О бобылях и сломанном заборе Настроение
Ответа на вопросы я для себя не нашел. Просто из озорства? Так ведь не дети малые, а некоторые из них, судя по видеозаписи, в деды годятся.
В тот же выходной, когда другие забор в Москве ломали, я смотрел “Снегурочку”, художественный фильм по сказке Александра Островского. Люблю эту сказку, особую в творчестве великого драматурга: она написана стихами и в ней воплощена мечта автора об обществе справедливости, где правит любовь.
Очень хотелось бы пожить в таком обществе, где все на любви и доброте...
Но... у этого общества есть проблемы. Среди берендеев оказалась дочь Мороза и Весны Снегурочка, а у нее холодное сердце, не способное на любовь.
Нет. О любви потом, когда жизнь немного спокойнее станет, а пока об одном из персонажей пьесы - о бобыле, его позиции, взглядах и отношении к жизни.
С детства слышал это слово – “бобыль”. Мне представлялось, что это одинокий, бездетный человек, который живет в грязном доме, почти не моется, не следит за одеждой. Были и примеры, известные всему городу. Один жил в бане и его часто видели пьяным. Другой месяцами не мылся, лицо и руки его были черными, а когда стараниями медиков его отмыли и отправили в интернат для престарелых, он вскоре умер. Стать бобылем было зазорно.
Заглянул в словарь Владимира Даля, и представление несколько расширилось.
Бобыль, по Далю, это пролетарий; крестьянин, не владеющий землею не потому, чтобы занимался ремеслами или торговлей, а по бедности, калечеству, одиночеству, небрежению; бестягольный, бесприютный; бобыль живет в людях захребетником или в батраках, сторожах, пастухах. Бобылем, отмечено у Даля, зовут и такого крестьянина, у которого нет сына, хотя бы и были дочери. Последнее определение связано с традицией в крепостной России наделять пахотной землею только лиц мужского пола.
В “Снегурочке” Островского бобыль Бакула – это не просто бедный человек, живущий в постоянных ссорах с женой, это еще и носитель своеобразной философии иждивенчества.
Живет он в бедной лачуге на окраине. Лес рядом, а у него нет дров. Изба не топлена, не метена. И если других соседство с лесом может прокормить, бобыль этим не пользуется, ветки не поднимет, через бревно перешагнет, но не сдвинет с дороги.
Бобыль – человек другого типа, он любит проводить время всегда на людях, ему чаще всего весело и он исповедует принцип:
“Что день, то пир, что утро, то похмелье,-
Вот самое законное житье”.
И еще, что характерно, бобыль участник, но не организатор веселья. Он потребитель абсолютно во всем.
Обычно нищета действует угнетающе и человек стесняется показать, что он беден и у него нечего есть. Бобыль же, наоборот, этим кичится, а потому считает, что все должны ему помогать.
Снегурочка, попав в дом бобыля, готова трудиться, но это никому не требуется. Она с укором говорит бобылю, что он
“сам ленив,
Так нечего пенять на бедность”.
Бобыль же считает, что
“можно без работы
Кусочками мирскими прокормиться”.
Он щедрый, но за чужой счет. Ему чужого не жалко. Он и пастуха Леля готов принять на постой у себя только с условием, что ему соседи оплатят, обеспечат пропитанием и Леля, и его самого. Да и Снегурочку-то он взял к себе вовсе не бескорыстно. До судьбы девушки ему и дела нет. Уверен он, что на такую красоту полетят богатые женихи с дарами и не оставят бобыля без внимания. Обращаясь к потенциальным женихам, он заявляет:
“Несите мне подарки дорогие
И кланяйтесь, а я ломаться стану”.
Когда же появляется богатый торговый гость из посада Мизгирь, бобыль рад его угостить, но опять же за его счет, потому что
“ни корки хлеба в доме,
Ни зернушка в сусеке, ни копейки
Железной нет в мошне у бобыля”.
В качестве залога за будущую невесту Мизгирь передает бобылям мешок с дарами, за счет этого они устроили пир горой, сами разоделись как бояре в шелка и бархат, оставшись по сути такими же нищими.
Сказка, известно, ложь, но в ней намек. Я и раньше смотрел эту сказку, но на этот намек в прежние времена внимания и не обратил. А тут резануло, что количество бобылей и бобылих в нашем нынешнем обществе непомерно возросло. Возросло не по причине бедности, а от нежелания работать и обеспечивать себя и свои семьи. Не воспитаны, не приучены. Ведь при советах в стране готовили не частников, не хозяйственников, а коллективистов, этаких Бакул.
Быть захребетниками, попрошайками, оказывается, проще, чем каждый день трудиться. И ведь находится масса оправданий собственного безделия: жизнь заела, платят мало, чиновники воруют много, все равно ничего не изменить. Такие люди охотнее пойдут на митинг, чем на собственный огород. Хотя и на митинги ходить перестали: не престижно это.
Надо сказать, что русская классика поработала на благо таких людей, готовых вслед за горьковским Сатином утверждать, что “Человек! Это звучит гордо!” – и тут же пьяной мордой шмякнуться в тарелку с недоеденным винегретом. Толпы именно таких людей в кинофильме перестроечной поры через “окно в Париж” устремляются за чужим богатством. И тут они проявляют изворотливость, нестандартность ума, неутомимость. У француженки маленький, но свой бизнес – она делает муляжи животных и птиц. Этим и живет. Она и руль автомобиля держит уверенно, и горелку автогена. Она - маленький созидатель, а противостоящие ей питерские бобыли не в состоянии обустроить свой быт, но чужого не пожалеют.
А одна из блогеров Живого Журнала сетует сейчас, что за последние несколько лет не встречала ни одного профессионала ни при обслуживании машины, ни при ремонте сантехники, ни среди грузчиков. Профессионально только деньги выжимают.
Так в двух кинофильмах “Снегурочка” и “Окно в Париж”, рассказывающих об очень разных эпохах, отражена одна и та же психология потребительства, равнодушия к чужому, неумения и, главное, нежелания что-либо сделать своими руками, все они вообще далеки от стремления изо дня в день заниматься рутинным созиданием. Надо все и сразу.
И сотни, если не тысячи бомжей кочуют от одной дворовой свалки до другой, перекапывают горы мусора, что-то выискивая для себя, выпрашивают, а при удобном случае не гнушаются и чужим. Как люди опустились.
Вся Россия с ее забюрократизированной властью напоминает вот этих бобылей. Пока нефть есть, будут качать ее за границу. Сейчас поговаривают, что от переработки нефти в России надо бы отказаться. Пусть занимаются этим и хорошо зарабатывают на перегонке всякие немцы и финны, а мы купим у них чистый бензин. А если что, то мы разнесем их границы, как забор на Триумфальной площади.
Свидетельство о публикации №211033001805