Каскадёрская бригада коммунистического труда

Основоположниками трюкового искусства в СССР с 1924 года стали Григорий Козинцев  и Леонид Траберг с фильмом "Похождения Октябрины" ,май  1924 ,Петроград и Лев Кулешов с фильмом "Невероятные приключения мистера Веста в стане большевиков" , октябрь, 1924,Москва ,подготовив актёров к выполнению трюков в своих студиях ФЭКС и Конолаборатория. Их последователи С.Эйзенштнейн,Г.Александров, В.Пудовкин  создали при Мосфильме группу спортсменов-каскадёров под руковдством Глеба Рождественского,боксёра и тренера ,получившего образование на Высших курсах преподавателей Всевобуча по программе готов Труду и обороне СССР. С 1911 года в кино использовали армейские подразделения - "Оборона Севастополя". Конная группа джигитов Алибека Кантемирова п привнесла в кино ряд конных трюков и номеров, ставших основой советской и мировой школы конных трюков.Самбисты московского спортивного общества "Динамо" участвовали во многих фильмах и показывали приёмы рукопашного боя. В 1949 году юный студент Александр Массарский попал в массовке на съёмки фильма "Звезда" по роману Казакевича и увидел работу питерской группы самбистов под руководством старшего тренера Ивана Васильева. Эти самбисты участвовали в съёмках драк во многих фильмах 1950-х на Ленфильме - "Тайна двух океанов","Дело Румянцева", "Улица полна неожиданностей", как сам Массарский пишет в своей книге "За кадром и в кадре". Однако это не помешало ему обозвать себя ОСНОВОПОЛОЖНИКОМ отечественной школы каскадёрского искусства и протащить этот титул в награду от Фонда Артист в 2018 году к своему 90 летию. Так искажается история! Тем более , что сам А.С.Массарский в интервью корреспонденту газеты "Советский спорт" от 01.01.1977 говорит, что никакой ШКОЛЫ КАСКАДЁРОВ на ЛЕНФИЛЬМЕ нет и приёмная комиссия никого не принимает в каскадёры, ибо на его ложные статьи в газетах  народ поехал в Ленинград поступать в ШКОЛУ КАСКАДЁРОВ на Ленфильме целыми взводами после окончания службы в Советской армии.

   В СССР 1960 -80 х  исполнители трюков /именно так их официально называли в документах/ это белые и пушистые строители коммунизма,спортсмены и по малопонятным причинам,помогающие своим спортивным мастерством советскому кинематографу люди. Во всяком случае наш старший тренер ЛОС ДСО "ТРУД" А.С.Массарский рекламировал в кино всемогущество молодого вида спорта - борьбы самбо. В журнале "Советский Союз" №4,1974 год мы предствалены как инженеры,официант ресторана "Метрополь" , механики, директор конной школы в парке г.Пушкин /точнее -прокат лошадей/  и  строящие коммунизм, а в свободное от основной работы время, совершенно безопасно горим,тонем и падаем со второго этажа. То есть так своеобразно подрабатываем своей второй профессией в свободное от основной работы время. Он сам,по моему,верил,что мы безболезненно можем грохнуться со второго этажа безо всякой страховки. И сам Массарский,оставив на минутку работу старшего тренера ЛОС ДСО ТРУД по самбо, конструирование "бани в чемодане" забежал на съёмочную площадку и организовал трюковую съёмку с пожарами,взрывами,падениями людей и лошадей,переворотами автомобилей на большой скорости / и где только он этому научился? уж не в синагоге ли?/.

У Массарского нет даже спортивного разряда,окончена школа тренеров при институте физкультуры имени П.Ф.Лесгафта и с 1963 по 1973 год выполнена работа бригадира спортивной массовки в пяти кинокартинах, в двух из которых эти драки удалены, как "липовые"!Опыт работы им приобретался экспериментально на наших телах, пробуя их на прочность при падениях и горениях без страховки/ "Даурия"/.
   И мы это делали,отползая после падений в больницу,скрывая от посторонних скупые мужские слёзы.А режиссёры и актёры диву давались,вопрошая: как это вы так можете ,ребята?Неужели вам не больно? А газеты про наших заморских коллег вот как писали - безумцы,преступники.
    С его лёгкой руки термин "Каскадёр" с загадочным и героическим ореолом перекочевал из французских газет /точнее из статьи "Каскадёр" М.Беленькгог в журнале ВОКРУГ СВЕТА, №7, 1971 / на страницы газет советских. Американских газет ему увидеть не удалось, поэтому термин "стантмен" остался без внимания. Хотя и тот, и другой ничего кроме как "мальчиков для битья" или "спортивной массовки" под собой не подразумевали. Каскадёры, спортсмены, стантмены или "мальчики для битья" в кино были призваны изображать разбивающихся в авариях и несчастных случаях,людей.Ничего больше. Заслуга их состояла и состоит в том, что они терпят боль от ударов и ,по мере возможности, стараются её уменьшить и смягчить. Искусство режиссёра и оператора при таких съёмках позволяет иллюззию от удара сделать максимально правдоподобной и болезненной.
   В СССР люди стали называть себя каскадёрами / а могли бы с таким же успехом называть космонавтами/ исключительно из тщеславия. Спортсмен- автогонщик, спортсмен-боксёр,спортсмен-конник не так благозвучно и загадочно звучало,хотя сут вопроса отражало точнее и правильнее.
   Поскольку обучения и тестовых экзаменов на получения профессии каскадёра в СССР не существовало, то для пущей важности  в газетах и среди знакомых себя стали называть как достойные спортсмены, так и авантюристы всех мастей - от прилипал, никогда не испытавших силы удара при падении /Массарский, Шулькин, Балон / , так и "отморозков" ,закончивших свои упражнения перед кинокамерой в могиле,больнице или инвалидной коляске как Саша Карин.
  Эффект в кошельке и на танцплощадке был от этого словоблудия примерно одинаковый.
  А вот эффект на киноэкране остался разный. От достойных мастеров ,имена которых все позабыли - восторг и восхищение. А от других - гомерический хохот. Но именно их именами пестрят книги и газеты со звонкими заголовками "Каскадёр раскрывает тайны", "Профессия-каскадёр","Риск моё ремесло", "Настольная книга каскадёра","Каскадёрские байки","Господа каскадёры" и прочая хрень. Не верьте этой галиматье. Поищите и почитайте  статьи серьёзных ,скромных людей,посвятивших этой профессии часть своей жизни - Петру Тимофееву  - " Трюк - это умение падать", Усену Кудайбергенову - "Трюк над пропастью проблем", Николаю Ващилину " - Они снимались за Родину" и "Мы умирали по воле режиссёров". И..... делайте ваши ставки,господа!


Рецензии