покупала для меня всё эти штучки, она берегла каждую копеечку.

Через час я вернулась домой, ... мама схватила какой-то узел с вещами и потащила нас с сестрой из двора... отчим спал. Мы убежали к соседям. Мама дружила с соседкой, тетей Светой, и её муж, дядя Гриша (опять Гриша, просто имя какое-то волшебное спасительное) работал в милиции, поэтому наверно мама решила спрятаться у них. Было уже темно. Нас уложили спать. Из окна соседей было видно наш двор... тихо тикали часы-ходики. Мама всхлипывала рассказывая что-то тихо тете Свете... Вдруг я услышила какой-то шум, мама выскочила на улицу с криком... Я подняла голову с подушки и выглянула в окно, над крышей нашего дома клубились густые облака дыма...

Видимо отчим проснулся и не найдя нас, поджег дом.  Приехали пожарные и милиция и отчима забрали в тюрьму. Так мы остались на улице в сентябре без крыши над головой, без вещей, только с тем минимумом, который мама захватила с собой... Наверно маме было так трудно... наверно ей не хватало воздуха, не хватала внимания, ни хватало тепла... какой ужас остаться без дома с двумя детьми... Каково быть погорельцем? Как ей удалось собраться с силами? Почему ей досталась такая сложная судьба? Что бы она делала если бы рядом не жила её састра, тётя Маруся...? смогла ли бы она преодалеть это горе и оправилась ли она от этого всего до конца...

Отчима посадили в тюрьму на 4 года. На наше счастье дом не сгорел полностью, выгорело только всё внутри дома, вся мебель и все вещи... я помню как приходила женщина из страховой компании и мама с ней сидела в нашем дворе и они делали опись вещей сгоревших в доме... Записали всё, и каждый раз женщина спрашивала: а зимняя одежда? Что именно?
А вещи делей? Что именно? И они долго-долго записывали всё что мама могла вспомнить...
Но всё было напрсно, страховая компания не заплатила маме ни копейки, это было просто издевательство, ... не заплатили, потому что дом поджог член семьи...
Член? Да, именно член, только так я и могла назвать бы своего отчима теперь... Гад!

Первое время мы жили у тёти, но у них было так тесно, она, её муж, два сына, да еще мы... моя мама не захотела стеснять их, и следущие 2 месяца мы жили в кабинете начальника в компании, где мама убирала вечерами кабинеты, знал ли об этом начальник? Мама составляла из стульев импровизированную кроватку для сестренки, еще одну для меня, доставала подушки и одеяла из своего шкафа уборщицы, ...где спала она сама я даже не знаю... Так тянулось пока дядя (муж маминой сестры) не восстановил стены, пол, не поменял окна в нашем доме и стало возможным вернуться домой.

Мама, бедная моя, сильная моя мамочка...

Сестренку отдали в круглосуточный садик, и мы её забирали домой только в среду, и на выходные.  Не знаю как мама смогла осились все свалившиеся на нее беды, но она смогла их преодолеть и даже училась на курсах на бухгалтера с утра, а по вечерам работала, убирала офисы, я ей помогала, прибегала со школы, готовила уроки и шла помогать маме, или сидела с сестрой, или помогала по дому, правда урожай картошки и всяких овощей мы мы уже успели убрать в погреб, и наварить варенье из ягод, и это нам очень помогало прокормиться... но носить воду с колонки и топить печь приходилось каждый день... Из-за всех этих проблем я не могла учиться хорошо, не успевала, да и желания учиться у меня не было... я еле-еле тянулась на троечки... почти по всем предметам исключая правда труды, физкультуру и биологию... по ним у меня были неизменно пятерки...

Во второй комнате у нас опять появились квартиранты, две девчонки-студенты. Они скрашивали мои будни. С ними было весело, они были немного старше, приехали  после 8 класса из провинциального городка учиться в педагогическое училище. Я как завороженная следила за ними, они мне казались очень взрослыми, ведь они уже жили самостоятельно вдали от родителей. А в самом деле они были несмышленными 15-летними девчатами, такими же бояками как и я сама. Наш дом стоял на углу, и часто в окна стучали другие студенты-парни, кто знал, что в угловой комнате жили девчонки. Однажды мы с одной из квартиранток Людой были дома одни и пришел друг другой девчонки Тани, и видно они поругались, и видно он был немного пьян, он не верил, что Тани нет дома, он так стучал, что разбил окно, и мы с Людкой как торпеды выскачили из дома и со всего лёту перескачили через забор и побежали к спасителю нашему - милиционеру дяде Грише...  да, было что вспомнить. Мы так с ней испугались, а Таня потом смеялась над нами... представляя как в меру упитанная Люда перелетает через забор с выпученными глазами...  Для меня это было веселое время, с девчонками мы постоянно что-то придумывали, веселились, хохототали по любому поводу.

Были изменения и в школе. С какой-то стати власти города решили нашу школу снести, ведь она стояла почти на берегу реки Исеть, протекающей прямо через центр города и на месте нашей школы решили построить новое правительственное здание... Поэтому всех учеников поделили на хорошистов и не очень и разделили между продвинутой физико-математической школой №9 и простой школой № 69, я конечно же попала в 69 школу

Мне было 15 лет. Время Джульеты, время первой любви, первых чувств и первых разочарований...


Рецензии
Лиля, в 69 школе я проходила практику, так как училась в том самом Педагогическом училище, в котором учились и те девочки, ваши квартирантки. Улочки мне все знакомы. Ты бы знала, какую красоту отстроили сейчас на месте ваших домов!. Пишешь хорошо, очень искренне, а это самое главное в воспоминаниях. Читаю с огромным удовольствием. Спасибо. С уваж. Зинаида.

Зинаида Малыгина   17.04.2011 22:00     Заявить о нарушении
Вот это ничего себе... Маленький мир! Приятно познакомиться, спасибо за поддержку... Пишу и думаю, а надо ли, и сама себя подгоняю, Надо...

Аликеева Лилия   18.04.2011 09:18   Заявить о нарушении
69-ю заканчивал и мой муж, так как жил на ПАпанина, а это от вас совсем недалеко.Пиши. Мемуарный жанр всегда интересен. С уваж. Зина

Зинаида Малыгина   18.04.2011 10:54   Заявить о нарушении
А в каком году? Я закончила школу в 79-м

Аликеева Лилия   19.04.2011 08:48   Заявить о нарушении
Он в 1967 закончил 8 классов и ушел а профтехучилище. Но наверняка учителя общие у вас есть. Зинаида.

Зинаида Малыгина   19.04.2011 15:59   Заявить о нарушении
Да, возможно и были общие, у нас учителя работали по много лет, ведь это о чем -то говорит... Это так здорово, когда один учитель ведет один класс несколько лет, дети сдруживаются, вырастают и дружат с одноклассниками всю жизнь, аомогая и поддеривая друг друга. А в Канаде каждый год делают перетрубацию в классах, тусуют... растят индивидуалов

Аликеева Лилия   20.04.2011 07:47   Заявить о нарушении
А на месте моего домика на углу Октябрьской и Челюскинцев построили какой-то магазинчик со смешным названием Бардачок, я когда увидела смеялась...

Аликеева Лилия   20.04.2011 07:49   Заявить о нарушении