Деньги в чайнике

Как развивается «посудный бизнес» в Кирове?

Когда в 2002-2003 годы наблюдался «бум» открытия предприятий общественного питания, работы для компаний, занимающихся оптовыми продажами посуды, стало предостаточно.
Не меньше возможностей появилось и у розницы, так как люди начали уделять больше своего финансового внимания не только качеству пищи, подаваемой на стол, но и достойному оформлению трапезы.

«Посудники» с именем

- Сейчас на кировском оптовом рынке посуды представлены несколько крупных фирм, такие как Вятка ТНП, Балерс, диктующие ассортимент и цены. В тоже время есть около двух десятков небольших фирм, которые могут предложить более интересные условия, но, к сожалению, при меньшем ассортименте, - рассказывает Оксана Катаева, директор по рознице ООО "Вятка-Стройторг".


А вот федеральных игроков на кировском рынке нет, и пока, возможно, прихода их не ожидается — по оценке представителей посудного бизнеса, в этом нет смысла: хватает своих представителей, работающих на кировском бизнес-поле.

- Все оптовые московские фирмы представляют интересы как минимум двадцати зарубежных компаний, начиная от Америки, Западной Европы и заканчивая Китаем, Турцией, а уже через столичные компании товар продвигается по городам всей России. Получается так, что взглянув на ассортимент в Перми или Новгороде, Ярославле или Владимире, я, скорее всего, узнаю ту посуду, которая стоит у нас на прилавках, - говорит Михаил Плеханов, генеральный директор ООО «СТА». - Ресторанный стандарт ассортимента, в принципе, на сегодняшний день признан и принят. Тут можно выделить основные бренды, которыми пользуются ресторанные компании: самые знаменитые бренды - «Трианон», испанский бренд «Перформа», турецкая торговая марка «Бассапачи», которая заполонила Россию настолько, что заставляет тесниться местного производителя. И это далеко не весь список.

Бизнес «на блюдечке»

- Начинающему предпринимателю имеет смысл изучить предложения мелких оптовых фирм, а не кидаться на разрекламированные компании с большим именем, - советует Оксана Катаева. - Дело в том, что мелкие фирмы более гибкие и в ценовой политике, и в отсрочках платежа, к каждому клиенту подходят индивидуально, в отличие от больших фирм, где всё делается по шаблону. Так же большой плюс мелких фирм - быстрая отборка и отгрузка товара.

По оценке Оксаны Катаевой, рассчитать точно необходимый начальный капитал достаточно сложно: тут нужно учитывать место и площадь открываемого магазина. Приблизительно стартовая сумма составить 250-500 тысяч рублей.

Первый пункт расходов — это площадь помещения: чтобы открыть свою посудную лавку, потребуется от 50 до 200 квадратных метров и более. Масштабы предприятия диктует ассортимент: чем шире спектр товара — тем, соответственно, шире нужны площади под зонированное пространство: посуда для приготовления разместится в одной зоне, для сервировки - в другой, подарочная - в третьей. Если же ограничиться чем-то одним, достаточно будет и 50-60 квадратных метров.

Розница: ставка на район

- При планирование бизнеса 90% успеха будет зависеть от расположения магазина, - считает Оксана Катаева. - Предположим, что вы открываете магазин в районе, между двумя вокзалами. Проходимость людей очень большая, а так же много людей, которые приезжают с районов или просто тех, кто не знает Кирова. Им очень удобно будет покупать товар в вашем магазине, если будет хороший ассортимент. Соответственно, можно будет делать более высокую наценку. Один минус - дорогая аренда. И наоборот, открывая магазин на окраине, придется привлекать покупателей конкурентными ценами. Плюс - в дешевой аренде.

Успешное посудное предприятие можно открыть как в центральном, так и спальном районе. Главное — иметь под боком «якорь», привлекающий к себе покупательский трафик, потому что люди все-таки хотят получить комплекс услуг - купить не только посуду, но и средства для ее мытья, и продукты, которые подадут на новых тарелках. В этом плане идеально подходят торговые площади, арендованные в крупных супермаркетах или торговых центрах. Хотя, это не означает, что подобному формату уступает отдельно стоящий магазин.

Угадать ассортимент

Тенденции в современном дизайне посуды развиваются ничуть не спокойнее моды на одежду: выбор расцветок, рисунков, форм и материалов огромен. И все-таки, «посудники» с опытом советуют при выборе ассортимента придерживаться здравой умеренности, чтобы ненароком не потерять вложенные деньги.

- Какой именно ассортимент нужен в магазинах, предсказать не возможно. Привозишь посуду, думаешь, все правильно: соответствие цены, качества, красоты — обязательно будут брать! Но нет, товар стоит. И наоборот: привезёшь товар, думаешь, не пойдет - дороговато, а смотришь - через неделю товар продан, - рассказывает Оксана Катаева. - У нас три розничных магазина, находятся они в разных районах города Кирова. И вот парадокс: в магазине, который находится в центре, больше покупают посуду эконом-класса. И наоборот: в магазине, который находится на окраине города, возим более дорогую посуду, от эконом-класса совсем отказались.

Наиболее оптимальный ассортимент для посудного магазина - это наличие подарочной посуды, посуды для приготовления и сервирования. В течение года каждый из сегментов в среднем обеспечивает треть доходов.

- В последнее время, платёжеспособность покупателя растёт. Поэтому имеет смысл завозить более дорогую подарочную и сервизную посуду. В тоже время не стоит забывать и о посуде повседневного назначения, - говорит Оксана Катаева. - Я считаю, что в настоящий момент практически все магазины грешат однообразием ассортимента, в частности посудой производства Китая и Турции. Меньшим спросом начала пользоваться отечественная столовая посуда, хороший, качественный фарфор. Но мне кажется, что со временем он вернётся на наши прилавки.

Опт: ставка на «белое»

По словам экспертов, прибыль от оптовых продаж выше, чем от розничной торговли. И в то же время, не смотря на огромный спрос, рентабельность посудного бизнеса со временем становится все ниже благодаря ожесточившейся конкуренции и инфляции.

Рентабельность оптовых кировских предприятий примерно одинакова, потому что поставщики одни и те же, а зарабатывать в основном приходится на скидке от производителя. Поднимать цены выше рискованно.
Оптовые и розничные посудные предприятия кардинально отличаются не только по доходности, но и по своему ассортименту.

- В ассортименте между посудой для дома и посудой для заведений общепита есть большая разница даже по визуальному признаку: столовые и рестораны стараются покупать прозрачную или белую посуду без рисунка и орнамента, в то время как частные лица покупают посуду радужных расцветок и с декором, - рассказывает Михаил Плеханов. - Дело в том, что в кафе, ресторане или другом заведении на каждый столик нужно подать одинаковую посуду. Из-за одной треснувшей тарелки очень накладно менять весь сервиз, а вот выкупить похожий прибор к набору посуды классического белого цвета намного проще.

Белый цвет — беспроигрышный вариант. На то он признан классикой, чтобы каждое блюдо смотрелась на бесцветной тарелке гармонично и привлекательно. Впрочем, не только эстетика выводит этот цвет в лидеры продаж. Посуда с рисунком стоит дороже, и многие предприятия общепита считают, что издержки на декор попросту ни к чему.

Элитный класс - не для Кирова?

Предприятия общепита зачастую экономят и на качестве материала, из которого изготавливается посуда. Но тут стоит оговориться: разница между студенческими соловыми и элитными ресторанами существенная. Последние стараются брать посуду на ступень выше по качеству: французского, испанского производителя. Но хотя прочность материалов выше, визуальная картина остается та же.

- Работа предприятия общепита - это, по сути, спектакль. По аналогии с театром, мы идем в рестораны и кафе за отдыхом, - сравнивает Михаил Плеханов. - В первую очередь мы обращаем внимание на приятную атмосферу, сервис, хорошую кухню. Когда человеку комфортно, ему не так важно качество материалов, из которых изготовлена посуда.

Экономить на посуде приходится потому, что инвентарь этот недолговечен не только из-за своих технических характеристик: не секрет, что посуда в общепитах часто «пропадает», а также небрежное и неосторожное отношение персонала к «не своей» посуде приводит к ее бою. По этим причинам сегодня практически пустует сегмент дорогой посуды.

- На нас выходила посудная компания из Англии, предлагала организовать выставку своей посуды класса премиум: она очень красива, у нее есть пять лет гарантии только на сколы, но она не будет пользоваться спросом в Кирове. Одна тарелка стоит 600-700 рублей. Общепит себе позволить такое не может, это только в сегменте московской торговли есть возможности закупать подобную посуду - туда идут клиенты не с кировскими деньгами, - продолжает Михаил Плеханов. - Как такового, дорогого сегмента посуды нет, в основном спросом пользуется эконом и средний класс. Ситуация в опте и рознице разные, тенденции другие: розница в основном берет средний класс, но посуда идет более яркая, с рисунком, а значит, она более дорогая.

Сегодня наблюдается тенденция увеличения предложения и спроса на посуду китайского производителя: буквально за последние два года она уверенно заняла свою нишу. Китайский фарфор имеет большой ассортимент и конфигурацию (квадраты, полуовалы, ракушки), а качество белизны намного выше, чем у российского фарфора. Посуда восточного производителя относится к среднему классу: дороже российского, но дешевле французского, испанского. Для столовых такую посуду уже берут редко — дорого, зато спрос есть у баров и ресторанов.

Ингредиенты успеха

Главная составляющая успеха для любого формата посудного предприятия — будь то оптовая фирма, или розница, - это качество продукта и обратная связь с потребителем. Разочаровавшийся клиент уже не вернется, зато довольный покупатель, придя домой и поставив новый привлекательный предмет домашнего быта на фоне старой утвари, почувствует: пора приобрести полный набор новой посуды.


Рецензии