Дорогое прошлое

Бизнесу по продаже предметов с историей предрекают незыблемую популярность хоть у не широкого, но зато у постоянного круга людей. Еще в Древнем Риме антиквары, предлагавшие предметы этрусского или древнегреческого наследия, находили своего клиента. Вот и сегодня для одних предметы старины являются вожделенными предметами коллекционирования, для других – инвестиционным инструментом, для третьих — ностальгией и дорогим сердцу прошлым.

Течение времени

Антикварный рыночный сегмент стал принимать цивилизованные черты в 1990-х годах, когда стало возможным легально обменивать древние монеты не только на собратьев-ровесников, но и на современные купюры. Постепенно некоторые коллекционеры переквалифицировались в бизнесменов.

В нашем городе первый антикварный салон появился в 1989 году под вывеской «Наше наследие». «Это было золотое время, - вспоминает Вадим Огородников, директор ООО «КоБа», магазин «Вятская старина» (так теперь звучит современное имя первого салона города). – Мы были единственными на рынке, каждый день у нашего магазина выстраивались очереди желающих сдать какой-либо предмет старины: выбор был богатый».

Сейчас ситуация кардинально изменилась. «На данный момент в Кирове на душу населения стало приходиться слишком много точек, торгующих антиквариатом, что очень поражает иногородних гостей, - рассказывает Александр Морозов, директор антикварного салона. - К примеру, в Нижнем Новгороде всего три лавки, столько же в Перми, пять в Екатеринбурге. У нас же десять антикварных магазинов, плюс ломбарды, которые тоже задействованы в этой сфере».

Течение времени не только породило другие компании, заинтересованные в купле-продаже антиквариата, но и поменяло потребительские предпочтения.
«В нашем бизнесе время играет значительную роль: проходят года, и начинают быть востребованными такие предметы, которые мы и предполагать не могли десять лет назад. В 1990-х людей интересовала иконопись, серьезные вещи 17-начала 18 веков. Сейчас посетители антикварных салонов ищут предметы конца 19–начала 20 веков. Я бы, к примеру, никогда не мог подумать, что спросом начнет пользоваться тематика советского времени: горны, барабаны, пионерские и октябрятские значки, знаки советской власти. А с того времени, как люди начали заниматься дизайном, стали востребованы такие вещи, как колоса телег, бочки, прялки, лодки-долбленки ручной работы, водокачки и так далее – все это используют теперь для оформления баров, ресторанов и даже загородных домов. Если бы мне в 1990-м году показали фотографию моего современного магазина, я бы просто не поверил, что начну торговать этими вещами, - улыбается Вадим Огородников. – И, тем не менее, чем дальше в прошлое уходит эпоха СССР, тем выше на нее поднимается спрос».

Инвестиции в старину

Современность сказалась и на клиентской структуре. Раньше лавки древностей привлекали в большинстве случаев коллекционеров. Теперь же сюда все чаще стали захаживать дизайнеры, инвесторы, ностальгирующие по ушедшим временам, и просто любопытные горожане.

Антикварные магазины сегодня стремятся обеспечить запросы каждого, предложив всего понемногу: от пятирублевой иностранной пивной крышки и значка дружинника до старинного шифоньера и иконы, написанной именитым мастером в прошлом веке.
- Никто из сегодняшних игроков не может позволить себе уйти в определенную сегментацию, - говорит Вадим Огородников. - В крупных городах, Москве и Санкт-Петербурге, есть специализированные антикварные мебельные салоны. Но масштабы нашего региона не могут дать таких возможностей – поэтому мы предлагаем все. Хотя, каждый из кировских игроков делает в ассортименте акцент на чем-то определенном – на том, что хозяину бизнеса ближе всего. Например, мне интереснее часы и русская старинная мебель.

Вот на что есть стабильный спрос, так это на интересные вещи высокого художественного и исторического уровня. Стоят они, естественно, не дешево. В нашей области можно назвать определенный ценовой порог – 50 тыс. рублей - выше которого продать вещь будет очень сложно.

- На сегодняшний день каждый уважающий себя столичный салон имеет хотя бы одну небольшую витрину продукции Фаберже, - рассказывает Вадим Огородников. - В Кирове предметы такого уровня вряд ли будут востребованы. За все время нашей работы продукция Фаберже был представлена лишь два раза, потому как спросом пользуется более умеренный ценовой диапазон. С другой стороны, у нас предметы стоят дешевле, чем в столице, и к нам доверия больше. Неискушенные люди, желающие приобрести какую-то вещь в качестве инвестиций, опасаются подделок – таковых на Московском рынке 70%, а то и 90%. У нас же нет возможностей работать нечестно. У нас маленький город, и лично мне интересно, чтобы клиент вернулся в мой магазин, а затем дал рекомендации своим друзьям и знакомым.

Популярность предметов старины растет в значительной степени и от его новой роли инвестиционного инструмента:
- Антиквариат – самый надежный предмет инвестирования. Вот простой пример: николаевские червонцы за два года выросли в цене на 150% - хоть один банк может предложить такие проценты по вкладам? - говорит Петр Перминов, директор ООО «Диадема». - Дело в том, что со временем таких предметов становится только меньше, к тому же они изготовлены из высокопробного золота – соответственно, цена их растет. Это не недвижимость, не акции - в любой ситуации инвестор может продать антиквариат по ликвидной цене.

Заработать на истории

Вести статистику в антикварном бизнесе и выводить средние данные – дело нелагодарное: сегодня магазин продаст открыток и марок на 100 рублей, завтра покупатель-инвестор придет за иконой стоимостью 50 тыс. рублей, а на следующий день полностью скупается коллекция фарфора, на которую не обращали внимания несколько месяцев. Все же, несмотря на кажущуюся неравномерность, антиквариат, как товар, привлекает все большее число покупателей.

- Но войти в этот бизнес достаточно сложно, - предостерегает Петр Перминов. - Я знаю нескольких людей, которые пытались заниматься антиквариатом, но их старания потерпели крах. В нашем деле нужна серьезная подготовка, как теоретическая, так и практическая. Приведу пример: как минимум, нужно разбираться, в какой период правил той или иной царь. Мне был известен случай, когда за 10 тыс. рублей покупали монету времен правления Павла Первого, на которой выгравирована большая буква «П» и дата 1798 год. Подумали, конечно, на Петра Первого (то, что император умер в 1725 году, почему-то не вспомнили). Хотя реальная цена такой монеты – всего 10 долларов. Бывали и противоположные ситуации: по неграмотности скупщики отказываются от ценных экземпляров. К нам приходили люди с предметами, стоимость которых достигала порядка 1,500 долларов, - в других салонах им отказывали, ошибочно полагая, что вещь не стоит ничего.

- Сложность нашего бизнеса еще и в том, - добавляет Александр Морозов, - что мы не можем, подобно прочим видам розничной торговли, позвонить на базу и заказать нужный товар. Нам нужно постоянно быть в поиске интересных экземпляров, работать и еще раз работать.

И все же, несмотря на трудности и специфику, перспектива для торговцев предметами с историей намечается единственная:
- Этот бизнес вечный. Как сказал Владимир Ильич Ленин, «узок круг этих революционеров, крайне далеки они от народа». Мне очень нравится эта фраза, потому что она про нас, - говорит Вадим Огородников. - Да, на антиквариат нет повседневного спроса, но он нужен определенному кругу людей, который с годами становится шире. И это очень радует, потому как любое приобщение к прекрасному всегда является дорогой к лучшему.


Рецензии