Неувядающая розница

Как миновать риски цветочного бизнеса?

В те времена, когда Союз воспевал свою нерушимость, кировский рынок розничной продажи цветов представляли 2-3 магазина и рыночные торговцы. Когда же слово «бизнес» для России стало приобретать значение «большие возможности», этот рыночный сегмент смотрелся почти необитаемым.

Не смотря на отсутствие конкуренции, удачно вступить в цветочный бизнес тогда было ни чуть не проще, чем сейчас. Цветы никогда не являлись товаром первой необходимости, и в переломный исторический момент населению было попросту не до них. Но, тем не менее, спрос на букеты рос следом за благосостоянием их покупателей. Этот момент положил начало активного формирования цветочной розницы.

В настоящее время пустота «лепесткового» сегмента канула в прошлое. «Это обычное явление в торговле: цветочный рынок был недоразвитый, а буквально года два назад он стал переполнен, - комментирует Олег Малышев, директор ООО фирма «Акация». - Предпринимателей привлекает высокая оборачиваемость товара, но быстро заработать деньги - ошибочное стремление, потому что в нашем бизнесе много подводных камней: на цветах можно как быстро заработать, так и потерять все».

Точное попадание

Цветы – это живой товар, поэтому успешность флора-предприятия зависит в первую очередь от четкости продаж. А теперь попробуйте найти магазин с яркой вывеской «Цветы» в тихом дворе спального района и задумайтесь, почему у вас не получилось это сделать?

«Естественно, расположение влияет на продажи, - комментирует Константин Русских, совладелец компании «Макси Флора». - Цветы – товар скоропортящийся, и чем выше проходимость, тем меньше у вас списание товара и, соответственно, выше рентабельность».

Сегодня «сердце» нашего города плотно окутано сетями, салонами и павильонами, предлагающими цветы во всем их мировом многообразии. По словам экспертов, стратегических мест с высоким проходным трафиком уже практически не осталось.

- Даже если вы открываете бизнес, арендуя площадь в торговом центре, это еще не означает, что вы будете успешны, потому что у некоторых, даже старых зарекомендовавших себя центров, есть целый ряд проблем: с тем же паркингом, к примеру, - считает Константин Русских.

- Возможность выжить в малопроходимом месте есть при грамотной маркетинговой политике, за счет особенных предложений и профессионализма. Например, в Москве все крупные салоны располагаются совсем не по ходу движения, но процветают за счет наработанной клиентуры, - говорит Дина Новокшонова, директор салона цветов «Фелиция». – Очень большую роль в судьбе цветочного салона играют специалисты, работающие в нем.

Дизайнер флоры

- Практически весь ассортимент, который представлен в мире, есть и в Кирове, - рассказывает Олег Малышев. - Флористика в нашем городе тоже на достойном уровне, но без «наворотов», спокойная: флористы используют более доступные композиции букетов. Есть и эксклюзивные предложения, но в меньшей степени. Таковы потребности рынка: массовому потребителю требуют более простые и дешевые букеты, хотя есть и те покупатели, которые хотят получить необычные букеты и готовы платить за это.

- Этот бизнес становится все более ориентирован на постоянных клиентов, - комментирует Константин Русских. – У многих есть свой любимый парикмахер - по такому же принципу выстраиваются отношения клиента с флористом: последний знает о предпочтениях первого, и поэтому сейчас успешный бизнес держится на постоянных клиентах и годами выстроенных отношениях с людьми.

- Но существует проблема дефицита профессиональных флористов, так как у нас в городе нет хорошей школы. Остается один выход: направлять людей на учебу в столицу, – говорит Дина Новокшонова. - Но в основном в нашем городе флористы — это самоучки, творческие люди, которые обладают призванием к этому делу и любят товар, с которым работают.

- Быть флористом либо дано, либо нет, - считает директор фирмы «Акация». – Можно получить корочки дизайнера, но это еще не показатель. Хороший флорист должен предлагать и реализовывать такие решения, которые понравятся заказчику. Тогда люди будут идти в магазин именно благодаря мастерству специалиста.

Зарплата у флориста пропорционально равна квалификации специалиста. «Это может быть и 5000, если работник начинает учиться с открытия магазина, и его зарплата растет в соответствии с предприятием, - говорит Константин Русских. - Высококвалифицированые флористы могут зарабатывать от 20000».

Флорист также может совмещать функции продавца-консультанта. Алгоритма расчета штата нет, отталкиваться нужно от нескольких параметров: площади торгового зала, количества посетителей и объемов продаж. Для начала на 60 кв.м. будет достаточно пригласить четырех человек, работающих по двое в смену.

«Лицо» торговли

Вывеска с привлекающим внимание словом «цветы» или стеклянная витрина, наглядно демонстрирующая товар – вот, пожалуй, весь основной список требований к экстерьеру. Цветочному магазину не нужна особая помпезность. Но внешность должна рассказывать о предлагаемом товаре, а внутренняя обстановка обязана быть эстетически привлекательной, хотя совсем не обязательно вкладывать крупные суммы в реализацию изысканных дизайнерских решений.

- Интерьер магазина безусловно играет роль, но наш товар уже является украшением, и наша главная задача — преподнести его, грамотно расставить, составить композиции, показать свои творческие работы, выставить их на витрину, - говорит директор салонов «Фелиция».
Но опять же, при расстановке цветов нужно учитывать индивидуальные условия хранения.

- Мы создали оптимальные условия: у нас установлена холодильная камера, которая поддерживает оптимальную температуру +5 - +8 градусов, - рассказывает Дина Новокшонова. - Такое оборудование ориентировочно стоит 30000 рублей. Но есть и теплолюбивые растения, которые нужно держать только при комнатной температуре.

- В начале, чтобы избежать лишних трат, можно обойтись и без специального холодильного оборудования. При небольших объемах товара достаточно простого бытового холодильника, - советует совладелец компании «Макси Флора».

Время продавать

- Время работы магазина диктуется его расположения: в проходимом месте он может работать до 20-22 часов, в менее проходимых – как традиционный магазин, до 19 часов, - говорит Олег Малышев.

«Достаточно сложно выводить крупный салон на работу ночью, это целесообразно в исключительных случаях, - считает Дина Новокшонова. – В нашем городе всего пара круглосуточных цветочных павильонов». Если провести неуглубленный анализ, то все они расположены под боком мощных круглосуточно работающих «якорей»: продуктовых маркетов или развлекательных центров.

Реклама: стоит или нет?

- Реклама не играет значительной роли в цветочном бизнесе. Какая бы реклама не была — негативная или за позитивная, - клиенту не важно. Он идет либо в ближайший магазин за традиционным букетом, либо едет в другой конец города к флористу, у которого привык делать заказы, - говорит Олег Малышев.

С низкой значимостью рекламы в цветочном бизнесе солидарен и Константин Русских:
- Если выбрано правильное местоположение, не нужно вкладываться в рекламу. К примеру, если вы расположились на первом этаже торгового центра «Глобус», через вас будет проходить больше людей, чем увидит или услышит информацию, которую вы дадите в СМИ. И потом, большинство людей покупают цветы территориально. Можно много вкладываться в рекламу, но если вы находитесь в районе Зонального, люди за цветами к вам не поедут. Рекламировать имеет смысл уникальные услуги и предложения.

- Реклама лишней не бывает, она работает на имидж в любом случае, - высказывает свое мнение Дина Новокшонова. - Вкладывать средства в рекламу стоит, особенно на начальном этапе: о вас должны узнать, какой товар и услуги вы предоставляете. Причем, делать ставку нужно на «картинку» - наш товар надо показывать.

Букет перспектив

Для потенциального предпринимателя цветочный бизнес привлекателен своими неограниченными возможностями – всегда есть пространство для новых, отличных от прочих предложений. Делать ставку на ассортимент уже не актуально, будущее - за креативной флористикой.

«Современный дизайн развивается очень быстро, а вместе с ним и флористика. Необходимо постоянно развиваться, следить за новыми тенденциями и внедрять их. Именно за счет такого профессионального подхода можно удержаться на рынке», - считает Дина Новокшонова.

«Не смотря на плотность ниши, в цветочном бизнесе нет одного монополиста, который подавляет остальных, - говорит Константин Русских. - Между игроками идет здоровая конкуренция, и в этом бизнесе можно спокойно развиваться в рамках собственных интеллектуальных и финансовых возможностей».

Цветочный магазин: основные инвестиции

Помещение: аренда 1 кв. м. в центральной части города 1000—1200 рублей — минимальная плата оптимальные 50-60 м;
Торговое оборудование: минимум 100000 уйдет на стеллажи, подставки, вазы; холодильное оборудование – около 30000. Но на первых порах можно обойтись и бытовым холодильником в связи с первоначальным небольшим объемом товара.
Ассортимент: срезанные цветы — 30000-35000, горшечные — 50000-65000; пополнять ассортимент свежим товаром придется примерно раз-два в неделю.
Персонал: 4 продавца-флориста, график работы два на два. Можно найти за 5000 не квалифицированных работников, которые будут учиться вместе с вами, и, соответственно, их зарплаты будут повышаться вместе с развитием бизнеса. Хороший специалист зарабатывает от 20 000.
Итог: от 450000-500000 рублей
Рентабельность: около 35%
Окупаемость: 3 года (при условии стабильных продаж и других благоприятных условий)
Особенности рынка: здоровая конкуренция;
Плюсы: бизнес можно начать с относительно небольших инвестиций; быстрый товарооборот; высокий наценочный процент;
Минусы: живой скоропортящийся товар; потребительский спрос в основном распределяется по территориальному принципу; дефицит квалифицированных флористов.

Обманчивый процент

Наценка на цветочный товар может показаться очень высокой: 100 и даже 300%. Но не нужно из этих показателей делать ошибочных выводов. На самом деле рентабельность цветочного бизнеса может составлять не более 35% годовых.


Рецензии