Аптечный бум

Как отхватить долю фармарынка?

Прибыль некоторых аптек может быть сопоставимой с доходами крупных продуктовых супермаркетов, и это при том, что торговой площади под миниатюрные коробочки с лекарствами потребуется гораздо меньше.
Фармабизнес всегда был доходным делом и привлекал к себе многочисленное внимание инвесторов и предпринимателей. Настолько многочисленное и активное, что на сегодня вердикт экспертов таков: через два-три года создавать бизнес в аптечной сфере уже не будет смысла.

Рынок под красным крестом

В недалеком прошлом существовал закон, запрещающий аптекам располагаться друг от друга на расстоянии менее пятисот метров. Когда законодательство по воле чиновников лишилось этого пункта, аптеки стали возникать практически на каждом шагу: уже не в диковинку увидеть двух конкурентов, расположившихся в соседних подъездах.

«Фармацевтический бизнес популярен не потому, что невероятно прибыльный, а из-за своей стабильности: люди никогда не перестанут болеть и покупать лекарства – именно поэтому количество аптек разрастается в нашем городе в геометрической прогрессии», - рассказал директор одной государственной кировской аптеки.

- Сегодня становится сложнее начинать работу в аптечном бизнесе. Ситуация на рынке такова, что с каждым годом конкуренция становится более масштабной и более острой. Те, кто начинал лет десять-пятнадцать назад, уже сформировали приверженцев собственного бренда, так что новичкам приходится непросто, - рассуждает Надежда Александрова, заведующий ООО «Витал».

- Кировский рынок уже перенасыщен аптеками. Переизбыток точек, занимающихся продажами лекарств, привел к тому, что рентабельность этого бизнеса становится все меньше, - рассказывает Ирина Лютина, директор ООО фирма «Примула». - Дело в том, что многие считают, что фармабизнес очень прибыльный, но не берут в расчеты объемы города – поэтому количество аптек разрастается. Бывает так, что в одном доме работают две разные аптеки, но у населения нет такой огромной потребности в лекарственных препаратах.

В настоящее время Киров переживает волну, идущую от крупных российских городов, где пресыщение аптечного рынка произошло уже давно: теперь федералов интересуют даже географические точки незначительного масштаба.

- Сейчас в наш город приходят иногородние серьезные аптечные сети (например, «36,6», «Фармакор»), и думаю, что такая тенденция будет продолжаться – крупные города ими уже освоены, теперь интерес представляет даже такой небольшой город, как Киров, - считает Галина Михеева, генеральный директор ООО «Ваша аптека».

Еще одна группа конкурентов, заставляющая смиренно тесниться частников, - это государственные аптеки. Не стоит сравнивать их с ветхими городскими больницами, сил и доверия клиентов у госаптек достаточно. Некоторые из них сохранили производство медикаментов, чем не может похвастаться ни одна частная аптека – для самостоятельных коммерсантов это слишком дорогое и нерентабельное удовольствие. Но плюсы есть и у аптек-предприятий: мобильность, оперативная реакция на спрос клиентов, внедрение новых технологий.

- Муниципальные и частные аптеки конкурируют, но только в плане лицензии, которая имеется на руках. Государственным аптекам разрешено торговать медикаментами по льготным рецептам, сильнодействующими и наркотическими препаратами, а коммерческие частные структуры этим не занимаются. В остальном же конкуренция идет по наценкам на лекарства: у кого она выше, от владельца – государства или частника - это не зависит, - рассказывает Ирина Лютина.

- Между аптеками всех форм собственности существует конкуренция. Идет настоящая борьба за своего покупателя. Способность привлечь новых клиентов и удержать уже имеющихся, отслеживать экономическую и конкурентную ситуацию на рынке, использование новых форм работы и автоматизации производственных процессов – это рецепт успешной работы аптечного предприятия, - считает Надежда Александрова.

Свое лекарственное дело

По словам коммерческих фармацевтов, открытие аптечного пункта не требует колоссальных средств. Если проблема с помещением благополучно разрешена, на остальную организацию лекарственного бизнеса потребуется от 400 000 (аптечный пункт) до 1 000 000 рублей и выше (сеть аптек).

- Сейчас намного труднее заходить на этот рынок не только из-за конкуренции, но и из-за повышающейся арендной ставки: если не имеешь собственного помещения, зарабатывать становится проблематично, - делится Галина Михеева.

Расположение здания будущей аптеки будет определять ее формат и прибыль. Тут роль играют многие нюансы: удаленность от медучреждений, расположение в районах с вредным производством и так далее, причем, привычный стереотип, что центральные районы самые «сытные», в сфере аптечного бизнеса не всегда работает.

Место расположения играет значительную роль: от него будут зависеть потребности клиентов и, соответственно, ассортиментный ряд лекарств. В центре горда будут востребованы эксклюзивные, более дорогие препараты, аптеке потребуется широкий ассортиментный ряд, удовлетворяющий разные потребности клиентов, но вот стабильность спроса не может быть обеспечена как раз из-за высокой проходимости людских потоков, - рассказывает Ирина Лютина. - В спальном районе наценка на лекарства не может быть высокой, но зато будет стабильное количество клиентов, потребности которых будут диктовать ассортиментный ряд: в данном случае, необязательно, чтобы он был полным – нет смысла держать в наличии некоторые позиции, не пользующиеся популярностью.

В России существует около пятнадцати тысяч различных видов медпрепаратов. Чтобы организовать достойный ассортимент, аптеке необходимо иметь в своем арсенале как минимум семь-девять тысяч различных видов лекарств. В противном случае, если больной два или три раза не найдет то, что ищет, клиентом такой аптеки он уже не станет.

Владельцу фармабизнеса стоит приготовиться к неравномерному спросу на разные группы медпрепаратов.

- Спрос на аптечные товары сезонный: весной и зимой больше востребованы противогриппозные, витаминные препараты, летом – желудочно-кишечные, противоожоговые, средства для перевязок, - рассказывает Ирина Лютина.

В каком формате будет работать аптека, выбирать тоже придется, ориентируясь на целевую аудиторию. Свободная продажа медикаментов способна повысить прибыль в разы – тут история аналогична продуктовым магазинам. Но стоит быть осторожными: есть люди (в большинстве случаев это пенсионеры), которые воспринимают торговлю только через прилавок. К серьезным медикаментам, требующим консультации фармацевта, есть смысл ограничить свободный доступ и продавать с закрытой витрины, чтобы избежать потенциальных инцидентов.

Еще один важный нюанс: время работы. Если есть возможности – организовывайте круглосуточную аптеку, но готовьтесь к дополнительным трудностям.

- Время работы аптеки играет немаловажную роль для клиента. Сеть наших аптек работает в круглосуточном режиме, поэтому фармацевт, пришедший устраиваться к нам на работу, должен быть готов к этому, - рассказывает Ирина Лютина. - В аптечном бизнесе, пожалуй, есть две основные проблемы: конкуренция и недостаток кадров. Мы берем на работу человека со средним фармацевтическим образованием (высшее образование необязательно, но с полным отсутствием специализированных знаний работать в аптеке запрещено).

Деньги на недугах

Аптеки давно уже не ограничивают себя предложением исключительно одних медпрепаратов. В спектр предлагаемых товаров входят и различные БАДы, травы, косметические средства и даже продукты здорового питания. Естественно, что коммерческая выгода у такого разнообразия имеется.

- Наценки на все виды лекарств ограничиваются государством, в среднем она не должна превышать 30%. Делать минимальную наценку совсем не рентабельно, а повышать цены до максимума не дает конкуренция. Но ограничения относятся только к лекарственным препаратам, на БАДы наценка беспредельна, - рассказывает Ирина Лютина.

Не смотря на то, что у аптечного бизнеса есть возможность тридцатипроцентной рентабельности, в среднем этот процент реализуется всего лишь на треть. Хотя у аптечного бизнеса есть своя приятная специфика: низкая чувствительность основной массы клиентов к разнице в цене — в целях экономии пары рублей немногие будут менять свой маршрут.

Аптека – бизнес долгоотбивающийся, окупленные затраты за два года – показатель позитивный, а сеть малых пунктов, расположившихся в медучреждениях и торговых центрах, способна при хорошем стечении обстоятельств окупить себя за полгода-год. Но при такой концентрации разнообразных пунктов в лекарственной индустрии открыть скудную аптеку на паре квадратных метров все равно, что кинуть деньги на ветер.

Эксперты утверждают, что выдержать настоящие рыночные условия может только серьезная крупная аптека или сеть, потому что от объемов работы напрямую будет зависеть объем прибыли. Единственный, скромный аптечный пункт обречен на банкротство.

Стоит или нет?

Мнения профессионалов аптечного бизнеса расходятся. Одни считают, что эта отрасль переживает кризис из-за чересчур тесного расположения конкурентов, борющихся за своего клиента. Другие ставят диагноз: рынок здоров и находится на своем пике. Создается ощущение, что аптеки «разрослись» по городу, но, достигнув определенного порога, многие начали подавляться и исчезать. Это не признак кризиса, а природный закон – выживает сильнейший.

На вопрос «быть или не быть в аптечном бизнесе?» мнения также неоднозначны.
- Стоит ли новому игроку идти в эту сферу? Если есть желание и возможности, то, конечно, стоит. Даже небольшая аптека может выжить при грамотном менеджменте. У подобного формата есть свои преимущества: аптека более мобильна и ориентирована на покупателя, - таково мнение Надежды Александровой. - Кризиса в аптечном бизнесе нет, но некоторые аптеки закрываются. Почему это происходит? Успех, прежде всего, зависит от отношений, которые складываются между сотрудниками аптеки, с одной стороны, и покупателями – с другой.

- Я считаю, что новым игрокам начинать бизнес в этой сфере уже нет смысла, особенно, если планируется создание единичной аптеки – она заведомо будет убыточной. Можно выжить на рынке, создав сеть, состоящую как минимум из пяти торговых точек, занять оригинальную нишу. У такого формата аптек будет прибыль, но уже не такая, как пару лет назад. Сейчас идет сильное дробление оборота фармарынка, появление нового успешного игрока просто приведет к тому, что «кусок» каждой аптеки от общего «пирога» станет еще меньше, - считает Ирина Лютина.


Рецензии