Короткометражный киномюзикл Пётр 1

(15-минутный)
 



ДЕЙСТВУЮЩИЕ: Первый и Второй мальчики (12-16 лет), юноша Пётр, Пётр (взрослый), Корсаков, Ибрагим, Старик, Офицер, Братец, мальчики «потешного» войска (12-16 лет), детский хор, детская рок-группа


1.

(demo)  

Раннее летнее утро. Безлюдная платформа метро «Измайловская». Подъезжает поезд. Из вагона выходят  несколько мальчиков, торопятся к выходу. У выхода станции стоит автофургон с открытыми дверцами. Костюмеры выдают подходящим к фургону мальчикам солдатскую форму петровских времён, мальчики переодеваются. На поляне невдалеке уже идёт репетиция. Офицер бегает вокруг уже переодевшихся мальчиков, яростно жестикулируя, что-то пытается им объяснить.
В вагоне того же поезда Первый и Второй мальчики. Первый читает книгу, Второй дремлет. Слышен голос диктора: «Осторожно, двери закрываются, следующая станция  «Измайловский парк »».

ВТОРОЙ (просыпается, удивлённо смотрит на Первого). Какая станция?.. (Первый отрывается от чтения, рассеяно смотрит на Второго, продолжает читать)

Поезд уезжает. Мы видим удаляющийся поезд, он скрывается в туннеле. Медленно рельсы, заборы исчезают, всё зарастает деревьями и травой.


2.



По лугу марширует «потешное» войско. Первый и Второй в этом войске в солдатской форме. Они растеряны, неумело пытаются маршировать как все.
 
ОФИЦЕР
Ать-два, ать-два, ать-два.
Стой, смирно, вольно.
Слушай команду: бей по врагу…
Эх, повоюем!.. на том лугу.

ПЕРВЫЙ
Так воевать или играть?
Кого хватать? В кого стрелять?

ОФИЦЕР
Отставить! Смирно! Молчать в строю!
Все по команде… Готовсь к бою!

ПЕРВЫЙ
(Братцу, соседу по строю)
Эй, братец, слышь, чего скажу.
Кому нужда играть в войну?

БРАТЕЦ
Не всё равно ль те, кому, кому…
Аль ты не видишь - царю, ему…
(Кивает вперёд)

ПЕРВЫЙ
(смотрит на юношу Петра - барабанщика впереди колонны)
Так это Пётр! Так это Пётр!..
Ох, чую я, он нас сведёт…

ОФИЦЕР.
Отставить! Смирно! Молчать в строю!
Все по команде… Готовсь к бою!
   


3.



Мы видим старую русскую деревню.
 
ДЕТСКИЙ ХОР
(за кадром)
Измайлово. Измайлово.

В сарай, где стоит рассохшаяся лодка с маленькой мачтой, входит юноша Пётр и Старик.

ЮНОША ПЁТР. Что это за судно? Для чего употребляется?
СТАРИК. Ходит на парусах по ветру и против ветра!..
ЮНОША ПЁТР. Непременно надо починить, спустить на воду!

ЮНОША ПЁТР
Будет у меня флот!
Будет флот Руси!

Мы видим карту, двигаясь по ней, видим названия: Просяной пруд, Переяславское озеро, Кубенское озеро, Архангельск.

ЮНОША ПЁТР (стоит над картой). Что давно желали, ныне совершилось! (Рядом модель парусного фрегата)


4.



Детский хор и рок-группа на сцене концертного зала, в зале зрители.

ДЕТСКИЙ ХОР
Встрепенулась русская земля,
Устремилась в мыслях за моря,
Умного, гордого взяла царя.
Было трудно и ему и ей:
Нужно было - и всего важней -
Разбудить, разбудить русских людей.

А впереди ещё трудней,
Ещё так много будет слёз над ней.
На барском поле, на войне,
На дыбе и в глухом монастыре.
Нет, иначе он не мог:
Царь всего лишь царь.
Был ему судьёй лишь Бог -
Как встарь, как встарь он царь.

Он мог бы быть чуть-чуть добрей,
Чуть-чуть побольше думать для людей.
Для тех, которые не врут,
Что вряд ли то, что он, едят и пьют.
Нет, он думать так не мог:
Царь всего лишь царь.
И народ терпел, что мог, -
Как встарь, как встарь он царь.


5.



Вечер. «Потешное» войско отдыхает. Усталые Первый и Второй лежат на траве.

ВТОРОЙ
Манит, меня манит.

ПЕРВЫЙ
(привстаёт, всматривается в траву)
Там за пригорком бугорок,
Там где-то звонко ручеёк течёт.
(Встаёт, продолжая всматриваться, уходит)

ВТОРОЙ
(идёт за Первым)
Манит, меня манит.

ПЕРВЫЙ
(стоит у ручейка, подходит Второй)
Какая чистая вода
Капля за каплей собралась сюда.


6.



Первый и Второй в исходном современном виде продолжают ехать в вагоне метро. Второй заглядывает в книгу Первого. Мы видим обложку: Алексей Толстой, «Пётр1».

ВТОРОЙ
Всё это было так давно,
Что и забыть не мудрено.

ПЕРВЫЙ
Нет, подожди, -
Что там вдали, что там вдали?

Первый и Второй снова «потешные» солдаты у ручейка.

ВТОРОЙ
(пьёт из ручейка)
Уже стемнело, ничего
Мы не увидим, - что с того?

ПЕРВЫЙ
(смотрит вдаль)
Нет, подожди,
Там корабли, - видишь? вдали...


7.



Поле, вдалеке лес и полоска моря. По грунтовой дороге мчится карета, рядом скачут  несколько всадников охраны, в карете Пётр.

ПЁТР
(кучеру через специальное окошко)
Погоняй скорей лошадей!
Не до них сейчас, не до них.
Что же делать, можем не успеть, - погоняй!

Нам бы только их не загнать,
Но успеть надо, но успеть, -
Так к чему твои сомненья, брось, погоняй!

Кучер погоняет. Пётр смотрит в окно кареты, закрывает глаза.

ПЁТР (не может заснуть). Лунный свет бьётся в стекло - ночь,
Мысли врезаются в сон - прочь. (За окном лунная ночь)


Пётр проводит рукой по глазам. Карета въезжает на городскую мощёную улицу, Пётр радостно смотрит на свой город.


8.

Ассамблея. Балетные танцоры исполняют какой-то замысловатый танец под заунывную музыку. За ними удивлённо наблюдает Корсаков, рядом стоит арап Ибрагим.

КОРСАКОВ (Ибрагиму). Que diable est-ce que tout cela? Что за чертовщина всё это?

Танец заканчивается, выходит Маршал ассамблеи.

МАРШАЛ. Церемониальные танцы закончились. Музыканты, играйте менуэт.


9.

Музыканты играют менуэт, танцоры уходят, выходят парами приглашённые на ассамблею, танцуют.
К зданию, где проходит ассамблея, подъезжает карета Петра. Пётр выходит из кареты, заходит в здание.
Корсаков услышав менуэт, удовлетворённо качает головой. Смотрит на танцующих, сам идёт приглашать какое-то нежное создание.

ПЁТР (кричит издалека). Ага, попался! (Маршал жестом останавливает музыку, Пётр подходит к Корсакову) Ты провинился, Корсаков: во-первых, подошёл к сей молодой персоне, не отдав ей три должных реверанса; а во-вторых, взяв на себя самому её выбрать, тогда как в менуэтах право сие подобает даме, а не кавалеру; сего ради имеешь ты быть весьма наказан, именно должен выпить кубок большого орла.

Маршал несёт доверху наполненный вином кубок, подаёт Корсакову, тот не берёт.


10.



МАРШАЛ
У нас закон: кто проиграл,
Тот должен пить, вот твой бокал.

ВСЕ
Пей, пей, пей, пей.

Корсаков пьёт, отдаёт пустой кубок Маршалу, оступается, Ибрагим его подхватывает.

МАРШАЛ
(Петру)
Ну вот и всё, заморский раж
С него сошёл, он снова наш.

Танец продолжается, Ибрагим уводит опьяневшего Корсакова из зала. Пётр весело смотрит им вслед. К нему подходит солидного вида иностранец, разговаривая о чём-то важном, они уходят.

КОРСАКОВ. Проклятая ассамблея!.. Проклятый кубок большого орла!..

Ибрагим и Корсаков садятся в карету. Карета трогается. Этот кадр превращается в иллюстрацию в открытой книге Первого. Мы снова в вагоне метро.


11.


 
ПЕРВЫЙ
(закрывает книгу)
Многое сегодня кажется смешным,
Многое пугает именем своим.
Лишь в прожитом легко решать, как было б лучше, проще, чище.

ВТОРОЙ
Разве очень трудно правильно решать?
Всё ведь так понятно - стоит лишь начать...

ПЕРВЫЙ
Нет, здесь талант решает всё… и даже больше - гений, гений!

Поезд останавливается на станции. Через окно вагона мы видим надпись «Партизанская», под которой сидят Первый и Второй. Двери открываются, закрываются, поезд уезжает.


КОНЕЦ


Рецензии