Ковер

Эта история началась давно, когда и самого льна еще не росло на полях, - ведь только этим годом поле было засеяно и семена попали в почву.

Зродыши погрузились в особый мир, который никто из людей не видел, и потому не мог быть им очарован.

Слабо мерцали корни и светились голубыми огоньками капли утреннего тумана, попавшие в крохотные пещерки под землей. И нет ничего странного в том - ведь это колыбельки ростков Жизни. О! Они должны вырасти!

Дети вам подтвердят - сказки об эльфах - вовсе не сказки. Добродушные, очаровательные маленькие существа - они есть, они живут своей жизнью, радуются и печалятся событиям своего мира. Спросите древних сказателей. Они поведают о чудесной стране Дарайне, где семена и корни волшебных пейзажей нежно светятся голубым, серебристым и светло-зеленым. Вокруг каждого зерна мягко мерцает живой огонек. Крошечные белые существа тихо переплывают с места на место, шелестя складками крылышек. Шелест - это из язык. Вы понимаете его?

Эльфы ворожили над колыбелями, в которых вот-вот должны были проснуться зародыши льна. Они-то знали, благодаря чему из сухого семени вырастет прекрасное растение для большого мира. И они сторожили крошечные, только проклюнувшиеся листочки, которым предстоял трудный путь наверх, туда, где видно небо и светит солнце. Эльфы трудились не покладая рук. Ведь, если бы не их помощь, темнота подкралась бы к тому, что они лелеяли и там, где светит солнце вырасли бы непроходимые заросли уродливых колючек.

Да, эльфы - наши друзья - потрудились на славу - лен вырос и человеком было предопределено, что будет из него сделано. Крепкая, добротная основа для ковров. Мастер знал свое дело, красильщики и чесатели шерсти - знали свое дело, ковровщицы трудились, не уступая эльфам в трудолюбии. Никто не хотел осрамиться. Ведь ковры - это их доброе имя. Кто захочет потерять его?

Да. Это было давно. В тех краях, где к небу возносятся пики мечетей, где три раза в день звучит призыв поклониться Всевышнему и покаяться в грехах.

Ковер, веселящий яркой игрой цвета на солнце, был куплен за стоящую сумму, устраивающую и продавца и покупателя. Первый раз сменился хозяин и история умалчивает о том, кто же это был. Невозможно знать все. Может быть, это был оптовик, надеющийся на очередную прибыль? Или человек среднего заработка, которому пришлось расстаться с ковром, после потери работы? Ведь дети все равно просили есть. Точно не известно, но ковер перешел в третьи руки.

Цокак знал толк в коврах. Еще бы. Ведь он был купцом третьей гильдии. Он пошел по стопам отца и имел достаточно, чтобы его дети могли безбедно жить и, может быть, начать свое дело. Он работал для них. Четыре сына - это не шутка.

Наступил 1860 год. Это был не легкий год. Это было не легкое время. Земля, на которой жили предки, - да, надо был покинуть ее.

Ковром покрыли арбу, в которой сидели дети - это было последнее, что надо было сделать, чтобы прозвучали слова: "Едем!".

Ехали как можно быстрее. Короткие ночевки, большие броски. Но беда наступала отовсюду, слышался стон и плач, - и топот, конский топот. Гиканье и крики. Невозможность бежать быстрее, чем легкие всадники. Они неслись вихрем к цели и несли смерть.
- Дети, пригнитесь, слышите?! Ради всего Святого, пригнитесь!!!
-О, горе, горе!

Смерть промчалась, решив, что две арбы не стоят того, чтобы замедлять ритм пляски. Удары на всем скаку слепого рока кривого лезвия. Детский крик.
- Убили!!! Сына убили!
-Не кричи мать, не кричи! Ранен, только ранен! Сворачиваем. Быстрее. Быстрее!

Ковер получил шрам. Шрам криво изогнутой сабли. И спас жизнь...

В этом был уверен мой дедушка, Атабекян Грант Арменакович.


***

Тетя Роза - дедушкина сестра. Она всегда приходила в гости то с коробкой геркулеса, то с головкой цветной капусты, то с соусом в баночке, в котором утопал фаршированный морковкой перец. Если продукты были сырыми, она так ловко и быстро на ваших глазах стряпала из них жаркое, что вы только диву давались. Потом говорила: "Ну пробуйте. Как я готовлю?". Пробовали и пожимали плечами от удивления. Обжаренные в масле кочешки цветной капусты и соль. Почему? Как? Откуда этот вкусный хруст, что хочется и язык проглотить? Не знаю. Сколько раз я пыталась сделать, как тетя Роза. Нет. Чудес не бывает...

Теперь уже никто не приходит в гости с коробкой геркулеса... А тогда?

-Теть Роз, расскажите про ковер.
- ... Ну да. Поругались они. Сосед от злости свхатил огромный кухонный нож, а ковер во дворе висел - сушился. Выбежал сосед и по ковру - рраз... Да. Сильно тогда поссорились с твоей прабабушкой. Вон, видишь, швы наложены. Сразу и не заметно. Зашила Мария-то...

                2003 г

***

Ковер и сейчас висит на стене. Правда, на месте сгиба его местами проела моль, но, все равно, - не заметно. Чтобы увидеть изъяны надо внимательно рассматривать.

(На фото мать Марии Карапетян(девичья фамилия) - Наталья Шакарян(девичья фамилия), - моя пра-прабабушка.


Рецензии
Хороший рассказ. Поглядите, Лина, у меня "Три желанья". По-моему, хорошее кино может выйти.

Леонид Блох   10.12.2011 13:33     Заявить о нарушении