Камешки

   Из цикла "Библейский сезам"
  В 1996 году я впервые приехала в Израиль. В ту пору у меня и мыслей о репатриации не было. Я приехала как туристка и купила экскурсию в Иерусалим.
  Не помню ее программу, но в какой-то просвет экскурсовод, то ли по своей инициативе, то ли по чьей-то просьбе, "буквально на пару минут" завел нас к Гробу Господнему, воспользовавшись тем, что в тот момент там была пауза в посещении его христианами.
  Стоя там, я вдруг почувствовала, что откуда-то снизу к моим ногам идет тепло и обволакивает мои ступни. Не знаю, почувствовали ли подобное другие туристы,- я никого об этом не спрашивала и никому о своем ощущении не говорила,- но то тепло я чувствую до сих пор. Что это было, объяснить не могу и поныне.
  Но прошло пять лет, и я репатриировалась в Израиль, хотя до этого и мысли об этом у меня не было, и поселилась в "Христовых местах". Нет, я не стала верующей христианкой и даже верующей иудейкой ( я верю во Всевышнего, не принадлежащего ни к какой конфессии), но спустя два года после репатриации вдруг стала как одержимая вникать в библейские тексты.
  Живя в столь насыщенных древними событиями местах, нельзя было не пытаться вникнуть в них и, если возможно, "расшифровать". Задача наполеоновская, но неудержимо влекущая. Как, к примеру, следует понимать слова судьи Деворы (Деборы) о том, что "Завулон - народ, обрекший душу свою на смерть"?  От самой этой фразы сердце холодеет.
  Позже я найду два взаимоисключающих комментария. В одном слова Деворы объясняются так:колено Завулона (на иврите - Звулуна) не практиковало обрезания. А по иудейской традиции тот, кто не обрезан, исторгает свою душу из еврейского народа, ибо нарушил завет с Богом.
  В другом комментарии слова судьи трактовались так:завулоняне были настолько храбрыми и мужественными, что не жалели своей жизни, сражаясь с врагами.
  Насчет наличия у них этих качеств, сомнений нет, ведь они смело вышли на ьиву с ханаанским царем Иавиным. Что касается отсутствия у них традиции обрезания, то если таковая и была, то трудно представить, что она распространялась на все колено Завулона. Вряд ли быт и традиции этого колена коренным образом отличались от быта и традиций живущих рядом колен Неффалима (Нафтали)или Асира(Ашера).
  Нет, здесь кроется что-то еще. Почему пророк Исайя говорит лишь о землях Завулона и Неффалима? "Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, за-Иорданскую страну, Галилею языческую". Он знал, как развернутся здесь события в будущем, Кто "зажжет свет" в "стране тени смертной".
  Но и судья Девора была пророчицей. о чем говорится в Книге Судей. Может быть, не такого масштаба, как Исайя, но предвидеть будущее она, скорее всего, могла. И видела, что именно Завулоняне, те, кто не был пленен и остался жить в бывших владениях, станет последователями Христа, который иудеями не будет признан Мессией?
  О Неффалиме она не говорит, вероятно, в ту пору это было не столь очевидно, как во времена Исайи. Кто были те рыбаки, которые станут Апостолами Христа? О их принадлежности к какому-то колену в Новом Завете ничего не говорится. Однако, с большой долей вероятности, можно утверждать, что когда-то они относились именно к коленам Звулуна и Неффалима, иначе бы пророк Исайя не стал выделять именно их земли, а сразу бы сказал - Галилея языческая".
  Центром Галилеи языческой становится Тиберия,- город, построенный сыном Ирода Антипой, и названный им в честь императора Тиберия. В древности здесь был город Раккат (Раккаф), доставшийся в удел колену Неффалима. Что и когда с ним стало, неизвестно. Когда Антипа стал строить новый город, от старого остались лишь древние могилы. Поэтому евреи поначалу боялись селиться в новом городе ( позже раввины очистят его специальным ритуалом). Селились строители, разные случайные люди, кто-то, кто не придавал большого значения прежним традициям,- одним словом, разный люд, объединенный общим термином "язычники".
  Но со временем стали селиться и евреи, и их число стало преобладающим в Тиберии. Повсюду строились синагоги, в том числе была она и в Назарете, где жил Иисус. В синагогах Он и пытался первоначально проповедовать, но не всегда ему внимали, особенно в своей синагоге, откуда его грубо выставили и даже пытались убить ("Нет пророка в своем отечестве").
  Наверно, это стало одной из причин того, что  саму столицу - Тиберию - он обходил стороной, и бывал лишь "в ее пределах". Там протекала жизнь иная во всех отношениях, ведь здесь Антипа построил свой дворец, и, вполне возможно, что именно в нем был казнен Иоанн Креститель.
  Израильские археологи то раскапывают, то закапывают место, где, по их предположению, был дворец Антипы. Пока то, что является взору, не дает однозначного ответа. Видно лишь, что здание было большим, но других доказательств, во всяком случае пока, нет. Может быть, это было какое-то строение для других целей.
  Библейское Галилейское море, а ныне просто озеро Кинерет, находится от этого предполагаемого дворца через дорогу. Там дикий пляж. Лет пять назад мы ходили с внучкой туда загорать. И как-то внучка показала мне камешки, которые она нашла на дне озера. Я была поражена:на них отчетливо были видны ...лики людей или животных - собак или  лошадей. На одной стороне - одно изображение - человека, повернешь другой - собаки или лошади.
  У меня возник азарт - собирать такие камешки. И я собрала их достаточно много, а потом наклеила на картонки, и теперь часто подхожу и вглядываюсь в них. Я словно попадаю в другую эпоху и общаюсь с живущими в древности людьми, чей лик могу видеть на этих камешках. Кто и зачем наносил их изображения? Может быть, это были камешки - печати? Или они служили амулетами? И каким образом оказались в озере, и именно в этом месте? Ибо на других пляжах озера ни одного камешка ни разу не удалось найти.
  Может быть, через дорогу действительно был дворец Антипы? И эти камешки откуда-то, может быть, из Сидона или Тира, везли сюда? Но судно потерпело крушение (нрав у озера своенравный, волнения в нем могут возникнуть неожиданно), и они оказались погребенными на века, пока их не нашла моя внучка?
  Ответа на эти вопросы нет. Скорее всего, и не будет, но искать их буду. Как и продолжать открывать библейский сезам.
   



 


Рецензии