Глава 4. Уральский алмазик

   
На фото моя жена Руфина Дмитриевна Верхоланцева (Николаева). 1959 год.
             
В ЭКСПЕДИЦИЮ - НА ЗАРАБОТКИ
Некоторые мои друзья и я с ними загорелись идеей найти хороший заработок в летние  каникулы. И вот в самом начале июля 1953 года в экспедицию от института кристаллографии АН СССР поехали мы двое - Паша Вавилов (студент на курс старше меня) и я. На поезде мы  доехали до ж.д. станции Пашия (недалеко от города Чусового).

 От станции на грузовом автомобиле со съёмными лавочками для сидения, проехав примерно 18 километров по лесной дороге, добрались до места назначения, посёлка Кусье – Александровский Чусовского района Пермской области.

 Этот посёлок был столицей алмазодобывающего региона, единственного тогда в СССР. Здесь располагалось управление треста «Уралалмаз» МВД СССР. Добыча породы, содержавшей алмазы, производилась огромными драгами, которые ползли от верховьев до устьев небольших и совсем малых рек в округе, прилегающей к Кусье – Александровскому. Попутно перерабатывались отвалы породы, оставшиеся, как минимум, от двух предыдущих проходов драг, в давние годы добывавших в этих местах сначала золото, а потом - платину.

 Обогащение породы и извлечение из неё алмазов происходило на специальных фабриках,   которых в округе было несколько. А в самой Кусье (так зовут свой посёлок его жители)   находилась научно - исследовательская лаборатория (НИЛ), задачей которой была разработка новых и усовершенствование существующих методов обогащения породы и извлечения алмазов из породы.

 В эту лабораторию нас и направили, так как именно на базе НИЛ работала экспедиция института кристаллографии. Целью этой экспедиции было, как я понимаю,изучение некоторых физических свойств алмазов, таких, как их фото - и ренгено-люминесценция.

 Кстати, единственный, по крайней мере - в те годы, способ извлечения алмазов из обогащённой породы был основан как раз на том, что под воздействием рентгеновского излучения все алмазы люминесцируют (светятся) ровным голубым светом по всему объёму  кристалла. А фотолюминесценция алмазов (свечение под действием, в частности,   ультрафиолетовых лучей) очень разнообразна и по спектру и по расположению излучающих  участков на поверхности кристалла.

 Моими основными обязанностями в экспедиции было как раз наблюдение свечения c  последующим описанием этого порой очень красивого явления. Через мои руки проходили многие сотни алмазов различных размеров - от самых малых осколочков до достаточно крупных (класса от 8 до 16 мм). Несколько штук алмазов одного класса заворачивались в  бумажные пакетики.

  ВЛЮБИЛСЯ С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА
 Случалось, что при разворачивании пакетика или при помещении алмазов обратно в пакетик, я нечаянно ронял кристаллик на пол. А эти кристаллики, даже самые малые (класса от 1 до 2 мм),были предметами строгой отчётности, да, наверное,и стоимости немалой. Короче,порой мне приходилось на четвереньках ползать по полу, отыскивая упавшие «драгоценности».

 И однажды, находясь в этой неблаговидной позе, я услышал над собой звонкий женский голос с характерным пермяцким «оканьем»: «И чтО этО такОе Вы тут делаете?». Не поднимая головы, я буркнул: «Стойте на месте, я ищу на полу одну очень мелкую гадость, которая почему–то называется алмазом».

 Потом, подняв голову, увидел симпатичную светловолосую девушку со смеющимися яркими серыми глазами, и тут же продолжил: «Но, кажется, один настоящий алмазик я уже нашёл». Редко я бываю таким находчивым, но в тот раз нужные слова нашлись сами собой. И мгновенно. Вот так состоялась моя первая встреча с Руфой Верхоланцевой. Она работала в этом НИЛ - е в должности техника - лаборанта. 

 Пашу Вавилова и меня поселили в частном доме, наше проживание оплачивала экспедиция.   Скоро и Паша познакомился с хорошей местной девушкой. Обе девушки приходили к нам в гости, мы угощали их картошкой, жареной на хозяйкиной сковороде. Иногда картошка бывала  даже с мясом. Я познакомился с двоюродным братом Руфы - красивым крупным парнем Арианом Верхоланцевым, недавно окончившим срочную военную службу на флоте. Иногда Руфа приходила к нам вместе с ним.

 Обычно мы с Павлом обедали в местном ресторане. В сущности это была просто неплохая столовая. Здесь же обедало наше экспедиционное и всякое другое   начальство. Иногда мы позволяли себе (и наши заработки позволяли) выпить за обедом по 50 граммов коньяку. В таком случае мы просили официанта налить коньяк в обычные гранёные стаканы и опустить в них чайные ложки (чтобы «враг не понял»).

 В свободное время Руфа и я вдвоём часто бродили вдоль речек, одна из которых называлась Койва, а другая - Кусья (откуда  и  название  посёлка).

 По берегам речек встречались удобные для купания места с песчаными пляжами. Очень удобное для купания место было и в самом посёлке - в пруду, образованном запрудой перед впадением Кусьи в Койву. Но купаться хотелось очень редко. Лето было холодное. Это было то самое знаменитое «холодное лето 1953 года».
 


Рецензии
Владилен, какие красивейшие места вам удалось увидеть в юношеские годы. Я в эти годы жил на станции Бисер, помню геологов, которые располагались на зелёных улицах посёлка, раскладывали свои кёрна и колдовали над ними. Река Койва, её берега и днище - это первые алмазы России. Это потом всё переместилось в Якутию. Спасибо за миниатюру, напомнили детство. Заходите в гости, почитайте мои зарисовки о реке Койве, может быть это тоже наведёт вас на приятные воспоминания. С уважением

Владимир Голдин   20.04.2013 08:06     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владимир! Спасибо за посещение моей страницы. Кроме воспоминаний с берегов Койвы я увёз ещё и жену. Так что воспоминаний на самом деле очень много. А в Проза.ру есть ещё несколько моих замток о жизни в Кусье в 1953 - 1954 годах.
С уважением
Владилен

Владилен Николаев   20.04.2013 10:57   Заявить о нарушении
Владилен, как же их фамилии или псевдонимы, интересно почитать впечатления о прожитом, о близких краях? Конечно, если можно! С уважением

Владимир Голдин   20.04.2013 14:31   Заявить о нарушении
Владимир, я не понял о каких фамилиях (или псевдонимах) Вы спрашиваете. Если же Вы хотите почитать мои воспоминания о Кусье 1953 - 54 годов, то сделать это очень просто. На моей странице (Владилен Николаев Проза.ру) Вы открываете папку "Студенческие годы" и находите в ней то, что Вас заинтересовало, а также всё прочее, что ещё Вы захотите почитать.
С дружеским приветом
Владилен

Владилен Николаев   20.04.2013 18:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.