Как создать шедевр
Заговорили о литературе, кто и что читает. Слышны слова: детективы, Чейз, Маринина, Донцова… Тополь… Кто-то произнес Акунин, Пелевин…Код да Винчи… Пауло Коэльо…Мастер и Маргарита…
- Три раза пыталась прочитать этого «мастера» и, начиная, каждый раз бросала. Ничего не понимаю. Что интересного находят другие? Какая-то несвязанная бессмыслица, - сказала медсестра или продавщица, (точно не помню), одетые в добротную моду прошлого века.
Тут в разговор вступил знающий человек. Назовем его Бывалый Читатель.
- Вы просто не умеете читать. Важно не только содержание, но и то, как пишут, - бисером рассыпались его слова. – Способ и мастерство выражения.
- К примеру – живопись. Почему картины некоторых художников стоят миллионы, а другие всего – ничего? И на тех, и на других предмет изображения, приблизительно одинаков: пейзаж, натюрморт и т.д. В чем же разница?
Очевидно, имеет значение, какие используются краски, способ их нанесения, и многое другое. В общем, все то, что называют «кисть мастера».
Иногда, для ценителей, «способ нанесения краски», важнее предмета изображения.
- В литературе, - продолжал он, - чаще увлекаются содержанием, сюжетом. Особенно, если его увлекательность держит в напряжении читателя.
Как вязальная спица, каждой ниткой выполняет узор, так, каждая следующая фраза, подвешивает читателя в паутине сюжета, из которого он уже не может выбраться.
В этом успех детективов, приключений и прочих подобных творений. Сам язык, иногда просто приносится в жертву.
А, между прочим, важно все. Диалоги, прямая речь, стиль, психология, мысль…
И еще, почти по Фрейду, глубина проникновения, определяющая остроту ощущений.
Все замолчали, задумались, проникаясь в сказанное.
Прекрасен язык мастеров русской прозы: Толстого, Достоевского, Чехова, Горького, Паустовского, Бабеля … - говорил Бывалый Читатель
- Порой, читаю Достоевского и больше одной страницы осилить не могу. Тону в тонкой словесной вязи, в ажурном хитросплетении фраз, в арабесках стиля и сюжета, - журчал его голосок в завороженные уши слушателей.
- С другой стороны известны лауреаты нобелевской премии: Солженицын, Пастернак, заслуги, которых скорее политизированы, чем оценены. Как мастера русской прозы, они значительно уступают другим, - задумчиво размышлял Бывалый.
- Я лично,- завершал Бывалый Читатель, - нынче увлекся малоизвестными авторами, публикующимися на прекрасном интернет ресурсе Проза ру. Рекомендую.
Можно набрести на настоящий шедевр.
С другой стороны, встречаются ужасные длинноты, с описанием событий, которые могут быть интересны только самому автору. Повествования достойные, в лучшем случае, личного дневника автора. Сюсюканье по поводу своих «гениальных» детишек, личных впечатлений и т.д.
И, даже, «отдельные проявления» звездной болезни, на сером небосклоне.
Кризис душевности. Дефицит общения, как результат волчьих отношений при капитализме, выливается на страницы сервера, а мог бы покоиться в частном мыле.
- Ага! – мысленно вскричал я!
Теперь я знаю чему надо учиться, и что надо учитывать, чтобы получилось настоящее литературное произведение. Вот правила, которые надо соблюдать.
- Тщательно продумывать сюжет. Он должен быть содержательным, или, хотя бы, просто быть. В идеале, сюжетом увлекательным настолько, что читателю невозможно было бы оторваться. Он крепко берет читателя за руку и неумолимо ведет до конца произведения.
- Язык должен быть ясным и легко читаем. Красивые метафоры, и прочие находки… «День будто окунули в безмолвие» (Паустовский)
- Стиль. Ну, это как походка, у каждого своя.
- Не допускать или убирать монотонность и длинноты. Мир, человек, перегружен информацией. Одна страничка, максимум две. Дальше никто не читает, если сюжет за руку не берет. Или за душу?
- Диалоги, «как они сближают».
- И многое другое. Недостающее – вписать!
- Наконец, быть Честным! Зашел на страницу, открыл произведение – читай, а не «сиди» на странице. Сервер пока не умеет фиксировать движения глаз. Любишь, чтобы читали тебя – читай сам. А, прочитав, пиши отзыв. ОТЗЫВ – не рецензию, на нее способны единицы. И отзыв полноценный, а не хлюпающие междометия. Пусть отрицательный, но содержательный.
- Таким образом, если произведение прочитает значительное количество читателей-писателей, и каждый оставит свой конструктивный отзыв, то ваше скромное творение автоматически превращается в коллективный продукт творческого штурма, посредством ума и таланта всех участников писательского марафона.
И становится шедевром!
Удачи на творческом пути! :-)))
Свидетельство о публикации №211032901353