Минус это плюс. Ошибки это опыт

Константин Палкин, директор рекрутингового агентства «Карьера-Recruitment»

Начать с нуля строить свое финансовое благополучие, не дожидаясь помощи со стороны, самостоятельно добиваться поставленных целей и в итоге реализовать дело, которое приносит не только материальный доход, но и удовлетворение, – вот краткая история бизнесмена Константина Палкина, директора рекрутингового агентства «Карьера-Recruitment».

Константин Вячеславович, какой период стал для вас стартовым в самостоятельной предпринимательской деятельности?
Начало перестройки. Тогда я служил в армии, и, сидя на государственных харчах, по телевидению и радио следил за происходящими изменениями в стране. Появились мысли: «Что же мы тут делаем? Топчем сапоги, в то время как другие начали зарабатывать хорошие деньги». Вот это и стало точкой отсчета – появилась необходимость заняться бизнесом, вслед за ней пришла идея. Хотя изначально я не рассматривал предпринимательство как дело всей моей жизни. Но настал момент, когда пришло понимание: нужно содержать семью, а зарплаты в армии были копеечные. Я всегда надеялся только сам на себя, а не на «дядю», который придет и поможет мне. Отсюда и было решено, что необходимо быть самому кузнецом своего семейного счастья.
Мы, я и мои друзья, стали искать свое применение на новом бескрайнем поле. Все начиналось довольно банально – торговля, перекупка, спекуляция всем, чем только возможно: продукты питания, одежда, обувь и так далее. Этот список применим, наверное, к большинству предпринимателей, начавших во время перестройки. На что хватало обзора - тем и занимались. Можно было браться практически за любое дело и справиться со всем, потому что конкуренция тогда была невысока. Те, кто был настойчив, достигли многого.

Какие события предшествовали появлению сегодняшнего бизнеса?
После армии я занимался информационным бизнесом: обслуживанием компьютеров, установкой программ. Тогда штат у меня был двадцать человек, подавляющее число из них были менеджеры по продажам и программисты. Этот бизнес существовал три года. После этого я принял решение уйти из сферы обслуживания и сделать упор на продажи, подался в розничную торговлю.
Через какой-то период времени я решил, что пришла пора перебираться в город-миллионник, у которого гораздо больше возможностей, чем у провинциального Кирова. Я уехал в Екатеринбург. В этом городе пробыл недолго – где-то около полугода. Мои радужные надежды на то, что в большом городе бизнес легче делается, не оправдались. Я окончательно убедился, что все зависит от человека, а где строить бизнес – по большому счету разницы нет.

Почему не сложились дела в крупном городе?
Я не вел там бизнес, а отправился «на разведку» с целью понять, где лучше строить предприятие, есть ли принципиальная разница между большим и малым городом? Я хотел начать с нуля новый вид деятельности: работа с персоналом. Все сопоставив, пришел к выводу, что на том этапе для меня лучший вариант – открыть то, чем я хочу заниматься, в Кирове. По определенным причинам: я был молод, не имел особых познаний в этой области, небольшое количество конкурентов на слабо развитом рынке. Мы до сих пор сильно отстаем от крупных городов на три-четыре года, но не по качеству услуг, которые не ниже уровня ведущих российских компаний, а по количеству и видам предлагаемых услуг.
После того как окончательное решение было принято, в 2003 году 27 июля состоялся первый рабочий день рекрутингового агентства «Карьера». Параллельно мы пошли по трем направлениям в этом бизнесе: услуги для соискателей, работодателей, организовали газету «Рабочие места». Была задача рынок охватить цельно. Со временем мы прекратили предоставлять услуги для соискателей, сейчас специализируемся на оставшихся двух направлениях.

Какой прошлый опыт помог вам создать свое предприятие?
Без того опыта, который я в свое время приобрел, думаю, ничего бы не получилось. Или я занимался бы другим делом.
У меня есть прекрасное воспоминание со школьной скамьи, когда мы с товарищами лазили по горам, ходили в походы с палатками зимой в минус сорок. Если ты вместе с группой занимаешься очень тяжелым делом, проходишь через экстремальные ситуации, то начинаешь понимать значение человеческого отношения. Если бы не было такого опыта, может быть, я бы и не знал, как необходимо построить команду, создать дружный коллектив.
Потом, я служил в армии пять лет, свой отпечаток оставил и этот период – тоже общался в коллективе, но не отдыхая на берегу реки с друзьями, а в таких ситуациях, когда к тебе предъявляют большие требования. Решение непростых задач в узком коллективе закаляет. Не было бы этого опыта – не было бы и того, что есть сейчас.

С какими проблемами пришлось столкнуться?
Были удачи, были и промахи. Не скажу, что все было безоблачно, но все задачи, которые ставили перед нами наши заказчики, мы решали вместе, обучались и закалялись. На сегодняшний день я не могу утверждать, что мы достигли заоблачных высот, а в профессиональном плане нас можно назвать «гуру по подбору персонала» – нет! Учиться, учиться и еще раз учиться! Чем дольше я работаю в этом бизнесе, тем больше осознаю, что я еще не так много понимаю.
Но самое главное – иметь не только багаж знаний: вся работа строится на человеческих отношениях, и без человеческой мудрости здесь делать нечего. Как говорят люди, достигшие высот в этом бизнесе, расцвет профессионализма в нашем деле приходит в 50-60 лет. То есть исходя из того, что мне только тридцать шесть, – еще работать и работать.
Работа с персоналом настолько многоаспектна, что найти решение какой-то простой на первый взгляд задачки оказывается достаточно сложно. Приведу самый простой пример: у многих руководителей есть стереотип, что существует «таблетка», которую можно принять, и с персоналом будет все отлично. Например, провести тренинг, повышающий лояльность персонала – и этим ограничиться. Если начать копать глубоко – а поступать нужно именно так, – то понимаешь, что лояльность персонала создается не за пять минут, а путем кропотливой ежедневной работы руководителей и соответствующих специалистов, и никакой тренинг не поможет, если у сотрудников низкая заработная плата и ненормированный график работы.
Самая главная задача любого директора – это вопрос персонала. Невозможно выполнять в одиночку всю работу – многого не добьешься. Необходимо, чтобы тебя окружали профессионалы, чтобы они хотели работать на тебя, результаты достигаются только при этом условии.
Пока же у нас существует очень много заблуждений, связанных с управлением, наймом персонала. Работать с этими убеждениями – самая главная проблематика в нашей сфере. Найти индивидуальный подход к каждому клиенту, найти факты и аргументы, чтобы он сам увидел проблему и захотел изменить ситуацию, показать пути решения, – это крайне сложно. Мы этому учимся, но повторюсь - это нелегко. Я допускаю, что этому нужно учиться всю жизнь.

А в своей компании как решаете кадровый вопрос и вопрос управления персоналом?
Сложилось так, что тому, чем мы занимаемся, не учат нигде. Или учат так, что лучше бы и не учили вовсе. Поэтому мы исходим из следующих принципов при подборе персонала: во-первых, человек должен быть способным, во-вторых, он должен хотеть справиться с работой. И, конечно, не последнюю роль играют человеческие качества работника. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понимать: если человек адекватный, с правильными человеческими качествами, то в него можно вложить знания и опыт, так воспитать и заточить под себя, что он будет качественно выполнять работу. А если человек по своим качествам не соответствует понятию «правильный человек», то сколько в него не вкладывай, результат будет плачевный.
У нас в коллективе нет старших и младших, у нас образовалась линейка горизонтального управления. Мы не делимся на «начальников» и «подчиненных», а создаем команду, которая увлечена одним делом, относится к коллегам как к равным. Только при этом условии человек может почувствовать себя уверенно и чего-то добиться. А нам, чтобы стать консультантами в нашем бизнесе, надо не один пуд соли съесть вместе. Чтобы выйти на определенный уровень, человек должен у нас проработать как минимум три года – через такое время он будет немного представлять, чем мы занимаемся. Это уже не раз проверено на практике.

Когда было сложнее начать бизнес в этой сфере?
Тогда, пять лет назад, я мог позволить себе много экспериментов, потому что рынок был достаточно сырой, а наши предприятия не были приучены к качеству, они не знали, что спросить с нас. Мы вместе с ними обучались, набивали «шишки». Но любая «шишка» – это не минус нам в счет, потому что мы учились на своем опыте и в итоге чего-то добились.
Сейчас рынок услуг по найму персонала достаточно развит, сейчас будут сравнивать с теми компаниями, которые уже зарекомендовали себя на рынке. Но, с другой стороны, появилось много литературы и материалов, которые могут помочь осознать специфику этого бизнеса, стать на уровень выше.
Плюсы и минусы есть у каждого периода, но предприниматель не должен бояться трудностей. Если бы передо мной сейчас вдруг появилась задача поднять с нуля подобное предприятие, думаю, я с удовольствием этим занимался бы и сегодня.

В настоящий момент какое достижение вы считаете самым главным в своей карьере?
Я занимаюсь тем, что мне интересно, – это главное. Не гонюсь только за прибылью, мне важно получать удовольствие от работы. Если бы я хотел работать исключительно за количество денег, то, возможно, занимался бы чем-то другим. Мне нравится то, что я делаю, доход обеспечивает удовлетворение всех моих потребностей. У меня есть возможность влиять на ситуацию, я ни от кого не завишу. Думаю, что мне удалось создать тот коллектив, с которым многого могу достичь, нам по плечу любые трудности.
Мне нравится поставить перед собой план и добиться его выполнения. Я получаю удовлетворение не от того, что куплю себе новый автомобиль, а только тогда, когда решу задачу, которую установил перед собой, посмотрю на результат и скажу: «Да, мы молодцы!» Вот это доставляет истинное удовольствие.

Смогли бы заниматься бизнесом, который вам не интересен, ради прибыли?
Думаю, да, смогу. Другой вопрос, сколько я выдержу, если каждый день буду подходить к офису с плохим настроением и испытывать неприязнь… Долго это не протянется. Одно время я анализировал некоторые виды бизнеса и отказался от тех, заниматься которыми с моим характером было невозможно. Например, заготовка древесины или металл. Хотя сейчас этот бизнес становится более цивилизованным, выходит на «белые» рельсы, тогда это был очень криминальный бизнес, но доходы он приносил немалые.
Я не хотел бы заниматься таким бизнесом, когда ты от кого-то зависишь. То, чем я занимаюсь, позволяет быть независимым, и меня прельщает это в любом другом виде бизнеса – результат зависит только от тебя. Если есть сторона, от которой ты зависишь: от власти, политической ситуации, – то этот вид деятельности не вызывает у меня особого оптимизма и восторга.

Появляются ли идеи создания и развития другого вида бизнеса?
Пока мы будем развивать данное направление, как минимум пять лет – это точно. Работа с персоналом – это очень широкое поле для деятельности. Тем более что все идет к тому, что ситуация на кадровом рынке будет ухудшаться, пик кризиса наступит в 2012-2013 годах: работающее население со временем станет немногочисленным по сравнению с потребностями постоянно расширяющегося бизнеса в кадрах. Когда возникают проблемы на рынке, у нас появляется очень много сложных задач, но решать их крайне интересно, хотя и сложно.
Вполне допускаю, что наступит момент, когда я поменяю свою точку зрения, мне захочется заниматься новым видом деятельности: например, куплю пруд, запущу туда рыбу, построю такой бизнес. Думаю, эта работа тоже доставит мне удовольствие, и это главное. А если правильно работать с этим удовольствием, финансовый результат не заставит себя долго ждать.


Рецензии