О восковом музыканте котена лихолетова
Недавно прочитанный рассказ Котэна Лихолетова утвердил меня в этом мнении.
Автор "Воскового музыканта" во внешне простом сюжете ставит вопросы более глобальные, чем так называемые лауреаты в своих "закрученных" сюжетах.
Причём простота эта только внешняя ибо рассказ многослойный.
Не могу утверждать, имел ли в виду автор многочисленные проблемы человечества, поднимаемые им в произведении, и сознательно акцентировал; однако factum est, сочинение написано и попало точно в цель.
Считаю уместным упомянуть, что между тем, что любой автор думает, прикуривая, к примеру, сигарету или отхлёбывая утром кофе, и тем, что творится в подкорке его мозга, огромная разница. Это убедительно разъяснено в работах Эриха Фромма, расширившего диапазон истоков творческих импульсов от генитальных (Фрэйд) до трансцендентных.
Сюжет рассказа (если кто ещё не читал) таков: В залу, где тусуется скучающая элита, входит "уговорённый распорядителем" музыкант и начинает своё виртуозное исполнение. Звуков гитары, однако, никто не слышит, и все начинают переглядываться, перешёптываться, зреет недовольство, намечается скандал: прикалываться над элитой безнаказанно нельзя. Музыкант старается вовсю, но бесполезно, и вдруг пальцы его отваливаются, и кто то заметил, что музыкант то восковой. Все сразу повеселели, а музыкант, окончательно смущённый, удалился. Пальцы его воткнули вместо свечей в канделябры.
Сюжет таит в себе несколько смысловых пластов.
Здесь и абсолютное отторжение обывателями высших проявлений человеческого духа: творчества и искусства, ненависть власть имущих к говорящим правду в лицо, духовный кризис человечества, сдавленного в тисках торгашеско - потребленческого мировоззрения.
Элита сильна, но глуха и невосприимчива к тонким духовным наслаждениям, доступным для художника, но последний бессилен : у него восковые пальцы.
Можем ли мы последнее отнести и ко всему собственно искусству?
Чтобы разобраться в этом, обозначим искусство, как созидание, по определению И. Бродского, новой эстетической реальности. Эстетика, напомним, по его мнению, мать этики. Реальность, преломляясь в сознании художника, воплощается в его творениях в преображённом виде, освещённая его индивидуальностью, облагороженная его духом, обогащённая глубиной и силой его личности.
Я полагаю, что произведение Лихолетова отличается принципиально от многих "премированных" тем, что в отличие от последних побуждает задуматься. Ведь этого не возможно достичь при шаблонности повествования и примитивном мировоззренческом основании, которое демонстрируют, к несчастью, многие лауреаты.
"Восковой музыкант", не является "восковым" как литературное произведение, в том смысле, что вопросы, которые оно поднимает, являются вопросами выживания.
Напомним, по сюжету: элита была весьма довольна тем фактом, что музыкант оказался восковым и снял все вопросы о её глухоте. Однако вдумчивый читатель заметит, что вопрос остался: если элиту сразу же перестал беспокоить тот факт, что она не слышит музыки, едва только выяснилось, что у музыканта восковые пальцы, то не будет ли с необходимостью вызвано появление музыканта, музыку которого нельзя будет не услышать, поскольку исполняться она будет на стальном инструменте стальными же пальцами и который даже в случае провала не будет намерен уходить со сцены в смущении?
Далее следует вопрос: на кой чёрт музыканту - виртуозу исполнять произведения перед пребывающей в сонном оцепенении чувств элитой, то есть нужны ли вообще художники?
Многие уже ответили на этот вопрос: они не читают, безразличны к высокой музыке и живописи; всё это они заменили мультимедией, которая призвана развлекать, а стало быть от мыслей, наоборот, отвлекать. Они озабочены айпэдами, сматфонами, престижными иномарками, коттеджами, курортами, ет сетера, ет сетера, которые придают им, по их мнению, особую значимость. Они только работают и отвлекаются, отвлекаются и работают. Размышления вообще в их среде неуместны, а глубокие - даже вызывают настороженность.
Есть, однако, другие, которые не согласны постоянно отвлекаться от мыслей, а напротив, настроены думать и думать всерьёз.
К этим последним и направлено, по моему, произведение Лихолетова.
Следует прибавить, что поскольку природа или всевышний постоянно создаёт этих беспокойных субъектов - художников, значит, по философскому определению, это не случайность, а закономерность, и у них есть свои, предписанные им свыше цели.
Вспомним Камю : "я чувствую себя галерником, прикованным..."
Заметим, как автор рассказа предъявил читателям мотивацию музыканта: Уговорённый!
Да, именно, уговорённый, что созвучно прилагательному "заговорённый", "приговорённый", "обречённый"!
Музыкант, словно набоковский Цинциннат, попал в роковой водоворот гнуснейших событий, выхода из которого нет. Его нет у героя, но он задан автором и направлен на встряску всеобщей сонной одури, ибо надо быть совсем уже non homo sapiense, чтобы начать задумываться лишь тогда, когда на смену восковых пальцев придут - стальные и сожмут не гриф гитары, а горло.
Рассказ "Восковой музыкант" следовательно является фактом литературы и вообще искусства. Ну а читать или не читать решайте сами в зависимости от того, к какому из двух выше указанным ментальных типов вы себя относите.
13:38 28.03.2011
Свидетельство о публикации №211032800845