Турист

Сама я далека от ночевок в палатке и песен у лесного костра. Но судьба подарила мне дружбу с замечательным человеком, хорошо известным в туристических кругах.  Константин Сергеевич Мержоев  обладает многими достойными качествами, определяющими настоящего мужчину. Он искренен и надежен, силен и весел. Знакомство наше произошло еще в начале девяностых годов, когда Мержоев был директором Дома культуры в Краснодарском крае. Мне, в то время работнику телевидения, посчастливилось снять три программы о Константине. Уже тогда за его плечами  было несколько больших экспедиций по нашей стране -  на спортивных велосипедах вдоль Уральского хребта («Большой Урал-91»), по границе Краснодарского края («Кубанская кругосветка»), по отрогам Кавказского хребта  («Транскавказ-93»), на Северный полюс  («70 дней пешком по океану»). О них написаны книги, рассказывалось в программе   «Клуб путешественников» на центральном телеканале.

    Сегодня Константин Мержоев – трехкратный чемпион России по спортивному туризму,  член Российской ассоциации пешеходных путешественников, мастер спорта международного класса.  Вот что он сам рассказывает об одном из своих недавних путешествий.

  - Экспедиция «Евразия» - это велосипедный марш – бросок  длиной  более четырех с половиной тысяч километров, от самой западной до  восточной точки  огромного материка. Начата она была в марте прошлого года на мысе Рока в Португалии.  За два с половиной месяца, побывав в Испании, Франции, Австрии, Германии, Италии, Греции и Турции, в их городах, где проводились зимние Олимпиады, мы добрались до Сочи. Это был первый этап путешествия. Одной из его задач был сбор подписей жителей этих стран в поддержку проведения грядущей Белой Олимпиады 2014 года в Сочи, тогда еще только претендента на зимние Игры.

     Второй этап экспедиции стартовал из Краснодара. На внедорожниках мы добрались до магаданского поселка Омсукчан, затем пешком и на катамаранах по рекам до восточной окраины мыса Дежнева.  Велопробег по Европе поначалу не представлялся нам сложным, казалось, что он будет просто приятным спортивным мероприятиям. А стал настоящим испытанием, так как страны Евросоюза встретили нас необычным для этого времени года холодом.  Самыми сильными были  первые впечатления от Португалии,  Все они войдут в новую книгу. 

     Амстердамский аэропорт встречал нас пустыми залами. Побродив по
нему и заглянув в магазины, мы поняли, что цены не для нас. Через три
часа началась регистрация на борт до Лиссабона. Все собрались у пункта
таможенного досмотра, теперь уже голландцы интересовались нашей
поездкой, наличием денег и есть ли у нас поручители.  Один из наших ребят  быстро объяснил куда и зачем мы направляемся, но последовали вопросы о нашей
состоятельности.
- Он спрашивает, есть ли у нас деньги? – переводит кто-то из наших.
- Конечно, скажи, что у нас наличные,  – кричу я сквозь гул собравшейся
толпы.
- Он просит показать  кредитную карту.
     Юра Коваленко  достает телефонную карту и кричит:  «Вот!».
Удовлетворенный голландец, положительно качая головой, пропускает всех нас
на самолет.  Мы садимся  в  «Боинг»  и летим в Лиссабон.
        Аэропорт Лиссабона, 22 часа 35 минут местного времени. Он
практически пуст. Таксисты скучают, ожидая клиентов. После долгих
объяснений  на смешанном русско-английско-португальском  удалось
объяснить, что мы хотим попасть на мыс Кобе-де-Рока. Цену нам обозначили
в 50 евро, а так,  как у нас было 6 велосипедов, пришлось взять два
микроавтобуса, соответственно,  цена выросла вдвое. Через некоторое время мы уже
 ехали к мысу Рока. Через 40 минут,  петляя в полной
темноте по дорожному серпантину, португальские таксисты  по нашей просьбе остановили свои  авто  посреди дороги. Ободрав потолочную обивку на одной
из их машин, мы разгрузились. Португальцы недоуменно смотрели на нас и
пытались объяснить, что здесь нет отеля, потом, пожав нам руки,  удалились.
       Выбрав тут же у трассы место в лесочке, мы завалились спать. Утром
оказалось, что стоим мы недалеко от какой - то средневековой крепости, а
внизу плещется Атлантический океан. Собрав  железных коней и
навьючив свои переметные сумы, мы двинулись навстречу заветной цели.
    Высокий крест стоял у самого берега, который обрывался многометровыми
скалами в Атлантический океан. Внизу бушевала стихия. Мощные волны
бились о скальный бастион мыса Кобе -де -Рока. Океан рычал, кипел и
пенился, будто был чем-то не доволен. Вся наша команда была в состоянии
эйфории. Вот он мыс Рока - крайняя точка Евроазиатского континента и 
наше место старта! Через несколько минут здесь уже развивался флаг
России. Ура!
        Что может быть прекрасней для путешественника,  кроме  хорошей
 погоды,  встречного ветра и приятной компании!  Наша дорога идет вдоль океана,
мимо изредка проносятся автомобили. Небольшие  домики в прибрежных поселках  и практически никаких деревьев,  кроме  пальм и небольших кустарников.  На берегу
толпился народ, наблюдавший за кучкой серфингистов,  которые с разгону
бросаются в пучину и отчаянно гребут, пытаясь выскочить на волну. Оседлав
ее,  они словно летят над водой, изредка бросаясь вниз и на бешеной
скорости исчезая под гребнем, но тут же появляясь на другой стороне
пенящейся волны. Здесь много как опытных серфингистов, так и «чайников»,
которые в безопасной зоне учатся выходить на волну. В основном это дети, тренирующиеся под руководством инструкторов. Рядом на берегу сидят зеваки.
        В Лиссабоне я обратил  внимание на  спортивные сооружения и на всестороннюю поддержку детского спорта в этой стране. Возле школ и во дворах были построены небольшие футбольные стадионы с великолепным травяным покрытием. На одном из них проходил  футбольный матч. Мальчишки и девчонки  12-14 лет лихо управлялись с мячом. Это был зрелый и настоящий  футбол, у нас  не каждые взрослые так  играют. Буквально в пятистах метрах от этого стадиона расположено еще одно поле,  уже  для гольфа. И так по всему городу. Нам бы поучиться у них.
       Знание английского языка нас не сильно спасает, владеют им здесь не многие,  с трудом приходится изъясняться на международном языке жестов. Река
Тежу,  впадающая в океан в районе Лиссабона,  имеет ширину 17 км.  Здесь
построены два моста,  один из них  является самым протяженным в Европе.   Но
насладится видом на реку с этих мостов нам не пришлось, так как  по ним проходит
автострада и для велосипедистов  туда путь закрыт. Пришлось воспользоваться не
менее приятным видом транспорта - паромной переправой.  За семь с
лишним евро мы погрузились на паром. Смеркалось, лучи заходящего солнца
своими лучам освещали огромную статую Иисуса Христа,  стоящую на
противоположном берегу.
       Все дальше и дальше мы удаляемся от места старта. Едем все время по второстепенным дорогам,  местную жизнь видим  как - будто изнутри. Небольшие поселки, отдельно стоящие дома,  к которым  ведут дороги,  и все вокруг огорожено сетками и  колючей проволокой.  Это частный сектор, на который нельзя ни заехать,  не зайти без разрешения хозяина.  Такое «собственничество»»  создавало нам определенные проблемы с остановками на обед и ночевку.
Кругом растут пробковые деревья, ими засажены огромные территории.
Здесь же  фермеры пасут свой скот - лошадей, овец, коров. Проезжающие
люди в автомобилях сигналят, машут руками и приветствуют нас. Пару раз
слышали приветствие на чисто русском языке.
     Португалия  - маленькая страна, она  вытянулась  вдоль побережья
Атлантического океана с севера на юг, поэтому пересечь ее с запада на
восток,  как пролегал наш путь, не составило большого физического труда.

   Конечно, все рассказанное Мержоевым, - это лишь   крошечная толика того, что он со своими товарищами увидел  и узнал.   Особенно порадовало его, как,   заметив  вымпелы с российской олимпийской символикой, испанцы, итальянцы и особенно греки с радостными криками: «Русо!», спешили пожать руки нашим спортсменам и щедро снабжали их бананами,  домашними колбасами и вином. И то, как с большой охотой люди в Европе подписывались под предложением провести зимнюю Олимпиаду в Сочи.

     Об этом уникальном походе можно будет прочитать в новой книге Константина Мержоева. А вот что он сказал в заключение нашей беседы:

   - Любой может стать участником подобного путешествия.  Все дело в психологии. Конечно, нужна определенная физподготовка.  А еще все участники нашей экспедиции не курят и не пьют. Любого можно взять с собой в путешествие, но главное, что требуется от человека – это его   психологическая устойчивость. Если она есть, все остальное приложится. Даже сложный маршрут не будет страшен, поскольку мы не соревнуемся с кем-то на время, а спокойно идем к своей цели. И потом, дело не в походе, как таковом. У меня знакомые, чемпионы СССР, до сих пор в горы ходят, потому что это их жизнь.     Вся фишка в том, что пока этого не поймешь, туристом не станешь!


Рецензии