Жизнь продолжается!

                *****

      Конечно же, не все воспоминания записывались в мои дневники. В основном, это мои личные, наиболее яркие воспоминания, восстановленные по памяти. Неожиданно для себя я поняла, что всё то, что было связано с моим детством и юностью, а так же с периодом, пока мои дети были со мной рядом, я вспоминаю с энтузиазмом, вплоть до самых незначительных деталей.
      Более того, воспоминания тянутся непрерывной сверкающей лентой, меняющей свой цвет и тональность, в зависимости от красочности или трагичности самих воспоминаний. Чем дальше я ухожу от уже написанного и приближаюсь ко второй (а может быть, третьей?) части своих воспоминаний, мне всё труднее передавать свои ощущения, свои впечатления и давать собственную оценку оставшимся, ещё не описанным в воспоминаниях годам.
И вовсе не потому, что мне изменила память. Нет! Напротив, я помню всё настолько хорошо, что почти сожалею об этом.         
      Наверное, это потому, что, будучи по натуре человеком "радужным", весёлым, мне тяжело и неприятно описывать собственную неустроенность, беспомощность, зависимость, унижения, ситуации, когда мне не оставляли выбора или у меня, его просто не было, так как меня грубо ставили перед свершившимся фактом. Однако не всё было так плохо! В любой ситуации можно находить "отдушину" и даже неприятности рассматривать сквозь призму временных неудач, с чувством юмора и даже с чувством здорового любопытства, "ну-ка, ну-ка, посмотрим, что же будет дальше, ведь и от меня тоже кое-что зависит!". Итак, "Поехали!", как сказал знаменитый Гагарин.

                ПЕРИПЕТИИ ФОРТУНЫ
               
      Жизнь продолжается!  Не связанное с печальными  событиями землетрясения, в начале апреля этого же года, нам предложили выбрать одну из квартир в новых домах города, как обещанную награду за проделанную моим супругом работу в Балше. Он, как всегда доверился моему вкусу и бытовому практицизму. Из того, что нам было предложено, я выбрала квартиру, пока ещё в новом строящемся доме, недалеко от главного железнодорожного вокзала «Гара де Норд».
      В доме остались не распределёнными две квартиры. Одна квартира была на девятом этаже, а другая четырёх комнатная, на четвёртом. Я выбрала квартиру на четвёртом этаже.
      Мои коллеги посоветовали пойти и осмотреть эту квартиру после землетрясения. Как мне объяснили, девятиэтажные дома при таком землетрясении подвергаются горизонтальным волновым нагрузкам, поэтому возможно четвёртый этаж нашего дома, подпал под так называемый «эффект бича». Именно на этой высоте могут происходить волновые сдвиги по горизонтали.
      Кстати, именно так был сдвинут, будто бы срезан посредине в сторону, один из таких девятиэтажных домов. К счастью, наш дом только строился, поэтому нагрузки на столбы и балки были пока ниже допустимых проектных норм. Фундамент, однако, слегка пострадал в отдельных местах, но всё восстановили, а столбам и балкам придали дополнительную прочность.
      Ко дню моего рождения мы уже смогли въехать в наше новое жилище.

                *****   

     Мы с радостью обустраивались в нашей новой четырёх комнатной квартире, учились, работали и радовались жизни. Серёжа продолжал учиться в том же лицее с преподаванием на немецком языке, а Алика пришлось перевести в школу поближе к нашему дому. Дети всегда трудно переносят разлуку с привычными для них условиями, друзьями или привязанностями. Олежка не был исключением, хотя в его прежней школе не все учителя были к нему благосклонны. Причины для этого были самые разные, но об одной из них я узнала с удивлением. Одна из учительниц вменяла ему в вину, что он каждое лето уезжал с мамой в Союз, и не участвовал «в общественно-полезных работах школы», как она выразилась. К тому же она плохо относилась к моей стране вообще, и к русским, в частности. А может быть, её снедала банальная человеческая зависть оттого, что другие граждане Румынии практически были «не выездными», а у какого-то обычного ученика были особые привилегии на выезд из Румынии. Допустимо ли это?!

      Этот год поставил перед Серёжей и перед нами ещё одну немаловажную задачу. В Румынии принято двенадцатилетнее школьное образование. Серёжино десятилетнее образование, с преподаванием на немецком языке, заканчивалось в этом году. Другие языки, включая и румынский язык, были факультативными. Но вступительные экзамены, в любое высшее учебное заведение, принимались только на румынском языке.
      Серёжа сказал мне, что очень многие слова из терминологии школьных предметов, он просто не знает, как произносятся по-румынски, что очень осложнило бы его поступление в высшие заведения Румынии.
      Мы решили забрать документы из немецкой школы и перевести Серёжу в лицей с преподаванием на румынском языке. Так и поступили.
      Серёжа продолжал обучение в бывшей школе с преподаванием в ранее на русском языке, от которой осталось лишь название – «Школа имени Зои Космодемьянской». Когда Чаушеску пришёл к власти, все школы с преподаванием на русском языке, были закрыты или перепрофилированы в школы с преподаванием на румынском языке. Новая Сергеева школа преподнесла нам ещё один сюрприз.
      Дирекция прежней школы с преподаванием на немецком языке, не настаивала на ношении общепринятой в Румынии школьной униформы, обязательной в других румынских школах.
      В школе с преподаванием на немецком языке запрещалось лишь носить любые другие цвета в одежде, кроме синих, голубых и чёрно-белых цветов.
      Что касается остальных правил в немецкой школе, касающихся внешнего вида детей, то они должны были приходить аккуратно одетыми и причёсанными, без уточнения, какой длины должны быть волосы у мальчиков. Поэтому в немецкой школе появление ученика в синих джинсах не считалось нарушением школьных правил.
      Совсем другая ситуация была в румынских школах, с чем Сергей никак не хотел соглашаться и не хотел носить обязательную школьную униформу. Из-за этого у него возникали постоянные неприятности с учителями.
      Лично я прекрасно понимаю Сергея. Десять лет он учился в школе с либеральными взглядами на внешний вид школьника. И вдруг он попадает в условия воспитания, которые не только противоречили его прежним понятиям о школьной дисциплине, привитой ему самой же школой, но и сформировали в его характере свободу выбора, которую отрицала румынская школа.
      Учительский коллектив румынской школы оказался сильнее. И, забегая вперёд, должна признаться, что, несмотря на то, что с учёбой у Сергея проблем не было, его всё же постановлением учительского совета за три месяца до окончания лицея, исключили из школы, лишь за то, что он посмел явиться в школу в джинсах!      
      Это уже переполнили и мою чашу терпения, и моего мужа. Возможно ли?! За три месяца до окончания лицея! Это означало, что он не имеет права подавать документы в институт, а значит, его будущее поставлено под угрозу! Лично я была убеждена, что это гаденькая месть за своеволие Сергея в течение всего периода обучения в лицее и за его свободомыслие.
      К счастью мой супруг нашёл к директрисе подход, а его обаяние заставило мадам изменить принятое ранее решение. Сергея восстановили в правах учащегося школы. Однако мадам не преминула добавить «ложку дёгтя в бочку мёда» и сказала мужу, что всё равно Сергей не поступит в институт, потому что есть претенденты куда более «высокого класса», как она выразилась.      
      Но она ошиблась! Из всего Серёжиного класса в институт поступило всего два человека из его выпуска. Сергей же поступил в Университет, где было всего семь мест на факультет арабского языка, а конкурс на эти семь мест был в несколько раз выше.    
      Виват, малыш, виват! Усилия не были напрасными, и правда восторжествовала! Говорят, что человека встречают по одёжке, а провожают по уму. Зачастую это правда, но, к сожалению, учителя видели на Сергее только его не понравившуюся им "одёжку", а вот ума-то и не заметили!
 Мой сын с первого захода после окончания школы поступил в Университет.
      Однако осенью этого же года Сергея призвали в армию до весны следующего года. Такой короткий срок службы в армии был предоставлен только тем ребятам, которые поступили в высшие учебные заведения. Но и этого срока мне хватило, чтобы узнать все плюсы и минусы "защитников Родины". О некоторых своих впечатлениях, про этот период Серёжиной службы в армии, я написала в другой части своих воспоминаний.

               
(продолжение следует)  Трансильвания, любовь моя!
http://www.proza.ru/2011/03/30/1418





 


Рецензии
Кора, во-первых сообщу Вам,что землетрясение в Румынии,которое Вашей
семье суждено было испытать,имело такую мощную силу по горизонтальному смещению земной поверхности, что ощущалось в Москве с силой около 3-х
баллов. Я сам и многие мои родственники и знакомые, особенно на верхних
этажах высоток,заметили дрожание посуды в сервантах и колебания перекрытий.Многие выбегали на улицу.Такого не случалось ни до ни после.
Во-вторых,что касается школьной формы.Я сам её не любил носить и всегда
протестовал.Но теперь я понимаю,почему она была бы и сегодня уместна.
Покупать дорогую одежду школьнику не всем родителям по карману.Одни
дети приходят разодетые в фирменные тряпки,а другие носят ширпотреб.
С детства идёт разделение на богатых и бедных,что вызывает в детях
зависть и другие негативные последствия.

Леонид Наумович   26.12.2012 02:12     Заявить о нарушении
Здавствуйте, дорогой! Вы снова у меня в гостях. Поздравляю с наступающими праздниками!

Да, я знаю, что и на европейской части территории Союза тоже ощущалось землетрясение.

А что касается школьных форм, то на то время ВСЕ одевались скромно. Условием в немецкой школе, где учился мой сын, было только одно - стрижка у мальчишек любая, но аккуратная ( в румынских школах волосы должны быть не менее 2 см. на голове), одежда только синих, чёрных , голубых и белых цветов, а униформа не запрещалась, кто хочет может ходить в униформе, но никто не хотел... Родителям так было и удобнее и дешевле. Не допускалось только разноцветье.
Конечно трудно ребёнку приспособиться к правилам новой школы с её диктатом на грани грубости, если 10 лет учился совсем в другой атмосфере. Перевестись в румынскую школу было необходимо для
того, чтобы поступить в ВУЗ. Далее я довольно подробно об этом писала.


Кора Журавлёва   26.12.2012 13:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.