Муза

Раздался телефонный звонок, и женский голос в трубке сказал:


– Никогда не угадаешь, кто с тобой говорит!!

– Ну кто? – спросила я.

– Муза.

– Муза!?! – закричала я.


Муза была моя начальница на работе, она же была моя интимная подруга, она же была моя соседка по Черкизову. …Самое яркое воспоминание о ней, которое я увезла с собой, когда уезжала из Советского Союза следующее.


Мы гуляем по берегу черкизовского пруда, каждая из нас со своей собакой. У Музы небольшая коричневая собачка с большой не по размеру головой, у меня же что-то вроде недоросшей овчарки. Вдруг откуда-то прибегает большая собака, бросается без какого-либо предупреждения на мою собаку и вцепляется ей в спину. Моя собака визжит, но вырваться не может. Муза нагибается, хватает большую собаку за задние лапы и тянет на себя. Большая собака отпускает мою собаку, поворачивается и вцепляется Музе в руку. Муза изгибается от боли, я же стою, вытаращив глаза, и бездействую.

Только Муза знала, кем мне приходится Л.Д. Троцкий, – дедушкой.


Так вот, когда евреи стали уезжать из Советского Союза в Израиль, в начале 70-х, Муза спросила меня, не собираюсь ли и я уехать. Я сказала: «нет, не имею ни малейшего желания».


Через несколько лет поток уезжающих увеличился, но этот поток был уже направлен не на Израиль, а в Америку, и я сказала Музе:

–  Всё, мы уезжаем…


– Ты же обещала, ты же обещала не уезжать!! Почему ты уезжаешь, а я должна
оставаться?

–  Потому что твои девочки русские, а мой сын – еврей.


Мы уехали вчетвером; я, мой муж, моя свекровь и мой сын, которому скоро должно было исполниться 18 лет. Получилось так, что сразу по приезде в Америку я осталась одна. Муж ждал «другую», а сын решил стать евреем по-настоящему и переехал жить в Израиль.

Мы с Музой несколько лет переписывались, но переписка из-за разных житейских сложностей оборвалась. Я, прожив в Америке 25 лет и заработав относительно небольшую пенсию, переехала туда, куда изначально ехать не хотела – в Израиль.


Перед самым отъездом из Америки мне позвонил корреспондент какой-то израильской газеты
с просьбой дать ему интервью. Вероятно он думал, что я большая патриотка Израиля.
Он очень ошибся. Конечно, я бывала много раз в Израиле, пока работала в Америке. В первый раз я приехала к сыну в 1982 году. Сын был в армии. На выходные его отпускали, и мы проводили выходные вместе, а в обычные дни я путешествовала по Израилю. С первого же раза я невзлюбила Израиль. Насколько это справедливо (или несправедливо), я не знаю, но после Америки Израиль оставляет очень неблагоприятное впечатление очень во многих отношениях.

Первую свою поездку я хорошо помню, а последующие слились в одно неудовольствие, и потому я лет 10 в Израиль не ездила, решив, что поеду тогда, когда уже смогу организовать себе отдельное от сына жильё. Сын стал религиозным ортодоксом, и для вполне светского человека
совместное проживание крайне тяжело.


Корреспондент израильской газеты по-видимому был привезён в детстве в Израиль из Советского Союза. Он хорошо говорил по-русски, но он всё время называл меня на ТЫ.


В иврите слово ВЫ не существует, там все ТЫ ( в английском не существует ТЫ и там все ВЫ),
а мне уже было 68 лет и меня (кроме немногочисленных близких) никто на ТЫ
давно не называл, и я от этого ТЫ просто приходила в бешенство. И у нас вместо интервью происходила непрекращающаяся ссора.


Он кричал:


– Имеет право еврейский народ иметь своё государство?


А я ему в ответ:

– Что такое еврейский?? И что такое народ??


Это совсем не праздные вопросы. Я не нашла ответа на эти вопросы во всех прочитанных мною на эту тему книгах пока не прочла недавно в израильской русскоязычной газете сообщение
о научной работе, проделанной в Америке целым рядом учёных, доказавших, что все большие еврейские группы людей, проживающих испокон веков в разных странах, имеют одинаковый геном-маркер, что делает их всех представителями одного народа, вышедшего из одного места. Это место, конечно же, территория современного  Израиля.

...Я вполне допускаю, что учёные сделали хорошую работу, тем более, что это были американские учёные. Но принять государство Израиль как свою историческую родину на основании общности геномов-маркеров я, извините, не могу. 2000 лет – такой длинный период, что никакие лабораторные работы не могут ничего доказать.

Ну одни и те же, ну и что? Ведь 2000 лет – это, по-моему, 80 поколений, я же дальше бабушки моей бабушки (приблизительно1810–1870 годы) ничего насчитать не могу, и вся эта поистине допотопная история для меня существует только как «преданье старины глубокой». Никакие местные захоронения ровно ничего родственного во мне не пробуждают.


Так вот, корреспондент написал заметку в ивритоязычную газету. Вон она лежит в папке, и моя фотография в газете рядом с фотографией моего дедушки Л.Д. Троцкого.


Заметка какая-то злая, я поначалу, приехав в Израиль, даже хотела этого корреспондента судить, но эта идея быстро выветрилась из моей головы.


Так вот, позвонила Муза, разговор был очень короткий. Её старшая дочь (года на 2 старше
моего сына) и муж дочери едут в Израиль на экскурсию и должны зайти ко мне, не против ли я?


– Конечно нет!  А почему они выбрали Израиль?


– У Оли муж – еврей, хочет посмотреть на Израиль.
 

– Они не вздумают здесь остаться?


– Нет, нет, нет.


Заодно Муза с гордостью сообщила, что у неё уже есть правнук.


Я сказала:


– Ха, у меня уже  четыре. (И будет ещё и ещё, в обществе еврейских религиозных ортодоксов планирования семьи не происходит. Детей бывает столько, сколько пошлёт всевышний, а он на детей не скупится.)


Через несколько дней посланцы пришли – Оля, Миша и их дочь лет 20 с небольшим, имя которой я от общей неразберихи не усекла.


Вечер был очень милый и очень для меня грустный.


Грустный он был в основном по двум причинам. Причина первая – достижения моих внуков, рождённых в Израиле, по сравнению с их ровесниками в России и Америке крайне низкие. Музина внучка (как и внучка моей знакомой в Америке, как и внук моей двоюродной сестры в Москве – все они приблизительно одного возраста), все они оканчивают институты и колледжи, и уже поездили по свету. Мои же, окончив школу, не получили аттестата зрелости и вряд ли получат, но детей уже имеют.


Они нигде, кроме Израиля, не были и вряд ли будут.  В религиозных «школах» (как и во многих израильских нерелигиозных) не учат химию, физику, географию, а учат Тору. Дети выходят из этих школ совершенно не подготовленными к дальнейшей учёбе в колледже или к какой-либо квалифицированной работе.


Что особенно удивляет меня, так они даже, по-моему, совершенно не переживают по этому поводу. Ведь уезжали мы из Советского Союза потому, что нам казалось, что нам не дают достичь того, чего мы достойны. Мы уезжали для того чтобы нам и нашим потомкам было лучше жить, а что получилось? На «земле Израиля» со всеми этими геномами-маркерами этого явно не произошло. Дети приехавших бывших россиян не заканчивают школу! Это обсуждается во всех русскоязычных газетах.


Несколько лет назад в Израиль приезжал писатель Дмитрий Быков. Он выступал в книжном
магазине в центре Иерусалима, по ходу выступления кто -то у него спросил, понравился ли ему Израиль. «Нет, не понравился».

Эту оценку Быкову, по-моему, никогда не простят. Цитируют его высказывание: «Лучше быть солью в супе, чем солью в солонке».

Этого тоже ему не простят.


Так вот, в местной солонке дела идут так же плохо, как в датском королевстве...



 ***
Я прилетела в Израиль в праздник Суккот, который длиться дней восемь… В Суккот автобусы ходят (в большинство израильских праздников автобусы не ходят). И весь Суккот мой сын
помогал мне в поисках квартиры. Я остановилась на четвертой квартире не потому, что она мне очень понравилась (она мне совсем не понравилась), а потому, что Суккот кончался, я же одна, без знания языка и знания города была совершенно беспомощна. Квартира была тёмной (ни одно растение, принесённое мне моими внуками, не выживало без солнечного света), потом выяснилось, что квартира ещё и очень холодная и протопить её зимой (электричеством) практически невозможно. Зимой в квартире в среднем 14–17 градусов тепла, и я с нетерпеньем жду весны. Дом старый, приблизительно мой ровесник (75 лет от роду), и имеет столько же проблем со «здоровьем», сколько имею их я. Одно оказалось хорошо – дом находится в центре города.


Это я уже поняла потом, когда въехала и узнала район.


Квартира сдавалась с мебелью и изначально мне это понравилось, я собиралась купить себе квартиру, но оказалось, что в Иззраиле, а особенно в Иерусалиме квартиры намного дороже, чем в Америке, и я решила отложить покупку до лучших времён. Но «лучшие времена» не наступили, а наступил кризис.


Я сидела на диване и по телевизору смотрела, как падает маркет, как исчезают мои квартирные деньги и как превращается в ничто мой пенсионный фонд. Было ужасно страшно. Когда-то в Америке в китайском ресторане я получила китайское предсказание судьбы: «у вас будет благополучная старость». Я до сих пор храню это предсказание.


Поначалу казалось, что предсказание может сбыться, но никто не мог предсказать
этот кризис. Сорос (очень, очень хороший маркетный игрок) мог, но у него и так благополучная старость.


Цены на квартиры продолжают расти. Происходит это потому, что это государство
взвинчивает цены на землю, стараясь выжать из своих граждан как можно больше денег. Растут цены также на продукты питания, воду, транспорт и так далее.


Боюсь, что мне так и придётся прожить остаток своей жизни на чужом диване с с именем матери мужа квартирной хозяйки на входной двери. И это ещё хорошо.


Квартирная хозяйка всё время повторяет: «когда мои дети будут жить в этой квартире...» У неё трое «детей», они уже отслужили в армии и могут, предупредив меня за 3 месяца, переехать в эту квартиру. И в Советском Союзе и в США у меня была своя квартира, только на «исторической родине» я живу на чужом диване.


Квартир на съём, как в Америке, здесь нет; квартирных законов, как в Америке, здесь тоже нет, потому что так выгодно тем, кто сдаёт квартиры. И это вторая причина, почему мне здесь так нехорошо. К чему это я? Оля сказала, что и она, и её младшая сестра живут недалеко от тех мест, где когда-то жила и я. Вся семья живёт на черкизовских прудах. И старая церковь на месте, и кладбище, и люди так же, как и раньше зимой,  катаются по замёрзшему пруду на лыжах и гуляют округ пруда с собаками круглый год.

***
... Сын приезжает ко мне приблизительно один раз в 10 дней. Он живёт на «территориях» за зелёной чертой, недалеко от Ариеля. Это полтора часа езды в одну сторону. Обычно он проводит у меня чуть больше часа, мы смотрим русскоязычные 7-часовые новости и очень мало разговариваем… Мало разговариваем, потому что новости здесь очень насыщенные местной жизнью и порой столь необыкновенны, что об этом нужно говорить отдельно. Кроме всего прочего мы на всё имеем диаметрально противоположные точки зрения, и я не хочу ни о чём спорить.. Телевизора у сына нет. Телевизор вреден, учит детей только плохому. Так говорят рабаи.

Как получилось, что сын слушает рабаев? Об этом тоже надо говорить отдельно.
Потом он едет домой, я же через полтора часа звоню ему, чтобы узнать, как он доехал...


Миша и Оля поженились в России без каких либо осложнений, их дети (двое: старший – мальчик, младшая – девочка ) и внуки не будут иметь в России никаких проблем с 5 пунктом («национальность»); по-моему, в России этот пункт просто отменён. Здесь же, в Израиле, этот «пункт» имеет огромное значение . «Смешанные» пары (когда один - одна еврей, а другой - другая не еврей) оформить брак в Израиле не могут, для этого им надо ехать за границу, на Кипр, например. Дети, родившиеся от «смешанных» пар (особенно, когда мать не еврейка), имеют массу проблем в Израиле... Государство-то еврейское.


Есть ещё такая процедура – называется «Гиюр» – приобщение к еврейству. Чтобы стать полноправным гражданином Израиля, надо пройти эту процедуру. Как я понимаю, желающих не так уж много. Хочу напомнить, что на дворе 21 век, 2011 год.


Рецензии
Спасибо за правду. Ещё ни один еврей не написал о таких существенных (и даже негативных) фактах. Даже о климате они утаивают, что в Израиле бывает холодно зимой(14 градусов)от декабря до апреля, а отопления как такового нет. А о сильной жаре они говорят...Жить "на чужом диване" - это тоже не способствует спокойствию на старости лет...
С уважением-


Жарикова Эмма Семёновна   02.07.2016 05:52     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.