Система защиты всех и каждого
На это мероприятии приняли участие министр и ключевые сотрудники министерства социальной зашиты населения Кыргызской Республики (МСЗН КР), сотрудники районных управлений соцзащиты, департамента прав защиты детей, районных отделов по поддержке семьи и детей (ОПСД), представители АУПКР, организаций гражданского общества и международных организаций.
Эксперт ОФ «Инсан-Лейлек» Елена Хорошман выступила с презентацией данного проекта и поделилась опытом работы по совершенствованию социальных услуг, в том числе и при оказании помощи детям, оказавшихся в трудных условиях в ряде районов юга Кыргызстана. На данное время уже проведены обучающие семинары с несколькими десятками работников социальной сферы в Нарынском, Лейлекском, Араванском, Баткенском районах.
Ключевым фактором при достижении успеха является умение работать в партнерстве с различными государственными и общественными организациями.
Люди быстро понимают все трудности существующего положения и быстро схватывают новые стандарты ответственности и качества оказываемых услуг.
По словам координатора проекта Гульнары Дербишвой, пришло время всеръез и надолго заняться решением проблем наших детей, чтобы по возможности никто из них никогда не чувствовал себя в безысходном положении. То есть, говоря проще, любой ребенок в семье должен быть защищенным. При этом проект особое внимание уделяет принятию превентивных мер на самых ранних периодах зарождения кризисных ситуаций.
Как показывает наша практика, в большинстве случаев этот момент наступает с того самого момента, когда глава семьи теряет работу вследствие увольнения или сокращения. Это, можно сказать, самый первый тревожный сигнал, когда социальный работник уже должен наведаться в такую семью, чтобы постараться помочь разрешить возникшую проблему и обладать соответствующими полномочиями и влиянием. Намного сложнее помочь на более запушенной стадии, когда глава семьи начинает вовлекаться в пьянство. И уж, конечно, очень трудно оказать действенную помощь детям из тех семей, в которых кто-то из родителей, а иногда оба родителя вместе страдают алкоголизмом, наркоманией.
Но бывают и более сложные случаи, когда дети страдают от жестокого обращения главы семьи или кого=то из старших братьев, в силу существующих традиций. Иногда бывает и так, что грубое отношение мужа к жене, трансформируется в грубое отношение мальчиков к девочкам. Отдельной темой является проявление насилия к детям в школе – со стороны учителей или сверстников или учеников старших классов.
В общем, существует масса проблем и форм насилия, о которых должны быть подробно осведомлены работники социальной сферы в каждом городе, селе и квартале. Все должны быть надежно защищены от произвола. Без достижения этой защиты в семье, на улице, в школе или где-то еще - не может быть и речи ни о каком добросовестном управлении в государстве. Ведь сказано же, что семья это ячейка государства, и какие порядки существуют в ней, такие же проецируются и на государственном уровне. Если мы не сможем защитить детей в семье, то не сможем защитить наших граждан и на государственном уровне.
Назгуль Ташпаева, экс-министр министерства социальной защиты, эксперт международной организации:
- Важно составить четкие положения и порядок реализации поставленных задач, начиная от того, как и в какой форме следует писать заявления, оговорить сроки, порядок обжалования. Без этого не удастся добиться результатов. Это же касается и критериев, согласно которым будут выявляться нуждающиеся в помощи семьи и дети, так оценка результативности оказанной помощи. То есть необходимо большая работа по привлечению достойных кадров или их подготовке и переподготовке. В то же самое время реформа системы соцуслуг и совершенствование этой работы не может идти в отрыве от реформы всей системы госуправления. То есть остальные министерства, государственные и местные органы власти должны быть вовлечены в этот процесс, осуществляя конкретные шаги по оздоровлению и совершенствованию управления, снижения коррупции, повышая прозрачность и подотчетность своей деятельности. Только при таком условии можно перенастроить властную структуру на эффективное решение таких важных проблем как неблагополучные семьи и оказание действенной помощи им.
И, конечно же, очень важно опираться на уже накопленный опыт пилотных проектов в этой области, уметь тиражировать то хорошее, что уже достигнуто в отдельных районах.
Айгуль Рыскулова, министр МСЗН КР:
- Безусловно, настоящий социальный работник это штучный товар. Я бы сказала, что быть социальным работником – это состояние души, как обычно говорят о творческих работниках. С принятием проекта «О социальном патронаже», когда настанет время переходить от пилотных программ на выполнение общегосударственной задачи, будут вводиться соответствующие штатные единицы на всех уровнях. При этом здесь нам будут угрожать две опасности. Во-первых, на должности совработников могут оказаться люди по знакомству (отставные правоохранители, чиновники и другие категории), совершенно не готовые и не способные к такого рода деятельности. А во вторых, я боюсь того, что фокусирование общественного внимания на проблемных детях и семьях, может привести к росту детей, которые будут расти вне семьи.
И без того, в Кыргызстане в последние годы наблюдается весьма тревожная тенденция. Так в прошлом году в республике существовало 120 домов-интернатов, где живут и воспитываются дети, при том далеко не все они являются сиротами.
В этом году число подобных учреждений возросло до 170, многие такие интернаты открываются на средства зарубежных доноров, но наши отечественные благотворители также вносят свою лепту.
Необходимо так поставить работу, чтобы социальный патронаж не обернулся в итоге ростом числа семей, которые будут терять право на воспитание детей. Как показывает печальная статистика, ребенок, оказавшийся в детдоме при живых родителях, уже имеет очень мало шансов на то, чтобы вернуться обратно в семью.
И, наконец, Кыргызстан в данное время сталкивается с проблемой детей мигрантов, и мы пока не знаем, как ее решать. Дело в том, что по подсчетам экспертов, в республике насчитывается не менее 20 тысяч детей, положение которых мало чем отличается от положения круглых сирот. Дело в том, что их родители – мамы и папы – постоянно живут и работают в России или Казахстане и имеют возможность видеться с детьми не чаще одного раза в год. Можно только представить, с каким проблемами, сталкиваются эти дети, оставшиеся на попечении дальних родственников или даже оставшиеся без всякого внимания и заботы?
С одной стороны, для многих из них, устройство в детдом было бы неплохим выходом из положения, но с другой стороны это все-таки крайняя мера, поскольку, как показывают результаты независимых исследований, в 50 процентах детдомах существует факты насилия над детьми, дедовщина и прочие негативные явления на полное устранение которых потребуется много времени. А теперь представьте, сколько детей у нас растут в неполных семьях, при одном из родителей – матери или отце, когда один (или одна) из них живет заграницей? Вот почему я уверена, что для решения всех этих проблем требуется ювелирная точность и профессионализм, самый тщательно составленный план работы и карта проблемных семей в каждом селе.
Дамира Джумабекова, работник ОПСД Ленинского района Бишкека:
- Этот проект о социальном патронаже должен стать нормативно-правовым документом, касающимся всех министерств, а не только одного ведомства. Только после этого он заработает. На уровне МТУ существует много проблем, но социального работника там нет. Поэтому все идут к нам. В ОПДС уже накоплен опыт работы в этой сфере, который не следует отбрасывать и уж тем более, после того, как подобные штатные должности появятся на уровне МТУ, районные подразделения должны быть сохранены.
- Безусловно, всеобщее внимание к данной проблеме общественности, - говорит Гульнара Дербишева, - будет способствовать успеху дела. Но ключевым фактором успеха все же является совершенствование и реформа всей структуры госуправления. Наши чиновники и руководители всей уровней должны понять совершенно четко и отдавать себе отчет в том, что от того, насколько качественно и добросовестно они справляются с возложенными на них обязанностями, зависит напрямую судьба и благополучие наших детей. Если мы хотим, чтобы наши дети с малых лет были защищены такой же мощной системой социальных гарантий, страховок и общественной поддержки, какая существует в Щвеции или Англии, мы должны создать такую же систему ответственного управления и жесткого контроля и законности.
От себя добавим, что этот процесс будет весьма болезненным для многих руководителей. Как показывает замечательный опыт пилотного внедрения практики прозрачного управления (в рамках проекта ЕС по совершенствованию госуправления) в министерстве соцзащиты и сельского хозяйства, осуществленный в прошлом году, обнародованные данные по коррупции спровоцировали не просто волну недовольства, а настоящую войну между руководителями-консерваторами и реформаторами, которые не утихают по сей день.
Свидетельство о публикации №211033001116