Говори в пространство. Говори. Часть1

                «Говори в пространство. Говори…»



«Даже неуслышанный не сетуй!
Говори в пространство. Говори!»
/А. Ревич/


                1

   Я – собака. Да, та самая – обыкновенная собака: морда, четыре лапы, хвост. Ещё есть любящее сердце и душа. Вот именно, душа!  Некоторые ученые очень убедительно доказывали, что у животных, то есть, таких как я, души быть не может. Как же так? Ведь это неправда!  Есть душа, есть и у меня и всех других собак и кошек, и вообще у всего животного мира. Про растения врать не буду. Не знаю. Может быть, есть душа и у них и у камней, и у воды…

  Итак, я собака, точнее кобель. Зовут меня Валдай. Впрочем, я не совсем обычный пес. Я  – минно-розыскной пёс. А ещё я был на войне. В Афганистане.  Чем закончилась служба?  Пуля снайпера нашла меня. И я погиб.  Но я заслонил собой своего хозяина, с которым нас связывали долгие месяцы настоящей дружбы.  И он остался жить, живёт и сейчас. Я часто вижу его постаревшего и поседевшего. И он вспоминает меня ежегодно. В тот самый день, 8 сентября,  который считает  своим вторым днём рождения. Мне приятно, что он помнит меня, ведь это позволяет мне жить ещё и ещё.  Только помочь ему я никак не могу. Хотя нет, могу. В его снах я предупреждаю его о грозящих опасностях, он прислушивается к моим советам и избегает преждевременной  гибели. Пусть бы он жил как можно дольше, тогда и я буду чувствовать себя нужным ему.

   Зачем люди воюют? Зачем убивают и калечат друг друга. К чему эти войны?! Я объявляю проклятие войнам отныне и вовеки!

    У животных всё иначе. Конечно, убийства тоже случаются, но это  для того, чтобы жить и питаться, мы вынуждены убивать наших врагов или нашу потенциальную пищу. Среди людей часто можно услышать мнение, мол, в мире животных  действуют ужасные отношения… Но что значит «природная жестокость»? Борьба за выживание всегда законна. К тому же мы  никогда не убиваем ради развлечения.  Порой даже дружим со своими заклятыми врагами. Например, с кошками.  Во многих семьях, я знаю, собаки  мирно уживаются с  кошками. Я знаю одну семью, где под одной крышей проживают собака, кошка и даже крыса. Они спят все вместе, слежавшись в один разноцветный клубок, едят вместе, иногда из одной общей чашки. Честно говоря, крыс я сам как-то не очень жалую. Бр-р-р. Правда, там белая крыса, очень даже симпатичная, с красными глазами. Но я  всё  же не завидую тому  псу Корсару,  которому приходится принять эту причуду хозяина.  На что только не пойдешь ради дорогого тебе человека, который кормит тебя, гуляет с тобой, которому ты просто обязан тем, что живёшь. Ведь иначе тебя бы просто утопили после рождения.

  Что я помню о своих последних минутах жизни на земле?  Я почувствовал удар в голову, увидел яркую вспышку света. Нет, боли не было. Услышал  рёв, сначала белый свет, потом всё краснее и краснее в стремительном вихре. Я попытался вздохнуть, но дыхания не было, и я ощутил, что весь вырвался из самого себя и лечу, и лечу, и лечу, подхваченный вихрем.  Да, я почувствовал, что улетаю. Мой хозяин держал меня за лапу и плакал. А я улетал, постепенно высвобождаясь из этого тела, быстро остывающего и ставшего вдруг таким беспомощным.  Я вылетел быстро, весь как есть, и я знал, что я уже мёртв и что напрасно люди думают, будто умираешь и ничего больше нет, всё. Нет, я плыл по воздуху, подвигаясь и скользя вверх. Я был благодарен хозяину за его любовь, за его искреннее горе, хотел лизнуть его в щёку, как делал много раз, но не получилось.  Обмануться  в его чувствах  ко мне в этот миг было нельзя. Мы это чувствуем очень хорошо. А потом были мои похороны. И даже звучал  залп в воздух – солдаты и офицеры, которых я успел узнать и полюбить, прощались со мной.

   А прожил я яркую и насыщенную жизнь, пусть она так рано оборвалась, но я оставил на земле свой след, обо мне помнят.  А это главное.

    Понятие прожитых лет у нас с человеком разнятся. Годовалый пёс переживает подростковый возраст, а двухлетний представляет собой сложившуюся 24-летнюю личность.  После двух лет время  для собак течёт чуть медленнее, однако к пяти-шести годам мы уже достигаем 40-летнего возраста. На пике формы собаки находятся до восьми - десяти лет, затем начинают стареть. К 13 -15 годам время берёт своё, и человеческий питомец достигает почтенного ветеранского возраста, равного 70-75 человеческим годам.  Если ваш четвероногий друг-старичок дотянет до двадцати лет, можно смело записывать его в долгожители, так как этот возраст соответствует ста годам, прожитым человеком. Зачем я так подробно остановился на возрасте?  Я прожил на земле два года и три месяца. Вот и считайте, сколько мне было по человеческим меркам…

   Что же в моей жизни было? Как сказал один из мудрецов, кажется, это Жан-Жак Руссо:  «Я хорошо понимаю, что читателю не очень нужно всё это знать, но мне-то очень нужно рассказать ему об этом». Если вам интересно, то я  всё же расскажу. К сожалению, я не умею писать, иначе оставил бы готовую повесть, но я хорошо могу рассказывать, память у меня тоже хорошая.  Если у вас есть  несколько свободных минут, сядьте поудобнее и слушайте. Слушайте…



                2


     Я появился на свет 5 июня 1984 года, в это время как раз отмечалась знаменательная дата – 60-летие Центральной военной  ордена Красной Звезды школы служебного собаководства. Созданная как учебно-опытный питомник, школа вскоре заняла ведущее место в организации службы служебного собаководства, стала основным племенным питомником. Здесь, к примеру, были выведены такие породные группы, как московская сторожевая, чёрный терьер, водолаз.

     Но я к этим породам не имею отношения. Мой отец  Вальтер, как и мать Дайна,  были восточноевропейскими, или немецкими, овчарками. Значит, и я унаследовал эту породу.  Немецкая овчарка в большинстве особей – собака одного хозяина. Я знаю много историй о преданности, присущей нашей породе. Если кто-то из вас решил приобрести собаку, то выбирая её, пусть и не только моей породы, но и любой другой, должен помнить, что собака проживёт с вами очень долго. Вы повзрослеете, выйдете замуж или женитесь, а собака всегда будет рядом с вами. Мало того, она будет самым близким вашим другом. Порой вы не будете её даже замечать – так она впишется в ваше окружение. Она будет частью вас. Вторым я. Иногда вашей совестью. Вашей радостью, ибо преданней существа у вас не будет. Всё это немецкая овчарка.
 
   Раз уж мне выпала такая возможность быть услышанным, то позвольте ещё несколько слов на эту тему – приобретение собаки.  Я перечислю вам просьбы от имени маленького щеночка, которого вы берёте в свой дом.

   «Дорогой хозяин (а настоящий хозяин – это тот, кто кормит всех вокруг себя, в первую очередь тех, кто служит ему верой и правдой, а потом только  ест сам), я буду жить всего лишь лет десять-пятнадцать. Любая разлука с тобой будет причинять мне страдания. Подумай, прежде,  чем ты приобретёшь меня.   Старайся дать мне время подумать, чего ты требуешь от меня.   Выращивай во мне доверие к себе – я буду жить им.  Не сердись на меня долго и не запирай меня в наказание! Ведь у тебя ещё есть работа, служба, развлечения и друзья – у меня же есть только ты.  Разговаривай иногда со мной. Хотя я и не смогу полностью понимать все твои слова (а я, например,  всё прекрасно понимал. Клянусь, это правда! Иначе как бы я так много узнал о жизни людей), но зато  твой голос,  обращённый ко мне  даёт мне столько радости. 

     Помни – я никогда не забуду, как со мной обращаются.  Прежде, чем меня ударить, подумай о том, что я мог бы с лёгкостью своими зубами раздавить все кости твоей ладони, но я никогда себе этого не позволю.  До того, как ты заметишь, что я стал неохотно выполнять команды, вроде бы уворачиваясь или ленясь, подумай – а может, мне не очень подходит еда, или же я слишком долго  был лишён солнца, а вдруг моё сердце уже износилось.  Заботься обо мне, когда я состарюсь – ведь и ты когда-то будешь старым.  В любом трудном деле старайся быть рядом со мной. Никогда не руководствуйся решениями типа «Я не могу этого видеть» или же «Пусть это произойдёт в моё отсутствие».  Рядом с тобой мне всегда будет легче…»

   Если вы решили себе взять щенка моей породы, то ещё ряд советов уже от меня, Валдая, лично. У щенков  не должно быть следующих пороков: длинной шерсти – очёсы в области ушей, светлых глаз, искривления конечностей, короткой челюсти. Хороший щенок (каким был, например, я)  должен  иметь тёмные глаза, разноглазие считается пороком. У месячных щенков глаза сохраняют голубоватость, которая затем проходит. Корпус  должен быть длинным, но не квадратным, а спина – ровной, костяк должен быть крепким, а лапы – крупными. Морда не должна быть острой, а лоб излишне широким. Весь вид должен производить   впечатление высокопородности. Следует обратить  внимание на то, чтобы на хвосте не было шишек и изломов.  Немецкая овчарка очень весёлая собака, хорошо привязывается к хозяину и требует дружеского контакта. Готовность угадывать желания хозяина у неё  в крови. А ещё  мы способны научиться понимать шутки. Да-да, это тоже говорит о том, что мы умны и имеем душу…

   Итак, я  впервые увидел свет в  настоящем собачьем городе, в котором жили и учились полторы тысячи собак. Здесь сохранялся племенной фонд служебного собаководства СССР. В нашем роддоме было всё стерильно и очень строго, например крохотного новорожденного можно снимать на фото только через окно.  В этой собачьей больнице я со своими братьями и сёстрами набирался сил несколько недель. Потом мы пошли «в школу». После курса общей дрессировки комиссия решала, какая военная специальность каждому псу больше подходит.  Раз в полгода отсюда в войска отправляются 500 солдат-кинологов с собаками, которые освоили различные военные специальности. Собачья служба начинается здесь, в уникальном питомнике «Красная звезда» (много позже наша школа была переименована в 470-й методико-кинологический центр Минобороны РФ, этот центр   существует и по сей день).
 
   Не могу ни остановиться  чуть подробнее на истории нашей школы. Большую и важную службу несли мои соплеменники в годы Великой Отечественной войны. Почти 70 тысяч ездовых и связных, минно-розыскных и танко-подрывных, караульных и диверсионных собак помогали нашим воинам. Они доставили более 200 тысяч донесений, вывезли с поля боя почти миллион раненых, перевезли на передний край более миллиона тонн грузов, обнаружили около четырёх миллионов мин, уничтожили 300 танков.

   Успехи школы по праву связаны с именем бывшего её начальника генерал-майора Медведева. Один из первых её выпускников, Григорий Пантелеймонович в 1935 году возглавил школу и был её бессменным руководителем до 1970 года. К моменту моего рождения Медведев был на заслуженном отдыхе, но не отошёл от дела, которому посвятил жизнь, так что и я видел этого легендарного человека.

    Много  хороших отзывов слышал я и об инструкторе племенного питомника, моём учителе, Николае Ивановиче Бортникове. Он трудится в школе с 1937 года. Об этом человеке в нашей школе ходили легенды. Ветерана признавали даже совсем необученные собаки.  Помню, шли мы с ним мимо вольеров. У каждого  была прибита табличка с указанием породы, клички, возраста собаки.  Едва мы появились во дворе, как тишина буквально взорвалась лаем. Бесновались разъярённые псы, дрожала железная сетка. Здесь не до шуток.  На одном из вольеров табличка: «Восточноевропейская овчарка Вальтер». В отличие от других пёс сидел спокойно.

-Этот – самый злобный, - сказал для меня Николай Иванович.- Молчит потому, что цену себе знает. А ещё, Валдай, это твой отец.

   Так я впервые нос к носу встретился со своим родителем.

   В подтверждение Бортников резко вскинул руку. Раздался громоподобный лай, Вальтер бросился на сетку.

-Вот такими и должны быть собаки караульной службы, - сказал Николай Иванович и повёл меня дальше, добавив, - но у тебя, Валдай, будет другая профессия.  Ты будешь минно-розыскной собакой…

   


               Моё первое отступление.  Необязательная  для чтения  информация 


      Собака – одно из любимых домашних животных. Маленькие и большие, длинношёрстные и гладкошёрстные, охотничьи и сторожевые – все мы являемся друзьями людей. Но когда-то дело обстояло не так – собаки были дикими, свободными животными, которые жили сами по себе.

      Так на каком же периоде развития человечества произошло «одомашнивание» собаки? Учёные склонны предполагать, что произошло это не менее 14000 лет назад. Такой вывод был сделан, основываясь на археологическую находку челюсти домашней собаки в одной из пещер Ирака.

      До сих пор учёными ведутся споры относительно того, произошли ли все породы собак от одного предка или же являются результатом скрещивания. Большинство учёных склоняются к тому мнению, что у всех собак был единый предок – волк; современные же породы – результат искусственного отбора.

      Изучением останков древних собак учёные занимаются с 1862 года, в тот период в Швейцарии были найдены черепа животных, относящиеся к неолитическому периоду. Та собака была названа «торфяной» (реже можно встретить название «свайная»). Затем останки «торфяной» собаки находят: в Европе (в том числе и на Ладожском озере), в Египте. В те далёкие времена существовала только одна порода собак.

      Начиная с бронзового века, то есть приблизительно с 4500 тысячелетия до нашей эры, выделяются уже пять основных типов собак. Это мастиффы, грейхаунды (они же борзые), волкообразные собаки, охотничьи пойнтероподобные и пастушьи собаки.

      Надо сказать, что люди всей планеты любили собак, приучали их. А в Древнем Египте нас  не только любили, но и обожествляли, преклонялись перед нами. На изображениях в гробницах нередко можно увидеть фараонову собаку. Бог и покровитель умерших Анубис изображался с головой этого животного.

     Интересным фактом является то, что со смертью собаки в египетском доме объявлялся траур. Труп животного мумифицировался, а хозяин дома в знак траура и скорби сбривал себе волосы.

      Таким образом, можно сказать, что даже на ранних этапах своего развития человек уже умел ценить лучшие собачьи качества - верность и преданность, возможно, только ещё не в полном объёме.

      В Древней Греции и Риме собаки стали играть гораздо более значительную роль, нежели чем на более ранних этапах истории. Старый пёс Аргус в «Одиссее» Гомера единственный, кто узнаёт вернувшегося после долгих странствий хозяина. В истории литературы – это первый случай упоминания о собачьей верности.

       Особым почётом в те времена пользовались боевые псы. Они были весьма грозным оружием в армии Александра Македонского. Также в те времена крайне ценились борзые и гончие. В честь последних даже было названо открытое Актеоном созвездие – созвездие Гончих псов.

      В Риме боевые собаки выступали в роли гладиаторов, соперничая в одиночку с очень серьёзными противниками - львами, слонами, медведями, быками. Такие сильные зрелищные животные как борцовские собаки не могли не вызывать чувства любви и гордости у их хозяев. Но там же в Риме зародилась и любовь к миниатюрным собачкам. Это были декоративные мелиты, предки нынешних болонок. Увлечение матрон собачками было настолько велико, что императоры неоднократно осуждали это увлечение, говоря, что оно препятствует благородным дамам уделять внимание детям. Правда, и мужчины не уступали женщинам в любви к собакам. Стоит вспомнить хотя бы знаменитое изречение Юлия Цезаря: «Чем больше я узнаю людей, тем больше мне нравятся собаки».

       Уже в 1 веке до нашей эры появился трактат о собаках. Он был включён в энциклопедическое сочинение Марка Теренция Варрона «О сельском хозяйстве». В нём автор описывал различные породы собак, как правильно выбрать щенка, каким кормом кормить животное и так далее.

       Собаки были настолько любимы и уважаемы людьми, что древние греки и римляне нередко украшали изображением этих животных монеты. Найденные современными учёными монеты с гравюрой собаки датируются 6 – 7 веками до нашей эры. А собаке, спасшей Коринф (древнейший полис), был даже воздвигнут памятник.

       Трогательная находка была сделана учёными, раскапывающими засыпанные пеплом Помпеи. Огромный пёс прикрывал собой тело младенца, а надпись на серебряном ошейнике животного гласила, что собака дважды спасла жизнь своего хозяина. Вот такая собачья преданность!

       Особенно сильно в Европе и России ценились охотничьи породы собак. Для их выращивания создавались специальные питомники, цены на таких собак могли доходить до умопомрачительных отметок. Нередко в России за приглянувшуюся породистую борзую барин мог отдать целую деревню!

        В России первое изображение гончей относится к 11 веку. Оно было найдено в Софийском соборе в Киеве. Но кроме замечательных борзых и гончих наша страна могла гордиться ещё одной породой собак – меделянами. Меделяны – это огромные псы, использовавшиеся для охоты на медведей. Правда, эти животные исчезли уже к 19 веку.

       Пёс был вечным спутником благородных рыцарей и сам считался существом не менее благородным. Вообще же историю взаимоотношений людей и  нас, собак,  легко можно проследить по памятникам мировой литературы. К примеру, такое качество собак как преданность описано в Ирландских сагах, в саге об Олафе Тригвессоне и легенде об огромном псе короля Артура Кавале в частности.

       Собаки тёмного, чаще чёрного окраса, так же как и чёрные кошки, не были любимы обществом. В сознании людей того времени они ассоциировались с чем-то мистическим, потустороннем, с тёмными силами, с дьявольским началом. Недаром в «Фаусте» Гёте Мефистофель является в образе чёрного пуделя.

      В русском фольклоре собака всегда являлась персонажем положительным. Нередко ей приписывались качества спасителя дома и очага. Часто собачья верность сравнивалась с верностью супруги, причём зачастую не в пользу последней.

      По всему видно, собак на Руси любили, порой ставя их качества выше женских. Но откуда же тогда пошло ругательство «собака»? Учёные-лингвисты предполагают, что слово это приобрело негативный оттенок в силу былой политической обстановки. Не следует забывать, что слово «собака» было заимствовано из татарского языка. Но в любом случае, как бы там ни было, а животных этих  любили всегда как в Европе, так и на Руси!

     Собаки всегда были и остаются не только друзьями человека, но и его помощниками. Испокон веков эти животные помогали человеку в самых различных ситуациях. Известны собаки-сторожа, собаки-охотники, собаки-носильщики… С развитием общества собаки приобретали новые профессии. Появлялись собаки-полицейские, собаки-пограничники, таможенные собаки, собаки-сапёры и так далее. Таким образом, человек стремится, как можно более продуктивно использовать природные данные собак: отличное чутьё и острый слух.

     Надо признать, далеко не каждая собака способна служить в милиции/полиции и на границе. Для таких ответственных постов отбирают только самых умных животных.
   
    Основные породы, которым отдают предпочтение в милиции/полиции – это немецкая овчарка, золотистые ретриверы, лабрадор-ретриверы, реже на службу принимают ротвейлеров, доберманов и спаниелей. Служебные породы, такие как доберманы, ротвейлеры, немецкие овчарки, работают там, где необходимо произвести быстрое задержание преступника. Также из этих пород выходят отличные «сыщики» и одорологи – то есть различители запахов. Можно привести простой пример работы этих животных. Допустим, на месте преступления был найден клок волос или пятно крови. Естественно, эксперты изымают этот материал. Позже, когда подозреваемый будет задержан, собака легко может распознать преступника по запаху. И для таких животных абсолютно не важно, насколько долгий срок прошёл с момента совершения преступления до задержания преступника. Они обладают настолько острым нюхом, что способны идентифицировать малейшие обонятельные нюансы.

    Собаки охотничьих пород, например, курцхаары, спаниели и лабрадоры тоже используются для поисков, но только в тех случаях, когда при задержании не нужна агрессия. Это могут быть поиски заблудившихся в лесу людей, поиски под завалами, а также поиски наркотиков.

    Короче говоря,  лучшие качества собак на службе можно описывать долго, ясно одно: собака – друг и незаменимый помощник человека!


= продолжение следует =
http://www.proza.ru/2011/03/31/1151

На фотографии овчарка Валдай (фото Н. Дубровской).


Рецензии
Великолепно.
Сам старый собачник.
И всегда держал "немцев".
Умнейшие ребята.

Реймен   30.05.2012 17:47     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Ванико. Поддержка "старым собачником" этого повествования для меня особенно дорога, очень рад вниманию. Из всех пород собак я тоже особо питаю уважение к "немцам"... Всего вам доброго!! С уважением. Александр.

Александр Карелин   31.05.2012 13:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.