Писатель и цензура

Писатель и…цензура.
   Тема, конечно, необъятная, но в меру «своих сил»…
   У меня вышло и , кстати, сегодня и «Красные пианисты» ,и «Кто придет на Марине»-романы  не просто переизданы, а продаются от АВСТРАЛИИ (Европа, само собой)до Америки.К чему  это я? Да все ЭТО проходило цензуру и жесткую.
   Приведу два случая отрицательных.Повесть «Желтый  круг» ПРОЛЕЖАЛА в издательстве пять лет.
Некий отставной полковник НКВД ( я не оговорился, он еще ТАМ работал) был уже «на пенсии и «подрабатывал» «на молочишко» рецензированием в ПРЕСС-БЮРО КГБ.
Одна из первых фраз в моей повести: «Завтра в Рейнской долине ожидается Фен…Воздушные массы, сформировавшиеся над Северной Африкой  уже «перевалили» через Альпы…(Цитата не точная, но смысл-такой.)
   Рецензент вещает:
"Тов. Бондаренко не знает предмет, о котором пишет…Открываем энциклопедию…Читаем..В Северной Африке есть ветер САМУМ,но ФЕНа-нету…»
  А я эту «фразу» не «выдумал». В 1969 году мне пришлось в Кельне давать интервью ВСЕТДЕЙЧЕРУНДФУНК-короче,немецкому радио.Я зашел в студию, а «передо мной-«СВОДКА ПОГОДЫ».Я «взял» эту ФРАЗУ ОТТУДА…
Ну, это  «замечание может издательство бы и не «заметило»,но второе…
 «ЗАЧЕМ ТОВАРИЩ БОНДАРЕНКО  ЗАНИМАЕТСЯ ПРОПАГАНДОЙ ШПИОНСКОЙ АМЕРИКАНСКОЙ
ТЕХНИКИ???! (ЗАЧЕМ???) Американский микрофон  остронаправленного ДЕЙСТВИЯ «БЕРЕТ»(то есть записывает) РАЗГОВОР на расстоянии СТА метров, а не ДВЕСТИ, как у Бондаренко…»
    А у меня книжка Воеиздатовская..(то есть открытая печать, тираж 100 тысяч) и там фото этого самого «микрофона остронаправленного действия и написано, что он «записывает разговор на расстоянии 300 МЕТРОВ..),но уже эту книжку «смотреть» никто « НЕ ХОЧЕТ и НЕ
МОЖЕТ» ПРЕСС-БЮРО КГБ-это МОСКВА ,ЭТО !!!!  И повесть 5 лет пролежала в издательстве. (Сейчас она снова переиздана вместе с романом «Красные пианисты»).
ГЛУПОСТЕЙ было МНОГО. НО??? В моем романе «ТАКАЯ ДОЛГАЯ ЖИЗНЬ» (это уже 1970 год.)Мой «герой» приезжает в командировку в Берлин и получает там поздравительную телеграмму от своего брата генерала Бандуристова из ВИННИЦЫ…Вот тут цензура была ПРАВА.
В Виннице НЕ МОГЛО БЫТЬ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ГЕНЕРАЛА ( НЕ НА ПЕНСИИ), а если он там ЕСТЬ, значит, ТАМ ЧТО-ТО ТАКОЕ…ЕСТЬ..
И действительно , в Виннице стоял штаб 4-ой ракетной армии( о чем я даже не знал).Винницу пришлось мне  «заменить…»
     Сейчас, правда, говорить о каких-то «секретах»- «СМЕШНО»..Любой секрет сегодня можно купить « ЗА СТО ДОЛЛАРОВ».
А вот МАТА в литературе благодаря цензуре не было и не могло быть и, конечно, такие писатели как Сорокин и Ерофеев сегодня бы занимались чем-то другим…


Рецензии
Внутренняя цензура - самая правильная. Самая жёсткая... Да вот, добраться до неё нелегко...

Шура Шестаков   08.04.2011 02:32     Заявить о нарушении