Н. Лукьянова. Сады мечты

Известно, что на закате своих дней Наталья Лукьянова обнаружила в себе интерес к ландшафтному дизайну, архитектуре и садоводству. Внушительные финансовые средства (издательские гонорары, отчисления от продаж книг и многочисленные литературные премии) с одной стороны, и практический опыт в работе с различными типами промышленного оборудования с другой позволили ей, на тот момент – гражданке Германии, практически без посторонней помощи спроектировать три великолепных сада в трех самых удаленных от Европы уголках мира – в Уругвае, ЮАР и Вьетнаме. Примечательно, что каждый сад, созданный гением Лукьяновой, нес определенную смысловую и функциональную нагрузку: если предназначение сада в Уругвае – пассивный отдых и полное единение с природой, то комплекс, расположенный в ЮАР и создававшийся как некий художественный объект, является своеобразным «полигоном», или, если угодно, арт-лабораторией, где писательница воплощала свои самые смелые дизайнерские замыслы. Что же касается вьетнамского сада, то, пожалуй, «полигоном» можно назвать и его, однако «полигоном», несущим совершенно иную функциональную нагрузку: безумные вечеринки, плотские утехи и тропические растительные стимуляторы – таковы Альфа и Омега этой скрытой от посторонних глаз утопающей в яркой листве территории…


I. Der Garten der dreihundert Vergessenheiten, Уругвай

Дом Лукьяновой в Монтевидео – просторное, вместительное одноэтажное строение, окруженное большим садом прямоугольной формы. На лужайке перед домом располагается просторный бассейн, окруженный тутовыми деревьями. Открытый бельведер украшен гирляндами голубой кошачьей мяты, и куда бы мы ни взглянули, повсюду мы видим изобилие великолепных деревьев, высаженных в хорошо продуманном порядке.
Фундаментально важно то, что сад представляет интерес и с точки зрения эстетики, и с точки зрения ботаники. Основа дизайна сада – объединение различных растений в открытом пространстве.
Лучшие образцы деревьев включают группы Jacaranda mimosifolia, с их огромными, подобными облакам, кронами, усыпанными голубыми цветами, а также Tabebuia impetiginosa, с лишенными листьев ветвями, усыпанными розовато-лиловыми, трубчатыми цветами. Наиболее интересные представители местной флоры средних размеров - Erythrina crista-galli с малиновыми кистями крупных соцветий, и Tipuana tipu, с их светло-желтыми цветами напоминающие лубурнум.
Стоит прогуляться и среди старых, шишковатых перечных деревьев, ароматных смолосемянников и странной формы ветвей по дороге к реке, скрытой от глаз за густыми деревьями и кустарниками, растущими по берегам. Лучшие образчики кустарников включают брунфельзии с цветами, чьи краски меняются от пурпура к розовато-лиловому цвету и, затем, к чистому белому, и «Райские птицы» с открытыми желтыми гроздьями цветов с ярко-красными тычинками.


II. Immergrune Pruffeld, ЮАР

Всего за два года до смерти Лукьянова создала близ Йоханнесбурга чрезвычайно претенциозный сад под названием «Вечнозеленый полигон».
Вода здесь течет непосредственно внутри здания, под его высокими сводами и во внутреннем саду, где бромелии карабкаются вверх по столбам, поднимающимся из бассейна, и дикие лесные растения грозят вырваться на свободу из низких коридоров. Из зарослей папоротника во втором саду торчат обломки американских самолетов времен Второй Мировой войны: особо стоит выделить фюзеляж армейского разведчика-наблюдателя Curtiss-Wright О-52 OWL, крыло истребителя бомбардировщиков McDonnell P-67 BAT и элерон дальнего тяжелого бомбардировщика B-24D LIBERATOR.
«Полигон» являет собой удивительный пример смешения искусственного и натурального; находясь здесь, начинаешь испытывать чувство, будто бы попал внутрь живой абстрактной картины, где смешались формальное и неформальное, европейская планировка и богатая вариативность африканской флоры, среди которой инсталлированы разнообразные арт-объекты и фонтаны.
Еще два фрагмента сада обязательно заставят вас остановиться на вашем пути. Во-первых, это пруд «Aftering» с удивительными зелеными плавучими островками гигантских амазонских водяных лилий (Victoria amazonica) и увенчанными вентилями ржавыми водопроводными трубами, то тут, то там торчащими из воды; во-вторых, это окруженный тенистыми верандами центральный сад, демонстрирующий российское сельскохозяйственное оборудование, включая дельта-скреперные и биогазовые установки, пневмопробоотборники, седельные тягачи, грейферы и растворобетонные узлы.


III. Stahlbetonhaus, Вьетнам

Очутившись внутри этого сада, расположенного в нескольких километрах от Хошимина, вы оказываетесь в пространстве, где властвует философия гедонизма. Это полностью скрытое от внешнего мира пространство как бы противоречит само себе, ибо буквально пронизано «анти-монастырским» духом. По выражению самой Лукьяновой, «Любая архитектурная работа, не несущая в себе легкой ненормальности, есть ошибка». Как нигде здесь можно увидеть, что искусство создания садов является источником эстетического вдохновения и интеллектуальных стимулов.
Дорожки, берущие начало на площадке перед домом, петляют меж кустарников и ведут к квадратному бетонному танцполу площадью 200 квадратных метров, оборудованному по последнему слову техники звуковым и световым оборудованием. В свою очередь от танцпола еще более узкие дорожки тянутся сквозь тропические заросли к полностью уединенным миниатюрным павильонам, где гости могут выкурить кальян или предаться какому либо иному близкому им по духу занятию.
С садоводческой точки зрения ботаника сад вряд ли представляет интерес, однако в проникающем сюда свете есть нечто магическое, особенно во время восходов и закатов, что делает визит в «Бетонный дом» незабываемым событием.
Гостями «Дома» становились широко известные личности, наслаждающиеся красотой здешних садов. Одним из самых знаменитых гостей был премьер-министр Италии, любивший рисовать виды, открывающиеся из окон дома. Сегодня «Бетонный дом», благодаря своему местоположению, привлекает внимание кинематографистов. Одним из них недавно стал легендарный сербский режиссер Эмир Кустурица, запечатлевший эти места в своей новой работе «Когда албанец чистит сербу сапоги».


Рецензии