Трансильвания, любовь моя!

      Очень хотелось поехать летом 1980 года в Союз, чтобы хоть краешком глаза прикоснуться к этому великому международному молодёжному событию - "Олимпиада", но в нашем Посольстве в Бухаресте мне не посоветовали этим летом ехать через Москву. Обычно, мы ехали к родителям через Москву (в то время иного варианта - не было) и останавливались в Москве, в каком-нибудь отеле хотя бы на сутки. На этот раз, как мне сказал консул, все отели "забиты" за гостями Москвы, что приехали на Олимпиаду, а транзитных пассажиров с вокзалов не выпускают в целях безопасности. Пришлось отказаться от поездки.    

      Наряду с радостным событием Олимпиады, случилась большая и трагическая потеря великого артиста и свободолюбца, актёра, поэта и барда – Владимира Высоцкого. Я очень люблю его стихи и его собственное исполнение своих же песен. Они актуальны во все времена, а тогда, во время политической диктатуры, песни его были для всех нас отдушиной в новый ещё неведомый нам мир, бегством в мечту, надеждой на свободу, о которой мы ничего не знали.
      Он умер во время сборов международного молодёжного единства. Высоцкий был кумиром молодёжи многих стран. Именно поэтому власти побоялись, что если во время Олимпиады молодёжи станет известно о смерти Высоцкого, то многие, очень многие захотят проводить его в последний путь и могут начаться беспорядки на улицах Москвы. Печально и обидно, но никакого заслуженного официального сообщения о смерти Высоцкого не было, и хоронили его лишь близкие друзья и те, кому удалось прослышать об этой печальной новости.

                ***** 

      Поехали в Союз я и младший сын только на следующий год. Старшему сыну въезд в город в Украине, куда переехали мои родители был "заказан", поскольку, город считался "закрытым" и иностранцы были персонами "нон грата". Таких городов в Советском Союзе было нескольеко, среди которых значился и родной город моего отца. Младший считался несовершеннолетним и имел право приезжать до совершенолетия вместе с мамой советской гражданкой.
      На этот раз мы поехали в гости к моеим друзьям в Ленинград. Дом друзей находился в самом центре Ленинграда, на речке Мойка, притоке реки Нева, рядом с Эрмитажем.
      Встретили нас радостно. Когда моя подруга возвращалась с детьми в Союз  из Румынии, дети были ещё маленькими.
«Пробежало» уже около пяти лет с тех пор, и сейчас предо мной предстали красивые, юные создания, которыми очень гордилась их мать.
      Дети  быстро подружились с моим сыном. Однако хотя и были летние каникулы, дети подруги продолжали ходить на дополнительные занятия по искусству – балет, репетиции по музыке, а средний сын почти все дни пропадал с мольбертом в Эрмитаже или на природе. Так что мы с моим сыном сами себе устраивали развлекательную программу.

      Конечно же, на первом плане был Эрмитаж! Я люблю всё, что можно назвать искусством. Музыка, живопись, скульптура, классическая архитектура пробуждают во мне особые чувства пиетета, преклонения перед прекрасным. Я могу часами ходить по музеям, часами ходить по заповедным местам, слушать классическую музыку, и мне никогда не бывает скучно одной, если рядом со мной красота в любом её исполнении.
      Понятно, что увидеть все сокровища Эрмитажа за один день, было бы нереально, поэтому мы купили карту-схему залов Эрмитажа и определили для себя то, что мы хотели увидеть обязательно. Алик и я пробыли в Эрмитаже до самого закрытия музея. Уже покидая в конце дня Эрмитаж, мы с сожалением увидели, что не успели осмотреть и половины из отмеченных произведений искусства.

                *****

      Лето пролетело быстро, а в Румынии меня ждал ещё один сюрприз от моего мужа. Как это принято у моего дражайшего супруга, меня ставят перед свершившимся фактом. Оказывается, в моё отсутствие вновь понадобился талант руководителя производства, и мой супруг должен был ехать на новую работу в г. Клуж.
      Конечно Клуж это не Балш, где три года проработал мой муж, а я была "соломенной вдовой". В Клуже родились мои дети, это чудесный, красивый и культурный центр Трансильвании, откуда я не хотела уезжать и куда с удовольствием бы вернулась. Но муж предложил такое решение, что он поедет снова на год – два и если всё будет в порядке, может быть, мы и переедем.
      Соблазн был, конечно, велик, но Алик ещё не окончил Лицей, а Серёжа ещё учился в Университете. Я просто не могла позволить себе такую "роскошь", как опять сорваться с места и лететь за мечтами мужа, пусть даже в этот чудесный город. Дети мне были дороже авантюры, и я просила мужа не раздирать снова семью на части и не принимать предложение, поскольку дети уже взрослые, но не настолько, чтобы я смогла справиться с ними сама. Ведь с возрастом выросли и проблемы наших мальчишек, но супруг сказал, что он уже дал согласие и умолял меня не мешать ему в карьерном росте, а согласиться хотя бы на один год разлуки. Глядя на него, как он старается меня уговорить, я согласилась на один год, но не больше!

      За заботами и работой год разлуки пролетел быстро. Мне удалось даже пару раз съездить в Клуж, в город моей первой встречи с Румынией и город, который я полюбила ещё тогда же.   
      Прошёл год, но мой муж и не думал возвращаться в Бухарест. Более того, он стал реже приезжать домой и, как мне казалось, не стремился, чтобы и мы приезжали в Клуж.
      Я поняла, что нужно принимать радикальное решение для воссоединения семьи, поэтому при первой же встрече я сказала мужу, что согласна переехать из Бухареста в Клуж навсегда.
      В какой-то степени моё решение подтверждалось ещё и постоянным беспокойством от повторяющихся мелких землетрясений. Они были очень малы, едва ощутимы, но они были. Наш новый дом хотя и был укреплён строителями после землетрясения, но я заметила небольшую трещинку в балке, после переезда в новую квартиру. Строители утверждали, что эта трещинка лишь результат осадки здания после его полной загрузки, но страх за всех нас жил во мне постоянно.  Клуж же не подпадал под опасную сейсмическую зону, где максимальный балл по шкале Рихтера был не более шести баллов.

      Перед отъездом в Клуж я поменяла нашу четырех комнатную квартиру на двухкомнатную в этом же подъезде и на той же лестничной площадке, переписав новую квартиру на имя старшего сына.

                *****

      Приехав в Трансильванию, город Клуж, мы временно поселились в трёх комнатной квартире, в одном из микрорайонов города. Может быть, это и к лучшему, так как все бытовые проблемы мой супруг оставлял решать мне. Квартирный вопрос остался тоже на моё усмотрение.
      В то время директора имели бытовые преимущества перед другими работниками завода, поэтому моему мужу предложили на выбор несколько квартир в центре города, из которых я выбрала очень запущенную квартиру в старом доме.
      Бывший охотничий дом короля Румынии, позже был национализирован и передам одному известному румынскому музыканту и дирижёру, где он и прожил до своих последних дней.      
      Установленная мемориальная доска на доме, напоминала об этом событии. Конечно, дом был старый, постройка начала двадцатого века, но тогда строили капитально, поэтому все стены дома, а не только его несущая часть, были в полнейшем порядке. Остальные же элементы дома можно было восстановить и улучшить, чем я с энтузиазмом и занялась.
      Как я уже говорила, крупные руководители предприятий или других государственных органов в Румынии, относились к особому рангу представителей общества. Различные льготы и услуги во многом отличались от услуг и льгот простым смертным.
      Хорошо ли это или плохо, лично я думаю, что не очень хорошо, но отказаться от подобных услуг, значило противопоставить себя тем людям, статус которых в этом же обществе был равен нашему положению. Да они и не поняли бы нас, думая, что мы желаем как-то выделиться.
      Подобную ситуацию мы с мужем уже проходили, когда жили и работали в городке, откуда позже переехали жить в Бухарест. Наступать на те же грабли ещё раз, не хотелось! Поэтому я с благодарностью и радостью принимала любую помощь, предлагаемую и оказанную нам коллегами моего мужа по работе.
         

(продолжение)  Мой дом - моя крепость!  http://www.proza.ru/2011/03/31/1400
 


Рецензии
Клуж - красивый город. Я в интернете посмотрела фото. Вообще в Румынии красивые города и природа. А Вы поселились прямо в музейном доме. Я бы тоже выбрала такой. С уважением Нина.

Нина Измайлова 2   29.04.2015 21:26     Заявить о нарушении
Спасибо, Нина, что не забываете меня...)))

Кора Журавлёва   29.04.2015 23:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.