Гений и злодейство
Виктору Куржалову, Григорию Белоцерковскому,
Николаю Романовскому, Даниле Сомкнулову, с улыбкой.
Звуки моцартовского менуэта сверкающими брызгами разлетались по залу, отражаясь в хрустале зажжённых люстр и исчезая в тёмных уголках галёрки. Музыканты старались изо всех сил.
На последних тактах боковая дверь партера открылась, и вошёл… Сальери. На нём был седой парик с бакенбардами и серый, отделанный серебром камзол. В вытянутых вперёд руках Сальери держал высокий хрустальный бокал, до краёв наполненный прозрачной жидкостью вишнёвого цвета (честно говоря, это был компот).
Не сводя сосредоточенного взора с бокала, Сальери осторожно продвигался по проходу между зрительскими креслами и декламировал:
Кто скажет, чтоб Сальери гордый был
Когда-нибудь завистником презренным,
Змеёй, людьми растоптанною, вживе
Песок и пыль грызущею бессильно?
Никто! А ныне – сам скажу – я ныне
Завистник. Я завидую: глубоко,
Мучительно завидую.
– О небо!
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений – не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан –
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?..
- Ааа! Ага! – раздался крик с противоположной стороны, и в зал ввалился… Моцарт собственной персоной. Он
тоже был в парике, камзоле, панталонах, белых чулках и туфлях с пряжками.
- Ага! Увидел ты! А мне хотелось
Тебя нежданной шуткой угостить.
- Ты здесь! – Давно ль? – осведомился Сальери, на секунду отвлёкшись от бокала с ядом.
- Сейчас. Я шёл к тебе,
Нёс кое-что тебе я показать;
Но, проходя перед трактиром, вдруг
Услышал скрыпку…
Моцарт махнул рукой в сторону нашего альтиста Вити (он у нас – единственный парень в квартете, поэтому
роль пушкинского «скрыпача», безусловно, досталась ему).
…Нет, мой друг, Сальери!
Смешнее отроду ты ничего
Не слыхивал…
- О чудо!
Не вытерпел, привёл я… скрыпача
Чтоб угостить тебя его искусством.
По замыслу режиссёра, у всех участников сего действа, которое происходило на седьмой день театрального фестиваля, должны были слегка подрагивать руки – день закрытия всё-таки, да ещё День театра впридачу. Итак, повинуясь жесту подрагивающей руки Моцарта, Витя встал со своего места на сцене, поднял альт, и попытался поднести дрожащий смычок к инструменту.
Вообще-то, Витя у нас – абсолютно положительный парень без вредных привычек, поэтому роль скрипача-алкалоида давалась ему с трудом, несмотря на подбадривающее дрожание остальных действующих лиц и разъяснения режиссёра на репетициях.
- Из Моцарта нам что-нибудь! – скомандовал Моцарт.
Витя с хрустом опустил смычок на струны и начал коряво наигрывать тему «Менуэта». Моцарт разразился гомерическим хохотом вместе с публикой, которая уже давно веселилась вовсю. В этот момент кулисы на противоположном конце сцены раздвинулись, и оттуда вылез наш любимый артист Григорий Яковлевич, который, согласно замыслу режиссёра, изображал театрального дворника, и, по совместительству, конферансье. В руках он держал совок и метлу.
- И ты смеяться можешь? – не согласился с коллегой Сальери, неуклонно приближаясь к тому со своим роковым бокалом.
- Ах, Сальери! – продолжал хохотать Моцарт, - Ужель и сам ты не смеёшься?
В этот момент Моцарт зафиксировал свой взгляд на бокале и чрезвычайно им заинтересовался. Григорий Яковлевич, подметавший сцену, тоже попробовал переместиться поближе к бокалу, но Сальери грозно посмотрел в его сторону.
- Нет! (Сальери решил отстаивать свою точку зрения до конца и разъяснить-таки коллеге, в чём тот не прав).
- Мне не смешно, когда маляр негодный
Мне пачкает Мадонну Рафаэля,
Мне не смешно, когда фигляр презренный
Пародией бесчестит Алигьери.
Невероятно, но бокал всё-таки оказался в руках у Моцарта.
Яковлевич попытался протянуть к нему дрожащую руку.
- Пошёл, пошёл! – начал отгонять Яковлевича от бокала бдительный Сальери. Тот отпрянул.
- Постой же: вот тебе! – вмешался сердобольный Моцарт и бросил Яковлевичу монетку. – Сходи, принеси ещё!
Григорий Яковлевич послушно подобрал монетку, отбросил метлу и ушёл за кулисы.
Моцарт, наконец, сосредоточился на бокале и картинно осушил его, воскликнув при этом:
- Я пью за день театра!
Сальери, любовно наблюдавший за каждым глотательным движением Моцарта, в радостном возбуждении потёр руки.
Моцарт аккуратно поставил бокал на авансцену (реквизит всё-таки) и начал посылать публике воздушные поцелуи.
«Неожиданно» он издал ужасающий крик, схватился за живот, согнулся, откинулся назад, потом начал беспорядочно молотить руками воздух.
Сальери радостно завопил и приготовился добивать жертву, вытащив из-за пояса два картонных кинжала, специально изготовленных бутафорами по этому случаю.
«Сладкая парочка» отправилась в обратное путешествие через весь партер, оглашая воздух воинственными криками. Моцарт на каждом шагу падал на подворачивающихся зрителей. Сальери покалывал его кинжалами в бока и прочие чувствительные места. В воздух взвивались алые атласные ленты, которые Моцарт незаметным ловким движением выбрасывал из бокового кармана. Это были, несомненно, струи крови…
Разумеется, все симпатии и зрителей, и музыкантов, были на стороне Моцарта. Так уж повелось с пушкинских времён…
А ещё очень хотелось крикнуть Моцарту: - Отстреливайся, Коля!
Свидетельство о публикации №211032900707
Замечательно описано. Из этого становится ясно, что вы живете очень насыщенной жизнью. Тут можно задать вопрос - это то, о чем вы мечтали в детстве? Иными словами - все ли ваши мечты сбылись, и, если нет, то думали ли вы над тем, почему?
Я не могу оставить банальную рецензию, мне обязательно нужно залезть в душу человека через открытое окно какого-то произведения. Ну если оно открыто? Мало того, в вашем случае оно не просто открыто, там горит свет, и за столом на кухне кто-то сидит. Ибо часто я залезаю в окно, хожу по квартире, зову хозяев, но никто не выходит...
А через ваше окно я вижу состоявшегося в жизни человека. Весь вопрос в том, именно ли этого вы хотели, или, участвуя в этом замечательном спектакле, в глубине души хотели бы быть где-то еще, но понимали, что это уже невозможно?
Дана Давыдович 12.11.2011 22:03 Заявить о нарушении
Да, свет на кухне горит допоздна...))
Я с детства мечтала стать музыкантом. И стала. Да, моя судьба могла сложиться иначе - были и переломные моменты, и судьбоносные решения, и упущенные возможности. Но, когда я размышляю о жизни, я поражаюсь её мудрости. Просто какие-то знаки мы неправильно истолковываем. Потом за это платим.
Я, например, считала, что моё призвание - быть педагогом. После окончания музучилища год работала в музшколе в небольшом городке. Была в полном восторге.
Потом пошла учиться на ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ факультет академии музыки, хотя он считался непрестижным. Когда была на втором курсе, мой преподаватель уехал в Германию. Он преподавал ещё и в музучилище, и там остались ученики. И вот меня буквально заставили взять третьекурсницу и выпускницу. Я брыкалась, как могла, доказывая, что я ненамного их старше, но пришлось смириться. В общем, под моим руководством они повысили свои результаты))) в среднем на балл, то есть, троечница стала четвёрошницей, а четвёрошница соответственно... Коллеги такого безобразия, естественно, не простили, и на следующий год я уже не работала.
Продолжала учиться, и неожиданно у меня проявились способности к инструментовке. Организовали с подругой ансамбль, добились исполнительской специализации (факультет-то был педагогический). Потом нам предложили организовать ансамбль в театре...
И только спустя много лет я поняла, что судьба неспроста тогда дала мне такой шанс - работать в музучилище да ещё с выпускным курсом. То есть это можно расшифровать так: "Посмотри - ты это МОЖЕШЬ, успокойся и будь исполнителем"!
Надежда Милованова 13.11.2011 01:25 Заявить о нарушении
Зря коллеги "не простили", есть преподаватели, которые вообще ничем не помогают, а у вас есть не только желание, но и способность поднять вот этого конкретного человека вот на этот конкретный балл повыше.
А есть ли еще какие-то мечты, которые пока не сбылись?
Дана Давыдович 13.11.2011 23:07 Заявить о нарушении
Юрий Хозяинов 09.05.2012 08:52 Заявить о нарушении