Ракушка с Кубы

   К тридцати годам мой друг Колька уже был вполне  успешным человеком.
  Закончив сельхозинститут, он получил  квалификацию инженер – электрик. Затем прошел  практику у хороших специалистов и стал,  как  говорят: «электриком от Бога».

   На спор Колька скручивал провода под напряжение 380 вольт голыми руками. Лишь бы плоскогубцы и кусачки были с изолированными ручками.
   Электромоторы на «звезду» или «треугольник» подключал с завязанными глазами.

   А вот главным его коньком, как раньше, так и сейчас, является инкубатор: каждое яйцо просветит, понюхает и покрутит, в лоточек аккуратненько уложит, нужный режим выставит. Результат: вывод девяносто процентов и выше.

  Как молодой специалист получил колхозную квартиру с многочисленными надворными постройками. Жена Светлана подарила ему двух дочурок, красивых и умных.

   Колина мать держала коров, сдавала молоко и выхлопотала ему, вне очереди через сельсовет, красного цвета «Жигуленка».

***
    Все у него было, но, что-то случилось с другом, потому как приходит он ко мне, а я в то время в районе работал в известной организации завотделом, и говорит:
   - Направьте на партийную работу.

Отвечаю:
   - Николай! Ты пока на данную работу не подходишь. Партийного стажа и года нет, доклады писать и собрания проводить не умеешь.

   Коля стоит на своем:
   - В колхозе у меня перспективы нет. На должность председателя  ставят главного агронома, изредка главного инженера, а вот электриков – никогда.

   - Нет и нет! Вот если бы тебе годик в райкоме инструктором  «потереться», то другое дело. Ведь я прошел  комитет комсомола колхоза, три должности в райкоме комсомола, партком совхоза. А ты хочешь сразу с нуля  в десятку. Друг мой, так не бывает! Опыта общественной работы у тебя нет, дров наломаешь, -  я, сославшись на занятость, пытаюсь завершить беседу.

Но не тут-то было, мой собеседник втягивает меня в долгий и тяжелый разговор.

- Да знаю я твой опыт. С колхоза вместе бок обок, только в разных ипостасях. Быстро ты забыл, когда инструктор Виталик Дорохин в колхоз приезжал с проверкой, я вас на мотороллере «Муравей» по колхозу возил. А потом на попутку Виталия  отвозили на Мокрую Буйволу и под мостом вместе водку пили.

  Я делаю серьезный вид, пытаюсь возмущаться:
- Ну, товарищ, не компрометируй! Мы серьезный вопрос обсуждали: обмен комсомольских билетов.

- Да какие там билеты! Анекдоты рассказывали, да все о бабах.

   Чувствую, что не убеждаю собеседника, меняю тему:
- Николай! К тому же у тебя есть одна не пролетарская черта характера: много уделяешь внимания домашнему хозяйству. Поросят, индюков, бройлеров держишь? Держишь.

- Да! Люблю я птицу, а что тут плохого?

   Агрессивно наступаю на  Колю:
- Плохого нет ничего. Но какой масштаб: люди покупают двадцать – тридцать цыплят, а ты двести – триста. А потом, это я хорошо помню, с фермы домой на мотороллере мешки с комбикормом возил.
 
   Николай низко опустил голову, а я наступаю еще жестче:
- А готовую продукцию, тушки бройлеров, возил на рынок в Пятигорск? Возил. Склонен ты, друг мой, к стяжательству, что не совместимо…

Николай не дал мне договорить:
- Вот, вот! Пускай теперь другие хозяйство держат: рано встают, коров доят, свиньям кашу запаривают, навоз по выходным кидают, а я с красной кожаной папочкой  похожу. Кстати, она у меня уже есть.

   Выгнать бы Колю из кабинета за его шуточки о красной папке, да наш партийный метод – убеждение. Привожу последние аргументы и доводы:
- Да на хрена тебе это болото! В партию надо принимать рабочих, ведь она, родная партия, рабоче-крестьянская,  а они вступать не хотят.   Партийные взносы многие не платят, набегаешься. А персональные дела за пьянство и разврат?  Холостая учительница загуляла с прорабом – на бюро. Женатый замполит влюбился в медработницу, и их туда же! Так что менять профессию и ломать судьбу, я тебе не советую. На работе экспрементируй с инкубатором, дома разводи индюков.

   Коля по простоте душевной не понимал слово «субординация», чинопочитанием  также не страдал, запросто мне заявляет:
- Тогда пойду я к главному!

   Главным в дальнейшем будем называть секретаря райкома.

   Стою на своей позиции:
- Не ходи, не позорься! Да и как это понять: ты пойдешь напрямую к главному, через мою голову? Меня подставить хочешь? Учти – станем врагами.
- А я пойду в понедельник, по графе «Личный прием граждан».
- Ну, это другое дело. Валяй!

***

   Съездил Коля в Каспийск, привез сушеной воблы,  большой кусок балыка, черной икры и в понедельник, как и заявлял,  в наглую «поперся» с увесистой хозяйственной сумкой в апартаменты на прием.

   Главный, весьма деликатный человек, подарок не принял.  Но сумка  с ее содержимым, и ее хозяин,  на следующей неделе попали  к нам  в отдел.

    А случилось это так: главный вызвал меня и говорит:
- Готовь документы на своего друга. Неделю постажируй его в отделах, в парткомиссии, в секторе учета,  свози на пару собраний. Через неделю на собеседование, я уже наверху согласовал.

Главный немного помолчал и сделал вывод:
   - Шустрый парнишка! Далеко пойдет. Двинем его на «Красный луч». Как раз там секретарь на пенсию просится.
   Не стал я возражать, друг то сам карьеру пробивает, с какой стати мешать.

   Через две неделя Коля - секретарь парткома крупного совхоза, а через два месяца, как  я и ожидал,  уже начал «ломать дрова».
   Не понравился, видите ли, ему директор хозяйства, и стал  Коля  на него «активно» компромат собирать. После работы купит пива, водки, из дома воблы принесет и угощает директора.

Естественно, на другой день на утреннюю планерку в шесть – семь часов утра «больной» директор не приходит, а секретарь парткома сигнализирует в мой отдел:
- Вы курируете кадры, дисциплину, боретесь с пьянством? Так у нас непорядок. Руководитель пьянствует, производством не занимается, пора менять.

   И так вот сигнализировал три - четыре раза, потом начал требовать смещения директора. В общем, пошли мы с ним к главному.

Тот спрашивает у Коли:
- Какие ваши предложения по кадрам?

И тот, не моргнув глазом, выдает:
- Директором ставьте меня, я уже созрел!  Или зав отделом  Гречкина,  не буду возражать.

   Гречкин – это я. «Собственной шкурой» чувствую, что не понравились главному такие предложения, но виду он не подал. Лишь облизал языком губы, такое с ним случается в моменты нервного напряжения, и, можно сказать, выгнал нас:
- Идите отсюда, шутники. Кадры -  мой вопрос, разберусь.

***

   Директора заменили, месяца два в совхозе стояло относительное затишье, а затем моему другу не понравился председатель сельисполкома.

   Шла подготовка к выборам в местные советы. Выборы тогда были безальтернативными. Поясняю:
- На каждый избирательный участок выдвигалась одна кандидатура,  и ее надо было избрать, несмотря ни на что! И мой отдел за это отвечал.

   Приходит ко мне в кабинет Коля и заявляет:
- Кузнецова «прокачу»! Я уже  с  каждым избирателем переговорил, никто за него голосовать не будет.

   Пошел я к главному, доложил обстановку, предлагаю:
- Николая надо срочно освобождать от работы. Иначе «прославимся» на весь край, головы полетят.

   Главный погладил свой большой сократовский лоб, поправил прическу, сделал анализ ситуации и соответствующий вывод:
- Я за все отвечаю, но, в общем! Отделаюсь выговором, а вот ты, завотделом, отвечаешь за выборную кампанию персонально и тебе, точно, головы не сносить.

   И, заостряя внимание на мое деревенское происхождение, плоско пошутил:
- Поедешь на хутор, бабочек ловить.

  Но потом, довольный своей шуткой, смягчился:
   -  Иди и думай,  как разруливать ситуацию. Завтра в девять часов придешь с предложениями.

***

   Возвращаюсь к себе в кабинет, а там меня уже ожидает председатель райкома профсоюза Иван Исаакович:
- Завотделом, помогай! У меня туристические путевки «горят». Нет ни туристов, ни руководителя группы. Путевки почти бесплатные, девяносто процентов за счет соцстраха.

Спрашиваю рассеяно:
- А куда путевки?

- На Кубу! Круизный лайнер «Шота Руставелли» по маршруту: Новороссийск – Мальта – Гранд Карибы – Куба и обратно.

   И тут меня как будто током ударило, не стал ждать следующего дня, немедленно пошел к главному с предложением:
- Товарищ секретарь! Предлагаю поощрить путевками на Кубу  лучших пропагандистов, занятия уже закончились. А руководителем группы  назначить секретаря парткома совхоза «Красный луч».

   На том и порешили. Пока Коля плавал на Кубу, выборы в местные советы благополучно завершились.

***

     Загорелый,  жизнерадостный забежал ко мне на минутку мой друг,  занес подарок:  огромную, перламутровую, поющую ракушку с революционного пламенного острова Куба.

   Я тоже  приготовил подарок:
- Николай! Направляем тебя на повышение, заместителем директора  большого домостроительного комбината. Дела в парткоме передавать не надо, ты их передал перед круизом. Так что завтра выходи на работу на комбинат, приказ в Объединении уже подписан.

   Вот и вся история. Лежит ракушка с Кубы у меня на мебельной стенке как напоминание о том, что каждый должен заниматься своим делом.

19 июля 2009 года.     г. Благодарный.


Рецензии
Лежит ракушка с Кубы у меня на мебельной стенке как напоминание о том, что каждый должен заниматься своим делом.

ОЧЕНЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫВОД! А РАКУШКА КИТАЙСКАЯ)

Городская Белка   03.05.2012 17:02     Заявить о нарушении
Кум привез с Кубы.
Тогда еще из Китая ширпотреб не возили.
Да туда и по турпутевкам мало выезжали...

Владимир Пузиков   03.05.2012 17:32   Заявить о нарушении
Это ракушка -рапана с Караибского моря (где Куба)

Михаил Климовицкий   12.12.2012 17:35   Заявить о нарушении
Спасибо за поддержку!
Кум не мог обмануть...
Было это, как в песне "давным, давно...", в начале 80-х годов.

Владимир Пузиков   12.12.2012 21:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.